Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Вы не всё сказали, Ферран" (Франция–Италия), "Два господина N", "Бархатный сезон": мнения

Два господина N / Dwaj panowie 'N'. Польша, 1961. Режиссер и сценарист Тадеуш Хмелевски (по одноименной новелле Рышарда Гонтажа и Зигмунда Шелиги). Актеры: Станислав Микульски, Иоанна Ендрыка, Януш Быльчиньски, Вацлав Ковальски. Прокат в СССР – с 25 февраля 1963: 19,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Польше: 2,0 млн. зрителей. Режиссер Тадеуш Хмелевски (1927-2016) по причине того, что он часто ставил комедии, которые, как казалось советским цензорам, были лишены «подводных камней», стал в 1960-х – 1970-х любимцем советского кинопроката. Его комедии «Ева хочет спать», «Где генерал», «Приключения канонира Доласа» и др. пользовались зрительским успехом не только в Польше, но и в СССР. Фильм «Два господина N», в отличие от многих иных работ Тадеуша Хмелевского, не комедия, а шпионский детектив, по ходу действия которого сотрудники польской госбезопасности выходят на след шпиона… Зрители до сих пор помнят этот фильм: «Увлекательный шпионский детектив 1960-х (один из лучши

Два господина N / Dwaj panowie 'N'. Польша, 1961. Режиссер и сценарист Тадеуш Хмелевски (по одноименной новелле Рышарда Гонтажа и Зигмунда Шелиги). Актеры: Станислав Микульски, Иоанна Ендрыка, Януш Быльчиньски, Вацлав Ковальски. Прокат в СССР – с 25 февраля 1963: 19,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Польше: 2,0 млн. зрителей.

Режиссер Тадеуш Хмелевски (1927-2016) по причине того, что он часто ставил комедии, которые, как казалось советским цензорам, были лишены «подводных камней», стал в 1960-х – 1970-х любимцем советского кинопроката. Его комедии «Ева хочет спать», «Где генерал», «Приключения канонира Доласа» и др. пользовались зрительским успехом не только в Польше, но и в СССР.

Фильм «Два господина N», в отличие от многих иных работ Тадеуша Хмелевского, не комедия, а шпионский детектив, по ходу действия которого сотрудники польской госбезопасности выходят на след шпиона…

Зрители до сих пор помнят этот фильм:

«Увлекательный шпионский детектив 1960-х (один из лучших образцов польской кинематографической школы), насыщенный острыми сюжетными коллизиями (что завлекает, затягивает с первой минуты и заставляет внимательного зрителя постоянно самостоятельно думать, размышлять, сопоставлять, анализировать – включать мозг). Фильм динамичный, напряженный, интригующий, с неожиданной, стремительной развязкой в финале. … смотрится с явным интересом, на одном дыхании. Кинолента изобилует особыми шпионскими закрутасами и фокусами, необычными криминальными вывертами, непредсказуемыми событиями (некоторые из них с трудом поддаются логическому осмыслению – далеко не все ситуации легко объяснимы и понятны зрителям даже после повторного просмотра), интрига держится до конца фильма, до последней минуты (кто именно является преступником / убийцей и опасным шпионом становится очевидным не сразу)...

Достаточно любопытно увидеть на экране / наблюдать привычный уклад жизни (прочувствовать аромат, эфир бытия / слегка заретушированный повседневный быт) простых поляков, полностью погрузившись в атмосферу, антураж, ауру 1960-х годов прошлого столетия (как своеобразная экскурсия в прошлое, аутентично передающая уникальный вкус жизни тех лет)…» (В. Попов).

Киновед Александр Федоров

-2

Вы не всё сказали, Ферран / Солнце бандитов / Солнце бродяг / Le Soleil des voyous. Франция–Италия, 1967. Режиссёр Жан Деланнуа. Сценаристы: Альфонс Будар, Жан Деланнуа (по роману Джона М. Флинна «Action Man»). Актеры: Жан Габен, Роберт Стэк, Маргарет Ли, Жан Топар, Сюзанн Флон и др. Прокат в СССР – с 4 июня 1973: 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 2,1 млн. зрителей.

