Найти в Дзене
Автовыбор

Почему у многих авто XX века были одинаковые фары даже в разных странах: делюсь интересным фактом

История мировой автомобильной промышленности наполнена интересными фактами, некоторые из которых поражают воображение. Один из них – унификация передней оптики, которая имела место во многих странах мира на протяжении десятилетий. Например, фары от Jeep CJ (Wrangler) 1970 года выпуска подходили на "Ниву" и целый ряд других автомобилей. Давайте разбираться, как же так получилось.

Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

Автомобильная промышленность одновременно развивалась во многих странах, и достаточно быстро она стала частью глобального рынка. Одной из самых продвинутых "моторных" стран стали США, где появилось сразу несколько крупных производителей: Ford, Chevrolet, Chrysler и другие. Уже тогда дизайнеры активно работали над созданием кузовов, которые позволили бы выделить модель на фоне конкурентов.

В результате полёта инженерной мысли появились десятки новых технических решений. Например, существовало огромное число стандартов ламп для передней оптики. Вместе с этим начали вводиться строгие регламенты для автомобилей. Например, в одном штате США передние фары должны были иметь жёлтый свет определённой мощности, а в другом белый свет. Это породило настоящий хаос.

Для решения накопившихся проблем в 1940 году в США ввели федеральный стандарт передней оптики. Он предписывал, что автомобили должны оснащаться фарами круглой формы диаметром 7 дюймов (17,78 сантиметра). Причём фары стали абсолютно герметичными и не предусматривали замены лампочек. При перегорании источника света весь корпус фонаря менялся целиком. Сейчас это кажется удивительным, но в те времена имело смысл. Благодаря герметичности фары отражатель дольше сохранял свои характеристики, а унификация позволила добиться достаточно низкой цены на запчасть. При этом купить новую оптику можно было почти на любой заправке. Американский подход к потреблению, безусловно, тоже сыграл свою роль.

С развитием автомобильного дизайна стандарты подвергались корректировке. Для "четырёхглазых" моделей разработали альтернативный регламент в виде круглых блоков диаметров 5,75 дюйма (14,6 см). Такое решение применялось, например, на Ford Mustang 1969 года и ВАЗ-2103.

А теперь представим гипотетическую ситуацию. Наш ВАЗ-2101 чудесным образом оказался на американском шоссе в 1970 году, и у него перестала светить фара. Добравшись до АЗС, мы без проблем купили новый фонарь и установили его в штатное место, ведь он идеально подходит по размеру. Унификация оптики затронула весь мир, и благодаря этому передняя фара от старого "Форда" или "Шевроле" подходит нашей "Копейке".

Американский рынок стал настолько большим и привлекательным, что местные стандарты меняли мировой рынок. Те компании, которые хотели продавать свои автомобили в США, были вынуждены подстраивать дизайн моделей под требования страны. Именно поэтому очень многие авто середины XX века фактически имеют одинаковые передние фары круглой формы диаметром 7 дюймов.

И даже советский автопром, который практически не поставлялся на экспорт, перенял устоявшийся стандарт. Не секрет, что многие модели выпускались по лицензии зарубежных производителей, поэтому вносить изменения в дизайн было бессмысленно. При создании своих автомобилей уже опирались на имеющие наработки и тоже стремились к унификации.

Американский стандарт на фары был отменён лишь в 1983 году. Во многом это было связано с развитием технологий, позволивших перейти от стеклянных фонарей к полимерным. И вышедший тогда Lincoln Mark стал настоящей сенсацией.

Lincoln Mark 1984
Lincoln Mark 1984

Впервые за десятилетия американский автомобиль получил фары необычной формы, а лампочка внутри стала сменной.