Найти в Дзене
Metal Head

KAUAN: АКВАРЕЛЬНЫЙ ФОЛК ДУМ МЕТАЛ

Пришла зима, давно облетела листва, во многих регионах сыпет снег, и хорошо если сухой, а не пополам с дождем. Дни стали совсем короткими, напоминая собой человеческую жизнь... Самое время грустить, впадать в меланхолию, болеть модной аглицкой болезнью под названием "сплин". А чтобы усугубить свое и без того нерадостное настроение, включим что-нибудь этакое, финско-скандинавское с печально-задумчивой музыкой, навевающей грустные мысли о тщете всего сущего, увядающей природе, умирающих надеждах, и чтобы скрипка обязательно плакала над чьей-то обессилевшей душой, и отрешенный перебор клавиш вторил ей, рисуя красивые в своей безнадежности узоры, а голос певца навевал спокойную умиротворенную печаль... Ну вот, к примеру, Decoryah, там, или This Empty Flow, Tenhi... Или если хочется чуть более острых впечатлений, разбавленных романтикой, то можно поискать в своей фонотеке ранний Enpyrium, хотя, если речь идет о финском, тогда... Тогда, вот, Kauan - замечательный образец меланхолично-созерца

Пришла зима, давно облетела листва, во многих регионах сыпет снег, и хорошо если сухой, а не пополам с дождем. Дни стали совсем короткими, напоминая собой человеческую жизнь...

Самое время грустить, впадать в меланхолию, болеть модной аглицкой болезнью под названием "сплин". А чтобы усугубить свое и без того нерадостное настроение, включим что-нибудь этакое, финско-скандинавское с печально-задумчивой музыкой, навевающей грустные мысли о тщете всего сущего, увядающей природе, умирающих надеждах, и чтобы скрипка обязательно плакала над чьей-то обессилевшей душой, и отрешенный перебор клавиш вторил ей, рисуя красивые в своей безнадежности узоры, а голос певца навевал спокойную умиротворенную печаль... Ну вот, к примеру, Decoryah, там, или This Empty Flow, Tenhi...

Или если хочется чуть более острых впечатлений, разбавленных романтикой, то можно поискать в своей фонотеке ранний Enpyrium, хотя, если речь идет о финском, тогда... Тогда, вот, Kauan - замечательный образец меланхолично-созерцательной музыки, основанной на переборах акустической гитары, чистых фортепьянных аккордах и трагических переливах скрипки. Но иногда в эту идиллическую картину вторгаются гитарные риффы и стенающий скриминг-вокал, переносящий нас из теплого мирка уютной комнаты под открытое зимнее небо, где декабрьская сырость сразу же хлещет нас комками мокрого снега, а ветер пронизывает насквозь, вызывая сильнейший озноб.

И снова - быстрее назад, к теплу и свету, где играют скрипки и пианино, где холод не страшен, а все горести и печали кажутся сошедшими со страниц старинных романов. Где на столике стоит бокал с коньяком, ноги закутаны пледом, а в динамиках негромко играет мягкая и обволакивающая музыка со словами на певучем и немного тягучем финском языке.

И тревога сменяется всего лишь легкой грустью, которая пройдет, стоит закончиться пластинке, пройдет также, как и зима, как дождь, как снег, как... жизнь. В-общем, Kauan - не первые и не последние, кто дарит нам подобное времяпрепровождение (с коньяком и пледом как обязательными составными элементами), с той только разницей, что перед нами отнюдь не финны и даже не скандинавы с немцами, а русские ребята, из Челябинска.

Название Kauan происходит от финского языка и на великом и могучем означает "шаман". История этой атмосферной дум-метал/пост-рок-группы начинается в феврале 2005 года. Ее главный участник и идейный вдохновитель Антон Белов (ранее работавший в Helengard) прекрасно владеет финским. Поэтому многие тексты группы и написаны на языке суоми.

