Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Верная рука – друг индейцев", "Апачи", "Сокровище Серебряного озера", "Вооружен и очень опасен": разные мнения

Верная рука – друг индейцев / Flaming Frontier / Old Shatterhand / Old Surehand - 1. Tei. ФРГ-Югославия, 1965. Режиссёр Альфред Форер. Сценаристы: Фред Денгер, Эберхард Кейндорф. Актеры: Стюарт Грэйнджер, Пьер Брис, Летиция Роман, Ларри Пеннелл, Теренс Хилл и др. Прокат в СССР – с августа 1968: 46,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в ФРГ: 8,4 млн. зрителей. Режиссер Альфред Форер

Верная рука – друг индейцев / Flaming Frontier / Old Shatterhand / Old Surehand - 1. Tei. ФРГ-Югославия, 1965. Режиссёр Альфред Форер. Сценаристы: Фред Денгер, Эберхард Кейндорф. Актеры: Стюарт Грэйнджер, Пьер Брис, Летиция Роман, Ларри Пеннелл, Теренс Хилл и др. Прокат в СССР – с августа 1968: 46,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в ФРГ: 8,4 млн. зрителей.

Режиссер Альфред Форер (1914-1986) поставил множество развлекательных фильмов, и часть из них попала в советский кинопрокат («Среди коршунов», «Верная Рука друг индейцев», «Срок семь дней», «И дождь смывает все следы», «Трое на снегу», «Ответ знает только ветер»). Все ленты Альфреда Форера, шедшие в советских кинозалах, имели большой успех у зрителей.

В 1968 году кинокритик Армен Медведев (1938-2022) писал на страницах «Спутника кинозрителя», что авторы фильма «Верная рука – друг индейцев» «не хотели ничего иного, как в течение полутора часов развлечь зрителей. Добросовестно воссоздали они на экране схему так называемого «вестерна». … Как и полагается, герой фильма Джон Гарден — рыцарь без страха и упрека, силач, фантастически меткий стрелок (за что и прозван — Верная Рука). Он приезжает в городок Мэзон-сити, чтобы найти убийцу своих родных. Вы догадываетесь, что он делает это в финале картины… сквозь многочисленные перестрелки и рукопашные, во время которых пули разбивают зеркала, а тела поверженных проламывают столики, стойки, перегородки... Словом, в фильме А. Форера есть все, что подобает «вестерну». Но и не более» (Медведев, 1968).

Зрители XXI века довольно часто вспоминают этот вестерн:

«Верная рука - друг индейцев». Для меня это самый интересный фильм о Диком Западе. Самый интересный вестерн. И равного ему не было нет и не будет. Самый лучший самый любимый фильм» (Валерочка).

«Фильм очень забавный, смесь водевиля и боевика. Никаких полутонов, только хорошие и плохие. Всё-таки после «Рио-Гранде», «Команчерос», «Форта Апачи» фильмы других стран, где индейцы сплошь и рядом хорошие, «наши» попадают не глядя с седла в скачущих, etc. Конечно, изображать всё как было не надо, никто этого и не делает, но какой-то разумный баланс правды и вымысла нужен» (А.К.).

«Это героическая сказка, в которой добро непременно побеждает зло. А к сказке не стоит подходить с мерками сурового реализма. Пусть и герои чудесным образом спасаются из самых безвыходных положений, и допотопные самопалы XIX века обладают невероятной меткостью и скорострельностью. В сущности, это те же "Неуловимые мстители", перенесённые на Дикий Запад. Почему фильмы из этой серии пользовались у нас такой популярностью? В советском кино всегда не хватало ярких и зрелищных жанровых фильмов. Редко кто из наших режиссёров их снимал, считалось непрестижным. Вот "Верная рука..." и другие аналогичные фильмы и заполняли эту нишу в советском кинопрокате» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

-2

Апачи / Apaches / Apachen. ГДР-Румыния-СССР, 1973. Режиссёр Готфрид Кольдиц. Сценаристы: Готфрид Кольдиц, Гойко Митич. Актеры: Гойко Митич, Милан Бели, Коля Рэуту, Герри Вольф, Леон Немчик и др. Прокат в СССР - с 23 сентября 1974: 40,9 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в ГДР: 3,7 млн. зрителей.

