Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Ответ знает только ветер" (ФРГ–Франция), "В 12 часов придёт босс", "Азбука страха", "Преступник и его досье"

Ответ знает только ветер / Die Antwort kennt nur der Wind / Seul le vent connaît la réponse. ФРГ–Франция, 1974. Режиссёр Альфред Форер. Сценаристы: Манфред Пурцер, Йоханнес Марио Зиммель (по роману «Й.М. Зиммеля). Актеры: Морис Роне, Марта Келлер, Карин Дор и др. Прокат в СССР – с 21 июня 1976: 20,7 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах. Прокат во Франции c 1975: 0,2 млн. зрителей. Режиссер Альфред Форер (1914-1986) поставил множество развлекательных фильмов, и часть из них попала в советский кинопрокат («Среди коршунов», «Верная Рука – друг индейцев», «Срок семь дней», «И дождь смывает все следы», «Трое на снегу», «Ответ знает только ветер»). Все ленты Альфреда Форера, шедшие в советских кинозалах, имели большой успех у зрителей. В детективе «Ответ знает только ветер» сыграли звезды экрана Морис Роне (1927-1983), Марта Келлер. По ходу сюжета сотрудник страховой компании Роберт (Морис Роне) расследует причины взрыва на яхте миллионера… Советская пресса отнеслась к фил

Ответ знает только ветер / Die Antwort kennt nur der Wind / Seul le vent connaît la réponse. ФРГ–Франция, 1974. Режиссёр Альфред Форер. Сценаристы: Манфред Пурцер, Йоханнес Марио Зиммель (по роману «Й.М. Зиммеля). Актеры: Морис Роне, Марта Келлер, Карин Дор и др. Прокат в СССР – с 21 июня 1976: 20,7 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах. Прокат во Франции c 1975: 0,2 млн. зрителей.

Режиссер Альфред Форер (1914-1986) поставил множество развлекательных фильмов, и часть из них попала в советский кинопрокат («Среди коршунов», «Верная Рука друг индейцев», «Срок семь дней», «И дождь смывает все следы», «Трое на снегу», «Ответ знает только ветер»). Все ленты Альфреда Форера, шедшие в советских кинозалах, имели большой успех у зрителей.

В детективе «Ответ знает только ветер» сыграли звезды экрана Морис Роне (1927-1983), Марта Келлер. По ходу сюжета сотрудник страховой компании Роберт (Морис Роне) расследует причины взрыва на яхте миллионера…

Советская пресса отнеслась к фильму «Ответ знает только ветер» неоднозначно, упрекая его создателей в мимикрии под модный тогда «политический кинематограф»:

В «Спутнике кинозрителя» отмечалось, что в этом фильме «мелодраматизм сочетается с настоящей драмой, беллетристическая красивость с подлин­ной красотой. Он будто бы пытается выйти на орбиту политического фильма, но не в силах преодолеть привычного притяжения коммерческого кино. Полу­чился кинематографический кентавр» (СК, 1976. 6).

Кинокритик Евгений Громов (1931-2005) в газете «Советская культура» писал примерно том же снисходительном тоне:«Прекрасный французский актер Морис Роне. У героя больное серд­це и умные грустные глаза. Он видел в жизни столько зла и насилия, что его уже ничем теперь не удивишь. Да, фильм известного западногерманского режиссе­ра Альфреда Форера смот­рится с интересом. Занима­тельный детектив, не чуждый, однако, и социальных мотивов. Мир большого биз­неса, светская чернь, веселящаяся на фешенебельном Каннском курорте — все это показано в критических тонах. Но вряд ли стоит и пе­реоценивать весомость этой критики. Она скользит по поверхности явлений. Явствен­нее всего в фильме «Ответ знает только ветер» выраже­на такая мысль: преступле­ния были, есть и будут. Од­ни из них раскрываются по­лицией, и зло наказывается, правду о других знает лишь ветер» (Громов, 1975: 4).

