Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Уважаемые люди" (Италия), "Попытка убийства", "Потерянные миллионы". И не только...

Уважаемые люди / Gente di rispetto. Италия, 1975. Режиссер Луиджи Дзампа. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Пьеро Де Бернарди, Луиджи Дзампа. Актеры: Дженнифер О'Нилл, Франко Неро, Джеймс Мейсон, Орацио Орландо и др. Прокат в СССР – с 5 декабря 1977: 9,9 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссер Луиджи Дзампа (1905-1991) начинал снимать фильмы еще при Муссолини, а после окончания второй

Уважаемые люди / Gente di rispetto. Италия, 1975. Режиссер Луиджи Дзампа. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Пьеро Де Бернарди, Луиджи Дзампа. Актеры: Дженнифер О'Нилл, Франко Неро, Джеймс Мейсон, Орацио Орландо и др. Прокат в СССР – с 5 декабря 1977: 9,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Луиджи Дзампа (1905-1991) начинал снимать фильмы еще при Муссолини, а после окончания второй мировой войны довольно быстро вошел в число ведущих мастеров итальянского киноискусства. Для советского кинопроката отбирались, разумеется, его социально-критические картины: «Судья», «Уличный регулировщик», «Ревущие годы» («Инспектор-инкогнито»), «Уважаемые люди», «Вопрос чести», «Залог успеха»… Некоторые из этих картин были драмами, другие – сатирическими комедиями.

Действие политического детектива «Уважаемые люди» происходит на юге Италии. «Главная площадь маленького городка в Сицилии. Здесь, на главной площади, в основном и течет его жизнь: здесь толкутся днем его жители, здесь восседают в креслах около кафе отцы города, мэр и его приближенные, здесь останавливается междугородний автобус, который привозит в городок новую учительницу Элену Барди. Главная площадь напоминает сцену, по крайней мере именно так относится к ней один из главных героев картины адвокат Антонио Беллокампо. Изредка приоткрывает он наглухо зашторенные окна, чтобы взглянуть на обитателей городка, для него они всего лишь бездарные комедианты, исполнители второстепенных ролей. И только приезжая учительница вполне способна, по мнению адвоката, сыграть главную роль. Похоже, что Беллокампо прав. После приезда Элены на сцене разыгрывается первый акт той драмы, что лежит в основе сюжета: проснувшиеся утром обитатели городка видят в центре площади кресло, в котором сидит труп с цветком, зажатым в зубах» (Целиковская, 1977).

В год выхода этого фильма в советский кинопрокат кинокритик Надежда Целиковская писала, что «это эффектное убийство, так же, как и ряд последующих не менее эффектных событий, только повод для исследования жизни Сицилии, где давно и глубоко укоренились невежество и нищета. В ободранных лачугах похожего на гетто квартала Фьюмара живут итальянские бедняки по прозвищу «чтоугодники», которые готовы выполнять любую работу, делать все, что угодно, лишь бы заработать жалкие гроши и хоть как-то прокормить голодных детей.

Честная, смелая и упрямая Элена Барди, которая пытается помочь вконец обнищавшим обитателям квартала Фьюмара, оказывается замешанной в непонятную игру. Она вовсе не примадонна, как кажется вначале, а простая марионетка в стремительно развивающемся трагифарсе, автор которого остается в тени почти до самого конца картины. Разоблачение «уважаемых людей», респектабельных граждан, извлекающих личную выгоду из бедственного положения сицилийцев, построено режиссером в жанре захватывающего детектива, который держит в напряжении зрителей от начала и до конца.

Правда, иногда в поисках сильно воздействующих средств режиссер слегка перебарщивает по части кошмаров, и тогда социальное исследование делает крен в сторону «фильма ужасов». Впрочем, это относится только к нескольким эпизодам картины, в основном же это серьезный и смелый фильм, безбоязненно затрагивающий больные проблемы современной итальянской действительности.

Помимо уверенной профессиональной режиссуры фильм интересен актерскими работами» (Целиковская, 1977).

Театровед и киновед Татьяна Бачелис (1918-1999) отметила, что «в роли Микеле мы узнаем голубоглазого Франко Неро… Франко Неро — актер неожиданный, он вполне может сыграть бескомпромиссного, волевого героя, но с тем же успехом — и с тем же холодноватым блеском голубых глаз — сыграет и уклончивого, эластичного приспособленца. Трудно догадаться, какое амплуа предназначил ему на сей раз режиссер. Понятно только, что учительница Элена Барди неминуемо влюбится в Микеле.

