🎯 Целевая аудитория: студенты педагогических специальностей (бакалавриат, 3 семестр).
💡 Введение:
Внеурочная деятельность, в том числе экскурсии, является неотъемлемой и эффективной частью современного образовательного процесса.
Умело организованная экскурсия — это не просто прогулка, а спроектированная педагогом образовательная ситуация, способная развивать у школьников критическое мышление, наблюдательность, умение работать с информацией и взаимодействовать в команде.
В отличие от традиционного урока, она позволяет «оживить» знания, связав их с реальными объектами и контекстом.
Данное занятие направлено на формирование у вас, будущих педагогов, навыков педагогического проектирования внеурочного образовательного события.
Вы научитесь видеть в окружающем мире образовательный потенциал и превращать знакомые объекты вашего города или региона в инструменты для развития учеников.
🎯 Цель занятия:
Сформировать навык проектирования внеурочного мероприятия (экскурсии), направленного на достижение конкретных образовательных и воспитательных результатов.
❓ Ключевые вопросы для обсуждения:
- Чем образовательная экскурсия отличается от туристической?
- Как через объект экскурсии достигать не только предметных, но и метапредметных результатов?
- Какие методические приемы позволяют вовлечь школьников в активное познание во время экскурсии?
👥 ЧАСТЬ 1. Групповая работа (максимум — 1 балл)
Задание для групп (3-4 человека): Разработайте и представьте сценарий экскурсии для школьников.
Объект для экскурсии: Выберите один значимый объект в вашем городе, области или регионе (парк, музей, историческое здание, мемориал, природный памятник, предприятие и т.п.).
Итог работы: Презентация сценария (5-7 минут, 4-5 слайдов).
Как организовать работу в группе:
- 👨💼 Руководитель проекта (модератор): организует обсуждение, следит за таймингом, вовлекает всех в работу.
- 🔍 Исследователь-контентмейкер: собирает информацию об объекте, подбирает исторические факты, легенды, научные данные.
- 🎭 Методист (сценарист): разрабатывает структуру экскурсии, придумывает интерактивные задания, формулирует вопросы для школьников.
- 🎨 Презентатор-дизайнер: отвечает за визуальное оформление презентации и подготовку выступления.
Что должно быть в презентации (структура сценария):
- Название и целевая аудитория: Яркое, привлекательное название экскурсии и указание возраста школьников (например, 5-7 классы).
- Цель и задачи: Четкая формулировка, зачем вы ведете детей на этот объект (не «показать», а «сформировать понимание...», «побудить к размышлению о...»).
- Маршрут и ключевые точки: План с 3-4 остановками. Кратко: что показываем, о чем говорим на каждой точке. Здесь как раз можно использовать ваши фото/видео, чтобы визуализировать маршрут.
- Методы вовлечения: Конкретные приемы работы с группой. Примеры:
«Поиск деталей»: Раздать группам фотографии фрагментов объекта (орнамент, конкретный экспонат) для самостоятельного поиска и изучения. Используйте для этого ваши собственные снимки!
«Ролевая игра»: Предложить представить себя в роли исторического персонажа, связанного с местом.
«Проблемный вопрос на точке»: Использовать прием из индивидуального задания. - Итоговая рефлексия: Как завершить экскурсию, чтобы закрепить результат? Возможные форматы: совместное создание облака тегов впечатлений, короткое эссе «Письмо от имени объекта», публикация фотоотчета с комментариями в соцсети класса.
👤 ЧАСТЬ 2. Индивидуальная работа (1 балл)
Задание: Посмотрите подборку видеоэкскурсий по ссылке: https://rutube.ru/plst/1347218?r=wd. Выберите ОДНУ из них для анализа.
Цель: Научиться формулировать проблемные вопросы, которые превращают пассивный просмотр или осмотр в активную мыслительную деятельность.
В комментарии укажите:
Объект: Что вы выбрали и почему?
Вопрос для учащихся: Сформулируйте один проблемный вопрос к школьникам, который превратит этот объект из «экспоната» в «повод для размышления».
Пример-образец:
- Объект: Экскурсия по залу Великой Отечественной войны в краеведческом музее.
- Обоснование: «Выбрал, потому что тема войны остается ключевой для воспитания исторической памяти. Современным школьникам часто не хватает эмоциональной связи с событиями, а подлинные предметы и истории могут эту связь создать».
- Проблемный вопрос: «Как вы думаете, что было труднее для солдата на фронте: ежедневная опасность от врага или тоска по дому и неизвестность о судьбе родных? Свой ответ аргументируйте, опираясь на увиденные в экспозиции личные вещи, письма или фотографии». (Этот вопрос уводит от простого перечисления экспонатов к осмыслению человеческого опыта войны).
💻 ЧАСТЬ 3. Дополнительные задания (по желанию)
(Для студентов, пропустивших занятие, или желающих получить дополнительную оценку)
- Сравнительный анализ: «Особенности проведения экскурсии для младших школьников и старшеклассников: отличия в целях, языке и методах».
- Технологическая карта: Подробно разработайте технологическую карту одного этапа (остановки) из вашего группового сценария, расписав деятельность учителя, деятельность учеников, используемые материалы и планируемые результаты.
- Разработка квеста: На основе выбранного для групповой работы объекта создайте короткий образовательный квест (цепочку заданий-загадок) для школьников.
Удачи в создании увлекательных и полезных образовательных маршрутов