Режиссёр Готфрид Кольдиц (1922-1982) снял немало развлекательных лент, но в СССР стали популярны его вестерны «Апачи», «След Сокола» и «Ульзана».

Кинокритик Ромил Соболев (1926-1991), склонный к «идеологически выдержанным» текстам, писал на страницах «Спутника кинозрителя», что «представлять фильм Гойко Митича и Готфрида Кольдитца трудно, ибо его можно назвать очередной серией из уже знакомых нашим зрителям рассказов о том, как шли «индейские войны», представлявшие из себя подлинный геноцид в отношении аборигенов Северной Америки, и как мужественно защищали в безнадежных условиях свою свободу и свое достояние индейские племена.

Гойко Митич снова исполняет главную роль — на этот раз благородного Ульцана, вождя апачей, и он же выступает в качестве сценариста. Понятно, что от этого спортсмена, отличного наездника и стрелка зависит успех подобного рода картин. И, как известно, Митич пользуется популярностью у зрителей, преимущественно, конечно, молодых» (Соболев, 1974).

При этом, продолжал Р. Соболев, «Апачи» исторически критики не выдерживают — правительство никогда скальпы не скупало. Но основные черты ограбления и уничтожения индейцев фильм отражает правильно. Белые пришельцы из северных и восточных штатов действительно не считали индейцев за людей и уничтожали их самыми изощренными способами.

Впрочем, об исторической достоверности фильмов типа «Апачи» речь и не идет. Определенный интерес представляет лишь форма и направленность этих картин, ведь в сущности — перед нами не что иное, как вариация жанра вестерна. … А особенность этих фильмов в том, что используют они чисто американскую форму вестерна — фильма острого приключенческого сюжета, напряженного действия, стремительных погонь и боевых схваток, фильма, который категорично делит всех действующих лиц на абсолютно хороших и безоговорочно плохих.

Кольдитц сделал так много «дефовских вестернов», что явно начал повторять некоторые удачные приемы. Но именно в «Апачах» Кольдитц несколько обновляет художественные приемы и вводит в число исполнителей Леона Немчика — польского киноактера старшего поколения, известного по множеству отличных реалистических фильмов. В «Апачах» Немчик выгодно отличается от своих коллег стремлением показать не только очевидную жестокость своего персонажа — авантюриста Района, но и истоки его беспринципности и продажности. Как и в предыдущих фильмах Кольдитца, как вообще в большинстве вестернов, женщины участвуют в действии, однако важной роли не играют. Это тоже входит в «правила игры» — женщины оттеняют мужество мужчин, из-за них сюжет может повернуться так или иначе, но главное в вестерне — вооруженная борьба мужчин, которая должна в финале кончиться торжеством героев и гибелью негодяев» (Соболев, 1974).

Зрители и сегодня помнят «Апачей»:

«Один из лучших восточногерманских вестернов… В отличие от большинства европейских вестернов… этот значительно ближе к реальной истории» (А. Гребенкин).

«Согласен, 30 лет назад, сам Гойко Митич, да его герои были «покруче» нынешних. А главное, они воспитывали в нас дух благородства, справедливости. Чего нельзя сказать о многих современных боевиках и детективах, где навязывается насилие и беспредел. Эти фильмы о братве, да о киллерах и о прочей дешевке воспитывают не те качества у молодежи, что фильмы тех времен про индейцев» (Владимир).

Киновед Александр Федоров

-3

Сокровище Серебряного озера / Winnetou: Der Schatz im Silbersee / Le tresor du lac d'argent. ФРГ-Югославия-Франция, 1962. Режиссёр Харальд Райнль. Сценарист Харольд Г. Петерссон. Актеры: Лекс Баркер, Пьер Брис, Херберт Лом, Гётц Георге, Карин Дор, Сима Яничиевич и др. В СССР – с 24 июня 1974: 39,9 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 1,7 млн. зрителей. Прокат в ФРГ: 10,o млн. зрителей.