Луиджи Дзампа — ветеран итальянского кино, принадлежит к славной когорте неореалистов первого призыва, имя его известно уже добрых три десятилетия. Но неореалистические мотивы не исчерпаны: в «Уважаемых людях» они дают себя знать в душераздирающих картинах чуть ли не пещерной жизни на окраинах городка, там, где — и в тесноте и в обиде — поныне ютится бесправная беднота. О ранних неореалистических фильмах напоминают и экстатические массовки, которые Дзампа организует с нескрываемым состраданием: оборванные, худые, плачущие женщины осаждают учительницу, гонятся за ней, наивно веруя, будто она способна им помочь.

А новая, почти навязчивая для итальянского кинематографа последнего времени тема сказывается здесь в откровенной, окрашенной ностальгией любви к редкостной — и уже исчезающей — красоте таких вот укромных, затерянных провинциальных уголков, живописных островков прошлого.

Но в старинных кварталах среди музейных вещей течет сегодняшняя жизнь, и Дзампа пристально в нее всматривается. Взгляд у него острый, в фильме нет характерной для коммерческого искусства зализанности, он подкупает своеволием жизненности. Нам только кажется поначалу, что сценарный замысел слишком ясен и наивен. …

Однако внезапно фильм сворачивает с проторенного сюжета. … Странные и страшные происшествия, которые творятся вокруг, неожиданно открывают перед Эленой огромные, почти безграничные возможности. Городские власти по первому ее слову соглашаются дать пособие бедной многодетной семье. Важный сенатор готов по ее требованию преобразить даже весь город: добиться утверждения закона, предусматривающего всевозможные блага — новые дороги, больницы, водопровод, канализацию. Проповедница добра и просвещения, в сущности, правит городом, ибо некая таинственная и смертоносная сила стоит за нею и ей покровительствует.

Возникает ситуация и трагическая и абсурдная. В какой-то мере она схожа с основной коллизией фильма Франческо Рози «Сиятельные трупы»… Оператор «Уважаемых людей» Эннио Гуарниери тоже стремится особенно красиво сиять самые мрачные и самые невероятные кадры, отмеченные печатью трагической несуразности.

Но если Рози никакого объяснения веренице убийств так и не дал и в конечном счете оставил нас в полном неведении (мы не узнали, кто и зачем убивал), то Дзампа постепенно раскрывает карты. Становится понятно, что Элена Барди, сама того не ведая, избрана на роль бессловесной пешки в кровавой игре неким Беллокампо, бывшим адвокатом по профессии, фашистом по убеждению и руководителем местной мафии. Управляя учительницей, как марионеткой, Беллокампо добивается вовсе не жалких пособий для бедняков, а выгодных подрядов и барышей для себя.

Движение к абсурду приостановлено. Превозмогая страх, Элена силится разорвать паутину, сотканную Беллокампо. Финал пронизан верой в человека, сильного духом, способного хотя бы и в одиночку вступить в бой за идеалы гуманизма.

Не стоит, однако, скрывать, что картина Дзампы, хоть в ней и брезжит луч надежды, в целом воспринимается как свидетельство того, сколь кризисна и сколь абсурдна социальная реальность современной Италии. … Луиджи Дзампа, как мы убедились, сумел «проявить свою пленку». Но для этого ему пришлось уверенной рукой многоопытного мастера внести осторожные коррективы в картину действительности, где честного человека могут запросто превратить в разменную монету чужой торговли, столкнуть в грязь и замарать кровью. Оптимистические нотки финала звучат громко, но воспринимаются то ли как неизбежная дань условности, то ли как заведомая утопия. Им не доверяешь. Ибо в конце фильма, как и в начале его, мы снова во власти самого банального сюжетосложения» (Бачелис, 1978. 2: 4).

Киновед Александр Федоров

Подсадная утка / Изкуствената патица. Болгария, 1973. Режиссер Януш Вазов. Сценарист Любен Станев. Актеры: Евгения Баракова, Иван Кутевски, Ян Махульски, Адам Павликовски, Георгий Стоянов и др. Прокат в СССР – с 6 июня 1977: 9,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Януш Вазов (1927-2006) любил снимать остросюжетные фильмы, включая детективы.