Режиссёр Жан Деланнуа (1908-2008) - один из самых именитых французских кинорежиссеров в области жанрового, зрелищного кинематографа («Вечное возвращение», «Пасторальная симфония», «Собор Парижской Богоматери» и др.).

Триллер «Вы не всё сказали, Ферран» («Солнце бродяг»), разумеется, не самая лучшая работа Жана Деланнуа, но поставлена она была добротно, с расчетом на талант Жана Габена (1904-1976). При этом любопытно отметить, что это была одна из первых в советском кинопрокате западная картина, авторы которой делали все, чтобы вызвать зрительское сочувствие к профессиональным преступникам…

Киновед Валентин Михалкович (1937-2006) писал о «Солнце бродяг» довольно едко:

«Сага» Деланнуа о Ферране, который кое-что умолчал, до неправдоподобия, до комизма верна «Потасовке» во внешних деталях и обстоятельствах действия. Все сюда перекочевало из давнего фильма: стареющий инициатор дела — упомянутый уже Ферран.

Правда, он несколько поотошел от прежних заня­тий и превратился в солидного буржуа, владельца модного кабачка «Домино» и гаража. Есть неравнодушный к прекрасному полу помощник — Джим Бек ли, по кличке Америка­нец. Есть и дерзкое, показанное в подробностях ограбление — слаженность, методичность его еще более подчеркнута пла­стически благодаря использованию новейшей техники: каж­дый участник операции снабжен миниатюрным передатчиком на полупроводниках, имеется даже диспетчерский пункт, с которого подаются команды.

Так же как в «Потасовке», воз­никает здесь банда беззастенчивых хапуг, покусившихся на чужую добычу, так же как в «Потасовке», совершает банда похищение — правда, на этот раз жертвой становится не сын, а жена Феррана; так же как в «Потасовке», авторы «дела» не намерены расставаться с завоеванным, а производят расчет посредством рукоприкладства и пистолетов. И уж совсем как Тони Ле Стефануа, едет в машине смертельно раненный Аме­риканец и, не добравшись до цели, отходит в мир иной. Пожалуй, аналогий достаточно, следует отметить и расхожде­ния: будучи верен картине Дассена, Деланнуа изменил ей только в одном — в самом главном.

Здесь и в помине нет тра­гического парадокса «Потасовки» — о несвободе, обретаемой в результате свободного действия. Проблема у Деланнуа пере­водится в план ласково-морализаторский. Добыча в «Солнце бродяг» достается человеку самому неподходящему и недо­стойному — Бетти, сожительнице Американца и диспетчеру операций, глупой, жадной бабенке, нетерпеливой и неосторож­ной в своей жадности. Не выждав, пока утихнет ретивость следственных властей, Бетти похищает деньги из тайника, бросается удирать, в дороге натыкается на полицию и по не­домыслию выдает себя, а затем и остальных.

Здесь нет мотива невинности, бессознательно разрушающей преступление, как в «Даме» Жапризо; Бетти — плоть от плоти преступного мира; зато имеется здесь иной мотив — а именно мотив мазилы, решившего подправить шедевр живописца и одним-двумя маз­ками разрушающего очарование картины. И получается совсем уж абсурдная ситуация: сидишь в зале, видишь, как режиссер любуется своими героями и нас заставляет любоваться вместе с ним, и хочется проникновенно, по-доброму увещевать этих изобретательных паразитов: «Ну что вы якшаетесь со всякой швалью? Неужели вы не могли найти никого получше этой дурехи Бетти?».

Что ж, фильмы, равные «Потасовке» по глубине мысли, появляются не часто, нельзя принимать в расчет только их, следует учитывать и картины попроще, тем более что они эффективно выполняют свою задачу — если не эстетическую, то социологическую. Функцию, на них возложенную, следует определить кратко: мифологизация реальности» (Михалкович, 1976: 187-214).

Фильм «Вы не всё сказали, Ферран» зрители все еще помнят:

«Добротный фильм. … Самодостаточный и мудрый персонаж Габена - от скуки составляет проект ограбления соседнего с его кафешкой банка... Что-то вроде нашей пословицы: "Сколько волка не корми...". Ну, и соседский банк грабить - совсем не по-нашему... Сам был его клиентом, служащие пили бордо и мартини у него в кафе, с кассиром так и вовсе играл во что-то типа нард... А потом бац - ограбил... Единственная отрада - деньги были предназначены - американским военным, дислоцированным во Франции... Хоть какое-то, но... моральное алиби - для персонажа маститого Габена...» (Водяной).