Не знаю уж, то ли природа Южного Урала настолько близка финской, или состояние их душ таково, но... Музыка трио в самом деле может быть воспринята как продукция, вышедшая откуда-нибудь из окрестностей Хельсинки или Тампере, а не из самой сердцевины России.

В сентябре 2006 года к группе присоединилась Любовь Мушникова, играющая на скрипке. Гитарист Александр Боровых присоединился к группе перед записью их дебютного альбома «Lumikuuro», выпущенного 4 августа 2007 года лейблом BadMoodMan Music.

Не нужно быть большим эрудитом, чтобы провести параллели к Tenhi – именно так назывался один из альбомов финских музыкантов.

Само собой разумеется, тематикой альбома была выбрана красота природы, а музыкальной формой для её изложения – мелодичный метал, густо замешанный на думе, отголосках блэка и колд-фолковой акустики. Также в процессе прослушивания вполне могут возникнуть ассоциации с первыми альбомами Lacrimosa.

Главной особенностью “Lumikuuro” являются клавишные партии. Синтезатор переливается очаровательными мелодиями и красивыми мягкими тембрами, изящные пассажи выводит фортепиано, и те фрагменты пьес, на которых он представлен во всей красе, захватывают очень крепко и надёжно. Дело клавишных продолжает акустика – на альбоме она представлена аккуратными партиями скрипки, флейты и саксофона. Несколько уступает им гитарная и ритм-секция: поскольку главная роль в исполнении мелодий легла на плечи клавишника, гитара выступает в lead-амплуа и только добавляет тяжести звучанию.

Разумеется, речь идёт об электрических струнных, поскольку акустическая гитара тоже имеет место быть, но выполняет она совершенно иные функции. Барабаны стучат не слишком интересно, бас добавляет строго ограниченную порцию плотности саунду и ни каплей больше, но недостатком это считать нельзя: мелодичный метал – это всё же не death metal и избыток звукового веса может негативно сказаться на атмосфере музыки.

Вокал присутствует на диске в двух ипостасях – в качестве блэкового скрима (что не слишком хорошо сочетается с воздушной и совсем не мрачной музыкой) и чистого пения. Последняя песня, впрочем, хорошо спета на родном языке музыкантов. К слову, представляет собой она чистейший и очень качественный неофолк, который в нашей стране умеют исполнять Blood And Sand, Neutral и Romowe Rikoito – так вот, описываемый диск ни разу не уступает лучшим произведениям этих групп.

Первый шаг Kauan оказался твёрдым и уверенным – пластинка не может не обрести признание среди целевой аудитории. Качественная запись, красивая мелодичность, меланхоличное и романтическое настроение – что еще нужно поклоннику мелодичного дума?

Боровик покинул группу перед записью их второго альбома "Tietäjän laulu", который был выпущен лейблом BadMoodMan Music 30 ноября 2008 года.

Первый альбом челябинского проекта Kauan оказался для многих неким экзотическим сюрпризом: русская группа, играющая столь «финскую» по духу и букве музыку – явление, согласитесь, нетривиальное. Антон Белов на “Lumikuuro” как раз и пытался стать «более финном», чем настоящие суоми. Насколько ему это удалось – судить не нам, но так или иначе, а записывать второй альбом в том же самом ключе, наверное, стало бы ошибкой, и очень хорошо, что уралец ее не совершил.

На первый взгляд, принципиальных отличий между двумя альбомами Kauan не слишком много (если они вообще есть): это все та же атмосферно-созерцательная музыка с раздумчивыми, плавными мелодиями, воздушными скрипичными партиями, мягкой гитарой и отстраненным вокалом. Музыка, рождающая в сознании картины осеннего леса, тихого озера, шелеста опадающей листвы под тихими порывами ветра. Но что-то неуловимо изменилось.