В детективе «Подсадная утка» рассказывается, как болгарская служба госбезопасности выходит на след валютчиков…

В год выхода этой рядовой ленты в советский кинопрокат киновед Ромил Соболев (1926-1991) писал, что это «опять детектив «не классический», типично болгарский. Да, да, кто помнит старый фильм «Инспектор и ночь» и кто видел во время Недели болгарского кинокартину «Следователь и лес», тот не может не согласиться с тем, что болгарские драматурги и режиссеры создали особый тип детектива — назовем его «интеллектуальным», пока нет лучшего определения. В таком фильме могут быть все признаки традиционного приключенческого произведения — убийства, погони, поединки, поиски тайн или сокровищ, ловкие преступники и отважные сыщики,— и все же главное место в нем будет занимать показ не самого уголовного действия, но — процесса мышления. … Напряжение усиливается от того, что Жанна, которую обстоятельств и следователь заставили стать той самой «уткой», что должна заманить в Варшаву главу банды, действует строптиво и неосторожно. Она никак не может понять и поверить, что следователь Георгиев не только ловит ее недавних дружков, но и спасает ее от пропасти, на краю которой она оказалась, более того — от смерти, как позже выяснится. Но остросюжетные обстоятельства — это как бы один план фильма, рассчитанный на любителей энергичного действия на экране. А другой и, на наш взгляд, особенно интересный план — это работа следователя, показанная как бы изнутри, как процесс, повторяем, напряженного и острого логического мышления…» (Соболев, 1977).

Киновед Александр Федоров

Дело Церник / Leichensache Zernik. ГДР, 1972. Режиссер Хельмут Ницшке. Сценаристы: Герхард Кляйн, Вольфганг Кольхаазе, Хельмут Ницшке, Иоахим Плётнер. Актеры: Александр Ланг, Герт Гючов, Курт Бёве и др. Прокат в СССР: 9,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Хельмут Ницшке (1935-2025) любил ставить детективы. «Дело Церник» - политический детектив, коих в ГДР было снято немало…

1948 год. Берлин разделен на четыре оккупационных сектора. В городе полно вооруженных людей, патрулей и проверок документов, но это не мешает уголовным преступлениям…

Зрители XXI века все еще помнят это детектив, насыщенный мрачной атмосферой «нуара»:

«Интересный детектив. Знаем сначала кто убийца, но как этого упыря поймать, да ещё сложности именно из-за деления Берлина на сектора, плюс немецкая педантичность и желание американцев все засекретить и не делиться информацией. Очень интересно, все таки немцы законопослушны, помогают полиции, несмотря на то что живут в разных секторах...» (Евгения).

Киновед Александр Федоров

Попытка убийства / Pokus o vraždu. Чехословакия, 1973. Режиссёр и сценарист Иржи Секвенс. Актеры: Карел Хёгер, Славка Будинова, Яна Брейхова и др. Прокат в СССР – с 16 декабря 1974: 8,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иржи Секвенс (1922-2008) любил снимать детективы («Загадка старой штольни», «Загадка черного короля», «Попытка убийства», «30 случаев майора Земана» и др.).

В детективе «Попытка убийства» профессор Троян чуть не погиб от пролетевшей в нескольких шагах от него пули. Кто же в него стрелял и почему?

Литературовед и кинокритик Нина Толченова (1912-1993?) писала об этом фильме в год его выхода в советский кинопрокат так:

«С открытым сердцем могу горячо рекомендовать зрителю познакомиться с интересной, содержательной картиной, поставленной режиссером Иржи Секвенсом… Несколько мрачноватое, даже зловещее название этого фильма — «Попытка убийства» — заключает в себе некую тайну. Однако же она окажется весьма далекой от всех наших мрачных предположений, которые, сказать по правде, все же появляются у нас при первом знакомстве с героями, а главное — вот от этой-то скрытой, будто зловещей их сути... Впоследствии она будет самым решительным образом опровергнута создателями картины…

Подозрительность, страх, неуверенность в окружающих людях, болезненное ожидание беды — через все эти душевные тревоги пройдет герой фильма — пожилой уже человек, привыкший к уважению и любви своих близких. Впрочем, все они и сейчас смотрят на профессора Трояна с сочувствием и жалостью, видя, что он вдруг утратил свойственные ему самообладание, душевный покой и доверие к людям, что ему трудно стало жить и работать...

Все это впоследствии переменится, все встанет на свои места, хотя события и не окажутся вовсе бескровными... Но не буду отнимать у зрителя то удовольствие, которое он, несомненно, испытает, узнав, чем эти события закончатся. Их течение, их связи, что называется, ловко «закручены»: сюжет построен так, что до самого конца об исходе никак не догадываешься! Но это и хорошо. А еще лучше то, что вместе с детективным планом в фильме существует план второй, гораздо более значительный. Фильм может научить нас доверию. И он достаточно мягко, деликатно, но неотступно разоблачает вред той подозрительности, которую рождает в нас неверие в человеческую привязанность» (Толченова, 1974).