«Интересный фильм с неподражаемым Габеном. Давно задавал себе вопрос. Почему нам так нравились фильмы об ограблении банков Франции или США? Видимо неосознанно понимали, что там хранятся грязные деньги, полученные от эксплуатации людей половины планеты Земля. И гангстеры частично помогают восстановить справедливость. Например, смотреть, как грабили банки в СССР, было неприятно. Зная, что там хранилась зарплата и без того, небогатых работяг страны» (Марк).

Киновед Александр Федоров

-3

Бархатный сезон / Velvet Season. СССР–Швейцария, 1978. Режиссер Владимир Павлович. Сценаристы Григорий Горин, Владимир Павлович. Актеры: Юозас Будрайтис, Татьяна Сидоренко, Александр Лазарев, Валентина Игнатьева, Сергей Бондарчук, Иннокентий Смоктуновский, Николай Крючков, Альгимантас Масюлис, Виктор Сергачёв, Юрий Яковлев, Игорь Васильев, Ирина Скобцева, Александр Вокач и др. Прокат в СССР – с 16 июля 1979: 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Югославский режиссер Владимир Павлович (1930–1984) поставил этот фильм о событиях осени 1938 года, когда интербригадовцы хотят переправить во Францию детей из охваченной гражданской войной Испании…

В этой совместной постановке, рассказывающей о том, как бойцы испанской интернациональной бригады решили переправить на французскую территорию детей противников генерала Франко, все выглядит фальшивым и бутафорским с самого начала. Художественный уровень постановки, на мой взгляд, настолько низок, что даже самые знаменитые российские актеры выглядят на экране ряжеными. Здесь всё подается удручающе серьезно: и канкан с полуголыми девицами, и перестрелки. В духе индийских мелодрам выдержана история дочери миллионера, ставшей звездой кабаре.

Видимо, чувствуя неполнокровность, психологическую малодостоверность характеров и условность происходящего, авторы снова и снова разбавляют сюжет концертно-танцевальными номерами...

Понятно, что «Мосфильму» такая «фильмоединица» нужна была по соображениям «совместных постановок». Но чем этот проект, не сулящий никаких кассовых прибылей на Западе, мог заинтересовать швейцарскую фирму?

В год выхода в прокат «Бархатный сезон», собравший целый букет советских кинозвезд, хорошо прошел в прокате, но зрителей, разумеется, привлекли не только имена известных актеров, но и развлекательная составляющая сюжета (кабаре, красотки, песни, музыка и пр.).

В год выхода «Бархатного сезона» в кинопрокат СССР даже талантливый и принципиальный кинокритик Вера Шитова (1927-2002), по-видимому, получила строгую установку не замечать изъяны этой ленты на страницах «Спутника кинозрителя». Поэтому она написала так: «Не стоит пересказывать содержание этого весьма искусно выстроенного, эффектного в своих поворотах, истинно зрелищного фильма. Пусть зритель сам увидит эти три дня «золотой осени» на Лазурном берегу Франции, где уже шла война, лилась чистая кровь героев, совершались первые подвиги на долгом пути к победе над фашизмом» (Шитова, 1979).

Мнения сегодняшних зрителей о «Бархатном сезоне» отчетливо разделяются на «за» и «против» :

«За»: «Сейчас посмотрела фильм. Первый раз смотрела еще школьницей. Как и тогда восхищаюсь: сюжетом, музыкой Мурада Кажлаева, прекрасными актерами… Политический фильм сделан просто прекрасно» (Санти). «Этот фильм уникален тем, что попытался отразить преступную беспечность большинства разных слоев общества накануне второй мировой войны, хотя все признаки неизбежной катастрофы были налицо. Гражданская война в Испании должна была открыть глаза миру, Герника – вот первый звоночек. Но большинство решило, что лично его это не касается» (Лер).