То ли русскоязычная лирика половины композиций сказала свое слово, то ли какие-то несвойственные предыдущей работе тревожные нотки некоторых музыкальных фраз, то ли еще что, но “Tietäjän laulu” получился уже не столь похожим на работы Tenhi, как дебютный альбом. Скорее эта музыка ближе к раннему Enpyrium, а то и к нынешнему Dornenreich с их философским взглядом на окружающий мир, а, например, первая часть «Прозрачного Цветка» вообще напомнила мне Elend.

Использование в ряде эпизодов скриминг-вокала и гитарного дисторшена (надо сказать, очень уместное) еще сильнее подчеркивает тот факт, что новая работа Kauan исследует скорее мир внутренний, нежели внешний. И за умиротворенностью музыкальных образов на сей раз скрываются бурлящие чувства и эмоции.

Впрочем, это все особенности субъективного восприятия, которое у каждого человека может быть свое. В объективной же реальности останется то, что новый альбом выглядит гораздо сумрачнее и тяжелее предыдущего, особенно во второй своей половине, но при этом разнообразнее в использовании изобразительных средств. Горловое пение, например, использованное в паре фрагментов, придает музыке специфический «шаманский» колорит; скрипичные партии и в самом деле напоминают «песни ветра», а грузящие «металлические» эпизоды включены в ткань повествования настолько удачно, что никак не нарушают ее течение.

Альбом при этом выглядит так монолитно, что грани между треками попросту отсутствуют, и даже переход с финского языка на русский порой проходит совершенно незаметно. Правда, смысловая составляющая даже русских текстов при этом ускользает, полностью растворяясь в музыке, но в подобной стилистике это неизбежно.

Главное, что Антону Белову удалось, сохранив преемственность, сделать шаг вперед и доказать, что Kauan не был и не будет проектом-однодневкой. А куда и как он будет развиваться – уже не столь важно.

Если во второй альбом группы вошли элементы эмбиента и пост-рока, то на третьем, "Aava tuulen maa", жанр группы превратился в меланхоличную смесь атмосферного неофолка и пост-рока. Диск вышел 18 ноября 2009 года на лейбле Firebox Records/BadMoodMan Music.

Новая работа Антона Белова и его Kauan твердо и недвусмысленно говорит об одном – её автор все-таки добился того, чего хотел, начиная с первого своего альбома: стал более финном, чем сами финны. Ему вполне удалось влиться в стройные ряды Tenhi, October Falls, Nest, Subaudition. Стоило ли при этом жертвовать только-только обретенной оригинальностью? Со своей колокольни скажу, что нет, хотя музыкант, наверняка, ответит, что именно к такому звучанию он и стремился.

Мягкая, лиричная, атмосферная музыка с бархатными гитарными партиями, переливами клавишных, легкими скрипичными касаниями и негромким доверительным вокалом – то, что приятно послушать долгими зимними вечерами, разглядывая альбом с чудесными акварелями (впрочем, можно и просто буклет – акварели в нем очень хороши), с раскрытой книгой стихов на журнальном столике… Вот только по окончании звучания вспоминается все, что угодно: вкус вина, строфы из прочитанного стихотворения, образы из картин – но не музыка.

Она выглядит некой производной, выведенной из «общефинского» звучания. Словно бы Антон взял все значимые фолк-пост-роковые команды Страны Тысячи Озер, тщательно их исследовал, произвел спектральный анализ саунда, отобрал все самое лучшее, поместил в вакуум и полученный результат предъявил публике. И результатом этим: с четко прорисованными линиями мелодий, строгой меланхолией атмосферы и по-северному аккуратным вокалом – нельзя не любоваться.

Очень качественная и профессиональная работа, безупречно исполненная и прекрасно записанная. Но отказавшись от славянской составляющей своей души Антон потерял нечто, что придавало его музыке своеобразие, делало ее уникальной, пусть и менее чистой. Бездушность “Aava Tuulen Maa” делает интерес к альбому исключительно сиюминутным и прикладным. Играет себе и играет – приятно, уютно, где-то даже интимно. Вот только блестящие иллюстрации в буклете вспоминаются куда дольше, нежели музыка.