Расследование поручено мне / Я стал милиционером / Hekus lettem. Венгрия, 1972. Режиссёр Тамаш Фейер. Сценарист Петер Зимре. Актеры: Габор Харшаньи, Габор Конц, Ференц Каллаи, Ангела Часар. Прокат в СССР – со 2 апреля 1973: 12,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Венгрии: 0,6 млн. зрителей.
Режиссёр Тамаш Фейер (1920-2006) за свою карьеру снял около трех десятков фильмов разных жанров («Капитан Тенкеш», «Когда уходит жена», «Расследование поручено мне», «Заколдованный кафтан» и др.), некоторые из которых шли в советском кинопрокате и по ТВ.
После окончания второй мировой войны бывший рабочий приходит работать в милицию…
Журналист и писатель Светлана Розен (Бестужева) написала о детективе «Расследование поручено мне» вполне доброжелательную рецензию:
«…Документальность изображения, «жизнеподобность» стилистики позволяют авторам картины совмещать трагические новеллы с комедийно-лирической линией взаимоотношений Шипоша и Анны: ведь и в жизни страшное соседствует со смешным. Эту жанровую подвижность фильма прекрасно почувствовал исполнитель главной роли Габор Харшани. Его Шипош достоверен в любой ситуации — и тогда, когда он не может сдержать своего гнева при допросе убийцы, и тогда, когда он жалуется коллегам на трудности очередного дела: приходится в интересах следствия а ресторане сидеть, а потом от виски голова болит, да и любимой Анне никак не втолкуешь, что запах перегара относится к издержкам производства. Хроникальная подлинность и острота интриги. Трагическое напряжение и разрядка жанровых сцен. Такова эта картина, вызывающая интерес и уважение к нелегкому и опасному труду людей, оберегающих покой и порядок. Им и посвятили авторы фильма свою работу» (Розен, 1973).
Мнения зрителей XXI века об этом фильме существенно расходятся:
«Фильм достаточно динамичный, местами напряженный, интригующий (головоломный сюжет для зрителя), изобилует особыми бандитскими закрутасами и фокусами, необычными криминальными вывертами, непредсказуемыми событиями, с неожиданными стремительными развязками. … Ряд криминальных сцен, из-за отсутствия полноты киношных фактов и внятных выводов, с трудом поддаются логическому осмыслению, воспринимать их в целом достаточно сложно, некоторые трудно проанализировать/разобраться, отследить резкие, беспорядочные (понятные, наверное, только режиссёру и сценаристу) переходы (вовремя переключить своё внимание с одного эпизода на другой), уловить смысл из-за быстроты развития событий. … Тем самым фильм немного разбалансированный, мозаичный/смешанный, очень хаотичный, местами носит несколько сумбурный, а иногда совершенно спонтанно-запутанный, рваный характер… не позволяющий вовремя/своевременно глубоко вникнуть в соответствующие темы отдельных сюжетиков киноленты» (В. Попов).
«Муть несусветная, смотреть просто невозможно. Как нужно было постараться снять такое?! Бессвязная мешанина с чудовищной "актёрщиной"» (Натали).
Киновед Александр Федоров
Сиятельные трупы / Сadaveri eccellenti / Cadavres exquis. Италия–Франция, 1975. Режиссёр Франческо Рози. Сценаристы: Тонино Гуэрра, Лино Ианнуцци, Франческо Рози (по роману Леонардо Шаша "Контекст"). Актеры: Лино Вентура, Тино Карраро, Марсель Боццуффи, Паоло Боначелли, Ален Кюни, Тина Омон, Ренато Сальватори, Фернандо Рей, Макс фон Сюдов, Шарль Ванель и др. Прокат в СССР – с 15 мая 1978: 12,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции с 26 мая 1976: 1,0 млн. зрителей.
Режиссёр Франческо Рози (1922-2015) был одним из самых заметных итальянских режиссеров социально-политического кино («Сальваторе Джулиано», «Руки над городом», «Дело Маттеи», «Счастливчик Лучиано», «Сиятельные трупы», «Христос остановился в Эболи», «Хроника объявленной смерти», «Забыть Палермо» и др.).
В политическом детективе «Сиятельные трупы» инспектор полиции пытается распутать дело убийства миланского прокурора и судей...
В годы выхода этого фильма в советский прокат киновед и кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006) отметил, что «за весь 1977 год в Италии произошло 2200 террористических покушений. Те пять или шесть, что показаны в фильме Франческо Рози «Сиятельные трупы», в это число не входят. Хотя картина снята без пластических изысков, а как бы строго, деловито, как бы небрежно и второпях, под телевизионную хронику, однако неизвестно действительно ли эти показанные Франческо Рози покушения происходили в реальной жизни. Сомнения возникают потому (и все больше укрепляются с течением картины), что произведение итальянского режиссера относится к редкому жанру политической фантастики. … Политическая фантастика обращается не к проблемам науки, но к проблемам современного общества. Она отнюдь не пытается перенести их решение в будущее. Она берет существующие в настоящем политические тенденции и старается довести их до логического завершения, старается представить, что бы произошло, если бы эти тенденции осуществились во всей своей полноте, достигли бы своих целей.
