Найти в Дзене
Minsknews.by

Эволюция священного образа: в Минске проходит выставка русской иконы и литья XVI — начала XX века

Всего на выставке представлено около 80 экспонатов. Это иконы и литье из собрания музея, еще около 20 произведений предоставили для выставки минские коллекционеры. Экспонаты охватывают период с XVI по начало XX века — это оригинальные, уникальные произведения. Они позволяют проследить развитие стилей в русской иконописи в этот период. Самые ранние из представленных икон демонстрируют развитие традиций московской школы иконописи. — В XVII веке мастера, работавшие в московской Оружейной палате по царским заказам (например, известный иконописец Симон Ушаков), развивали стиль, который получил название «живоподобного». Они стремились придать образам большую жизненность через моделировку объема и пластику форм. Эти тенденции сохранялись на протяжении второй половины XVII века, и в XVIII веке мастера еще работали в этой традиции, — рассказала куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела древнебелорусского искусства Наталья Трифонова. Особо выделяется своей историко-культурной ценностью

Всего на выставке представлено около 80 экспонатов. Это иконы и литье из собрания музея, еще около 20 произведений предоставили для выставки минские коллекционеры. Экспонаты охватывают период с XVI по начало XX века — это оригинальные, уникальные произведения. Они позволяют проследить развитие стилей в русской иконописи в этот период.

Самые ранние из представленных икон демонстрируют развитие традиций московской школы иконописи.

— В XVII веке мастера, работавшие в московской Оружейной палате по царским заказам (например, известный иконописец Симон Ушаков), развивали стиль, который получил название «живоподобного». Они стремились придать образам большую жизненность через моделировку объема и пластику форм. Эти тенденции сохранялись на протяжении второй половины XVII века, и в XVIII веке мастера еще работали в этой традиции, — рассказала куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела древнебелорусского искусства Наталья Трифонова.

-3

Особо выделяется своей историко-культурной ценностью икона «Богоматерь Купятицкая» минского коллекционера. Это наша белорусская святыня, которая получила почитание и в России — именно там в XVII веке и была написана эта икона. Еще один интересный экспонат — образ «Богоматерь Живоносный источник» из собрания художественного музея, который следует образцам мастеров Оружейной палаты.

В XVIII веке на иконопись уже сильно влияло светское искусство. В то время господствовал динамичный стиль барокко, который нашел отражение в более экспрессивной живописи. Динамику подчеркивали цветовой контраст и моделирование складок, например, на одеждах фигур. Проследить эту тенденцию можно на нескольких иконах из разных регионов России.

— Для XIX века характерно сочетание традиционных приемов, которые представляют произведения мастеров художественных центров Владимирской губернии, Гуслиц, Выга, Поволжья, с приемами академического искусства и светской живописи. И у нас на выставке тоже представлен целый ряд великолепных икон этого направления, — подчеркнула Н. Трифонова.

Дополняют экспозицию икон произведения русского художественного литья — образки, кресты и складни, а также один образец составного комплекса — икона со врезанным литым изделием. Они были приемлемы для сторонников старой веры, считавших эти культовые предметы очищенными огнем в процессе литья, и являлись важными частями их культуры. На них можно увидеть образы Христа, Богоматери, святых, а также евангельские сюжеты.

— Эти произведения очень интересны как примеры художественной обработки металла: при их создании применялись разнообразные техники и использовались цветные эмали, которые придавали культовым предметам декоративный характер, — уточнила куратор выставки.

— Выставка открывает для зрителей художественное разнообразие памятников русской иконописи и художественного литья XVI — начала XX века. Она вводит в научный оборот новые произведения как музейного собрания, так и частных коллекций, демонстрирует высокий профессионализм белорусских реставраторов, — подытожила Н. Трифонова.

-6

Фото автора

Музеи
137 тыс интересуются