Режиссёр Харальд Райнль(1908-1986) за свою карьеру в кинематографе поставил десятки развлекательных фильмов («Возращение доктора Мабузе», «Нибелунги» и др.), но в СССР стали популярными его вестерны «Виннету – сын Инчу-Чуна» и «Сокровище Серебряного озера».

В целом «Сокровище Серебряного озера» было снято примерно в таком же духе, как и остальные вестерны Харальда Райнля. Пьер Брис играл отважного и благородного индейца, который сражался со Злом. В итоге фильм имел огромный успех в ФРГ и СССР. Да и во Франции его бокс-оффис оказался вполне внушительным…

Зрители и сегодня вспоминают эту ленту с удовольствием:

«Классный классический вестерн. Тут всё: хорошие белые и белые бандиты, хорошие индейцы и плохие (но на пути исправления) индейцы, сокровище, которое не должно достаться никому, и красавица Эллен (великолепная Карин Дор), которую надо выручать из беды. Карин Дор проводит большую часть фильма связанная и в опасности, но от этого не становится менее очаровательной. И - благополучный финал, немного наигранный, но это простительно. Бесспорный плюс» (Фред 2013).

«Один из лучших фильмов с Виннету! … Лично меня потрясла музыка. Ну и финал, разумеется! По своей философии...» (Ф. Пиньон).

Киновед Александр Федоров

-4

Вооружен и очень опасен / Ozbrojen a velmi nebezpečný /

Înarmatși foarte periculos. СССР–Румыния–Чехословакия, 1977. Режиссер Владимир Вайншток. Сценаристы Владимир Вайншток, Павел Финн (по мотивам произведений Ф.Б. Гарта). Актеры: Донатас Банионис, Мирча Верою, Людмила Сенчина, Мария Плоае, Леонид Броневой, Лев Дуров, Всеволод Абдулов, Альгимантас Масюлис, Сергей Мартинсон, Олег Жаков, Талгат Нигматулин и др. Прокат в СССР – с 9 января 1978: 39,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и сценарист Владимир Вайншток (1908–1978) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Дети капитана Гранта», 1936; «Остров сокровищ», 1937; «Всадник без головы», 1973, «Вооружен и очень опасен», 1978) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

События фильма «Вооружен и очень опасен» разворачиваются в XIX веке на Дальнем Западе. Это история старателя Конроя, нашедшего на своем участке нефть…

Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме, как обычно, резко расходятся:

«За»: «Интересный фильм, попытка создать советский вестерн… Таким опытным актерам, как Банионис, Дуров, Броневой, Мартинсон да и, пожалуй, певице Сенчиной удалось создать яркие, в чем–то противоречивые образы» (А. Гребенкин).

«Иногда пересматриваю этот фильм из–за трех актеров, которыми просто любуюсь в этом фильме: Мирча Верою, Мария Плоае, Людмила Сенчина. В рассказах Гарта люблю его героя Джека Гемлина, и Мирча Верою в моем представлении именно такой, каким должен быть герой вестерна: умен, храбр, благороден, красив. И в пару ему так же хороша его подруга, яркая и темпераментная, в исполнении Марии Плоае. Сенчина здесь блистательно хороша» (НВЧ).

«Роль Сергея Александровича Мартинсона небольшая, но это просто крупный бриллиант в фильме. … он фактически воплотил в себе те образы, которые часто попадались в советской печати того времени. Так в старых журналах "Крокодил" собирательно изображали "мировой империализм" и "акул капитализма", причем даже лица на этих карикатурах были почти такие же. Но если смотреть со стороны – то это никакая не карикатура, образ настолько глубок, что иногда просто становиться страшно» (Смотрящий).

«Против»: «"Совместное производство" видно довольно отчётливо. Про этот фильм смело можно сказать: "у семи нянек дитя без глазу". Сюжетная линия с Гемлином и его "любовью" вставлена так топорно, что кажется, что эти сцены снимались кем–то и где–то очень далеко, а потом механически вставлялись в общий сюжет» (Сергей С.).

«Наш вестерн про них. Это не очень интересно… Могло быть и много лучше, но кастинг неточен до крайности» (Ф.М.Б.).

«Классический дешевый музыкальный вестерн советских времен» (В. Улин).

Киновед Александр Федоров