Киновед Александр Федоров

Потерянные миллионы / Опергруппа в горах и на море / B.D. la munte si la mare. Румыния, 1971. Режиссер Мирчя Дрэган. Сценаристы: Мирчя Дрэган, Николае Цик. Актеры: Тома Караджиу, Йон Ангел, Помпилия Васю, Жан Константин и др. Прокат в СССР – с 11 февраля 1974: 8,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Румынии: 4,7 млн. зрителей.

Режиссер Мирчя Дрэган (1932-2017) ставил фильмы разных жанров, включая исторические драмы («Колонна», «Род Шоймаров», «Братья Ждер», «Штефан Великий»). Но самым популярным его фильмом в СССР стала историческая драма «Колонна», как бы продолжающая историю, рассказанную в фильме «Даки».

Перед нами комедийный детектив (продолжение фильма «Запутанные следы»), в котором сотрудники «органов» обезвреживают группу контрабандистов…

«Действие развертывается в комедийном, сатирическом плане. Наверное, такая трансформация детективных сюжетов из серьезных в развлекательные не случайна. Для настоящего детектива необходима не только острая интрига, но и яркие человеческие характеры, которые, собственно, и создают напряженность столкновения! Куда проще заставить комедийные маски разыгрывать традиционную схему.

Так и поступили авторы этой картины. Они перемешали вместе мелких жуликов и международных гангстеров, автомобильные гонки и ресторанное варьете, порошки от боли в желудке и таблетки гашиша и создали занимательную трюковую ленту, в которой события — лишь повод для демонстрации Если деньги не удается украсть, то приходится их отбирать другим путем... комедийных способностей актеров.

Конечно, смешно, когда фокусник на эстраде забирает у ротозея-зрителя сто лей и не собирается их отдавать, или когда из-за святой иконы в монастыре вдруг протягивается карающая рука капитана милиции. Смешна несколько развязная клоунада трех жуликов, которая одинаково уместна и в этом фильме и на арене цирка. Можно сказать, что авторы не всегда достаточно разборчивы в способах «выжимания» смеха у зрителей, что им порой изменяет логика в построении сценария. Но те, кто увидит этот фильм, не пожалеют о потерянном времени… И посмеются над разного рода мелкими и крупными жуликами, которые так не хотят попасть за решетку и почему-то всегда попадают» (Семенов, 1974).

Киновед Александр Федоров

Трое невиновных / Tři nevinní. Чехословакия, 1973. Режиссёр и сценарист Йозеф Мах. Актеры: Иржи Совак, Мари Драгокоупилова, Либуше Швормова и др. Прокат в СССР – с 12 мая 1975: 8,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Чешский режиссёр Йозеф Мах (1909-1987) работал в основном в ЧССР, однако иногда ставил фильмы и в ГДР. И хотя в советском кинопрокате было несколько его картин, самом популярным был его вестерн «Сыновья Большой медведицы».

В детективе «Трое невиновных» расследуется ограбление в кинотеатре...

Увы, в XXI веке эта лента оказалась забытой…

Концерт для постороннего / Konzert für einen Außenseiter. ГДР, 1974. Режиссер Томас Витте. Актеры: Юрген Фрорип, Зигрид Гёлер, Фредерике Ауст и др. Прокат в СССР: 8,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Детектив «Концерт для постороннего» вышел в советский кинопрокат, но на самом деле (как и многие иные детективы ГДР) – это была одна из частей длинного сериала «Телефон полиции 110».

… Некий вор грабит музеи ГДР по заказу западных клиентов. Попутно он еще и доверчивых женщин обманывает. Понятное дело, что таким типом не могла не заинтересоваться полиция…

Еще один забытый публикой детектив 1970-х…

Пять миллионов свидетелей / 5 milionů svědků. Чехословакия, 1965. Режиссер Эва Садкова. Сценаристы: Вацлав Нывлт, Эва Садкова. Актеры: Радован Лукавски, Ян Тршиска, Мирослав Махачек, Рудольф Грушински и др. Прокат в СССР – с 16 августа 1966: 8,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и сценарист Эва Садкова (1931-2000) за свою карьеру сняла не так уже много фильмов и не считалась заметной фигурой в чехословацком кинематографе.

Во время прямой телетрасляции убит током один из ведущих актеров. Начинается расследование…

Сегодня этот рядовой детектив пополнил ряды забытых лент…

Киновед Александр Федоров