«Против»: «Интересно что сценарий написал Г. Горин, очень интересный автор, его стиль похож на пьесы Е. Шварца. Тем не менее, диалоги очень пафосны или вымучены. Иногда кажется что герои не знают что бы еще сказать. Лучше бы он этого не писал...» (Хи). «Наверное, это худшее произведение Г. Горина. Сценарий и тексты пафосны и фальшивы до крайности. Страдания испанских детей никто не отменял, но результат – за фильм стыдно – неудобно за отличных, приличных и просто красивых актеров и актрис, занятых в такой пустышке» (Кинолюбитель). «Сценарий Горина, мягко говоря, глуповатый, с многочисленными логическими провалами. Режиссура слабенькая. Музыкальные нумера выглядят бездарной пародией на "Кабаре". Монтаж отвратительный. Боевые сцены поставлены откровенно халтурно» (Геннадий).

Киновед Александр Федоров

Премьера отменяется / Die Premiere fällt aus. ГДР, 1959. Режиссер Курт Юнг-Альзен. Сценаристы: Ганс-Альберт Педерцани, Герхард Нойман (по пьесе А. Петермана). Актеры: Кристина Лазар, Петер Херден, Рудольф Ульрих и др. Прокат в СССР с 19 декабря 1960: 8,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Курт Юнг-Альзен (1915-1976) начал снимать фильмы (а позже и сериалы) с 1950-х. Наибольшую известность получили его картины «Тайник на Эльбе» (1962) и снятые для ТВ «Тени над Нотр-Дам» (1966) и «Телефон полиции – 110» (1974-1976). В СССР «Тени над Нотр-Дам» были сначала выпущены в кинопрокат, телепремьера состоялась только в ноябре 1970 года.

В шпионском детективе «Премьера отменяется» рассказывалось о том, как в одном из театров ГДР работали агенты из ФРГ…

В год выхода этого рядового детектива в советский кинопрокат советская кинопресса отнеслась к нему довольно строго (с точки зрения идеологии), но аргументировано:

«Приключенческий фильм требует увлекательной интриги, динамического и изобретательного развития сюжета, изобилующего всякого рода опасностями и тайнами, раскрыть которые должны герои вместе со зрителями. Этих свойств не хватает картине «Премьера отменяется». Авторы как бы говорят зрителям: «Отгадайте, кто убил актера Горского». Но зрители затрудняются ответить на более существенный вопрос: «Зачем его убили?» На протяжении почти всего фильма они не видят связи между убийством и борьбой за препарат. Не подсказав этой главной связи, авторы начинают долгое расследование обстоятельств убийства. Они привлекают внимание зрителя к мелочам. …

Идут бесконечные допросы. Но напряженность действия отсутствует. И как-то даже холодно узнает зритель новые подробности.

В чем же дело? Во-первых, действие не подчинено борьбе за судьбу препарата. Во-вторых, зритель знает больше, чем следователи. И, в данном случае, это не прием, а просчет. Нам скучно следить за тем, что заведомо очевидно. …

О чем этот фильм? О бдительности? Такой темы в картине нет. О борьбе двух систем, о защите государства от враждебных происков? Эта мысль отодвинулась на второй план в процессе поисков убийцы. Следователь Фритше говорит хорошие слова: «Я рабочий. Я охраняю государство, наше государство». Жаль, что эти слова остались в картине случайными, не раскрылись в ее сюжете, не стали ее смыслом» (Васильев, 1960).

Киновед Александр Федоров

Просчет в игре / Angebot aus Schenectady. ГДР, 1971. Режиссер Рихард Грошоп. Сценаристы: Рихард Грошоп, Лотар Хёрике, Гарри Турк. Актеры: Манфред Цетше, Марита Бёме, Олег Мокшанцев и др. Прокат в СССР: 8,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Рихард Грошоп (1906-1996) был весьма плодовитым режиссером, начиная с 1932 года, он за свою карьеру в кинематографе сумел поставить около шести десятков фильмов, некоторые из которых побывали и в советском кинопрокате. Среди них и вестерн «Чингачгук – Большой змей».

«Просчет в игре» - типичный для кинематографа ГДР 1950-х – 1979-х политический шпионский детектив, по ходу действия которого к специалисту по электронике приезжает старый знакомый, который хочет переманить коллегу в США. Но сотрудники спецслужб ГДР уже идут по следу вражеского агента…

Еще один забытый публикой фильм…

Киновед Александр Федоров