Именно в этом смысле — как логическое завершение реально имеющихся в итальянском обществе тенденций — события, показанные в фильме Рози, подлинны, хотя по всей вероятности и не происходили в действительности. Покушения, представленные здесь, вполне согласуются с общим взрывом левацкого и правого терроризма, наблюдающимся в Италии. Покушения — все подряд со смертельным исходом — в картине Рози, так сказать, «тематически» однородны. Здесь кто-то неизвестный, а может быть, — несколько неизвестных отнимают жизнь только лишь у одной категории людей — у работников аппарата юстиции, судей. … В ходе расследования инспектор Рогас узнает, однако, «кому это выгодно». Ответ неожиданен для него и ошеломляющ: выгодно правым, реакционерам, его непосредственному руководителю — начальнику полиции, его министру, председателю верховного суда Рикису, новому главнокомандующему.
Покушения на судей — это не убийства отдельных, частных граждан. Это покушение на основы буржуазного правопорядка. Такие покушения составляют часть заговора реакционеров — благодаря покушениям они взвинчивают атмосферу хаоса в стране, а хаос потребует, чтобы на улицы вышли танки и команды парашютистов, приведет к военной диктатуре. В своей мысли, что террор в современном буржуазном обществе непосредственно служит правым силам, фильм Рози как нельзя более правдив и реалистичен» (Михалкович, 1978).
Мнения зрителей XXI века о «Сиятельных трупах» порой полярны:
«Фильм больше для поклонников таланта замечательного актёра Лино Вентуры. Интересно наблюдать, как он говорит, как молчит, как слушает, как общается с разными людьми - красиво, с достоинством. Какими мелкими на его фоне кажутся остальные персонажи, пусть и занимающие высокие посты в правительстве... Фильм заставляет задуматься об истинных причинах многих политических событий…» (Тыгдым).
«Очень скучно, к тому же жертвы убийств не вызывают сочувствия. Не вижу никакого преступления в том, чтобы мочить грязных судей, на которых нет и не может быть управы» (Фред, 2013).
Киновед Александр Федоров
Операция «Тициан» / Operacija Ticijan. Югославия-США, 1963. Режиссер Радош Новакович. Сценарист Властимир Радованович. Актеры: Уильям Кэмпбелл, Ирэна Просен, Раде Маркович и др. Прокат в СССР – с 8 февраля 1965: 12,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Радош Новакович (1915-1979) не входил в число самых именитых югославских кинематографистов. Он снимал фильмы разных жанров, но в советском кинопрокате наибольшую известность получил триллер «Операция «Тициан».
В завязке «Операции «Тициан» в Дубровнике совершено убийство и кража картины…
Знаток югославского кино – киновед Мирон Черненко (1931-2004) сожалел, что на советских экранах было мало югославских детективов, «потому, скорее всего, что их было не столь уж много и на экранах югославских, однако такая лента, как «Операция Тициан», в которой вполне профессионально и увлекательно выстроенная история похищения группой международных авантюристов картины Тициана, хранившейся в одном из дубровницких музеев, в последнее мгновение предотвращенной сотрудниками госбезопасности, открывала на втором плане вполне реалистические, хотя и непреднамеренно воплотившиеся подробности югославской действительности первой половины шестидесятых годов» (Черненко, 1986).
Зрители XXI века до сих пор вспоминают этот фильм:
«Совершенно роскошный триллер – детектив - криминальный фильм с роскошными вылинявшими, но резкими и четкими пейзажами и роскошной громоздкой наивностью логических построений (наивно-то наивно, но угадать развязку невозможно!). Трупы крупным планом в деталях, выстрел в спину глухого, подлость, холодный ужас... Обстоятельства своего детского просмотра этой дивной ленты я мигом вспомнил в деталях. … Море удовольствия!» (В. Лазарев).
Киновед Александр Федоров
Запутанные следы / Оперативная бригада действует / Brigada Diverse intrã în acţiune/ B.D. intră în acțiune. Румыния, 1970. Режиссер Мирчя Дрэган. Сценаристы: Мирчя Дрэган, Николае Цик. Актеры: Тома Караджиу, Себастьян Папаяни, Жан Константин, Юрие Дарие и др. Прокат в СССР – с 23 октября 1972: 12,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Румынии: 4,6 млн. зрителей.
Режиссер Мирчя Дрэган (1932-2017) ставил фильмы разных жанров, включая исторические драмы («Колонна», «Род Шоймаров», «Братья Ждер», «Запутанные следы», «Штефан Великий»). Но самым популярным его фильмом в СССР стала историческая драма «Колонна», как бы продолжающая историю, рассказанную в фильме «Даки».
Детективная комедия «Запутанные следы» состоит из историй о румынских милиционерах. Сначала они раскрывают убийство начальника отдела торговой фирмы, а потом выходят на след бандитов, которые грабили универмаги…
Киновед Ромил Соболев (1926-1991) писал, что «этот фильм — смешная комедия, притом не простая, а комедия-детектив. Если же быть точным, то это комедия, детектив и пародия — все, так еказать, в одном лице. …
Успех [этого фильма] в Румынии был исключительным. Объяснить это нетрудно: остроумны сюжеты новелл, юмор сочетается с драматизмом, режиссура мастерская, а актерский ансамбль просто великолепен. Можно понять и своеобразие решения Дрэгана — завязку и перипетии он дает на мягком юморе, а развязку, момент, когда за спинами простоватых мошенников и ловкачей встают с пистолетами в руках страшные фигуры уголовников, — показывает с явной пародийностью, заставляющей вспоминать пресловутые «полицейские фильмы» и всех агентов с двумя нулями перед номерами. И все же, наверное, самым главным в успехе было то обстоятельство, что зрители в «остраненной» форме музыкальной комедии-детектива увидели реальную жизнь, действительные обстоятельства, знакомые человеческие характеры» (Соболев, 1971).
В начале 1970-х этот фильм пользовался успехом в советском кинопрокате, но затем оказался практически забытым…
Киновед Александр Федоров