А вот в статье, опубликованной в журнале «Искусство кино» фильм «Ответ знает только ветер» получил весьма отрицательную оценку:

«С какой роковой завлекательностью звучит название… детективного фильма «Ответ знает только ветер»! Заголовок интонацией своей очень напоминает название недавней киномелодрамы, тоже побывавшей на наших экранах, — «И дождь смывает все следы». Это не удивительно: создатели картины все те же — Форер и Пурцер; используя несколько туманную «метеорологическую» символику, они норовят преподнести ловко сконструированное нагромождение убийств и катастроф в форме многозначительных притч, претендующих на знание реальной жизни и человеческой психологии. …

Снова перед нами сюжет из «волнующей» жизни миллионеров. Режиссер снова канонически следует законам избранного жанра. На этот раз он снял «стерильный» и абсолютна стандартный детектив.

...На экране появляется актер Морис Роне, нередко играющий агентов сыска. Его герой — человек средних лет, но он моложав и спортивен, он порой дарит друзей и зрителей обаятельной улыбкой. Однако гримаса озабоченности не сходит с его утомленного лица, на котором запечатлелись навечно следы многочисленных драматических расследований. Актер настолько самозабвенно подражает американским стандартам, что поначалу невольно задаешься вопросом: «Уж не пародирует ли он их?» Однако все новые криминальные таинства, на которые беспрерывно натыкается Роберт Лукас, убеждают, что все происходит всерьез...

Поклонница господина Лукаса, мадам дель Пьер (Марта Келлер), особа изысканная и благородная, аттестует своего кумира следующим образом: «Ест он мало, много курит, пьет и не пьянеет, он человек тонкого ума». Не правда ли, в этой характеристике — смесь полицейского донесения и светской сплетни?

О вкусе, проявившемся в диалогах (точнее, об отсутствии такового), можно говорить отдельно. Герои изъясняются выспренно, с претензиями на афористичность. …

«Массовое искусство» склонно проявлять «заботу» о средних слоях населения, выступать «защитником» униженных и отверженных. Очень полезно на подобные поддельные шедевры набросить демократический флер, дабы завоевать расположение широкой публики.

В детективе не раз еще прозвучат филантропические фразы в защиту честных налогоплательщиков и укоры по адресу хищных миллионеров. … Но все эти гуманистические потуги — чистая фикция. Конфликт в фильме происходит между супер-миллионерами и просто миллионерами.

… камера откровенно любуется атмосферой фантастического богатства и праздности, смакуя всякого рода атрибуты роскоши, подолгу задерживается на интерьерах, туалетах, драгоценностях. Довольно формально порицая сильнейших мира сего, авторы стремятся своим, в общем-то, бутафорским, зрелищем исторгнуть у мелкобуржуазного обывателя вздох: «Как хорошо быть миллионером!» Мастера «массового искусства» давно усвоили, что кино способно прекрасно компенсировать отсутствие в жизни зрителя подлинной радости и ярких впечатлений.

Таков ключевой подтекст этого детективного фильма. Поверхностное осуждение изъянов капитализма и любование образом жизни тех, кому капитализм действительно обеспечивает благоденствие...

Остается, следовательно, только осведомиться: стоило ли преподносить зрителю типичные образчики «массового искусства», которое давно уже стало синонимом искусства коммерческого, буржуазного? Ленты Форера и Пурцера пополнили перечень таких картин, не расширив представления зрителей о подлинных проблемах капиталистического мира и не подарив встречи с серьезным реалистическим кинематографом...» (Пронин, 1976: 157-160).

Сегодня у этого фильма есть как поклонники, так и противники:

«Наслаждаюсь фильмом, музыкой, прекрасными видами, прекрасными актерами, их игрой» (Из всех…).

«Неимоверно скучный, статично пустой фильм с симпатичными картинками, нереально красивыми актерами и чудесной музыкой…, с предсказуемо незахватывающим сюжетом и совершенно непредсказуемой развязкой» (Днипро).

«Сюжет полностью надуман. Не станет страховая компания нанимать честного сыскаря. У героя изначально единственная цель: любой ценой доказать, что подрыв яхты - результат самоубийства её владельца… Складывается картинка: грязный сыскарь подрядился доказать, что белое - это чёрное, но затем запахло более серьёзными деньгами, и он сдал своего нанимателя и пошел на шантаж. Коли так, то он и повинен в гибели любимой. К шантажисту - ни малейшей симпатии. … Короче, сюжет глючит вовсю. Заслуженный минус» (Фред 2013).

Киновед Александр Федоров

-2

В 12 часов придёт босс / 12 Uhr mittags kommt der Boß. ГДР, 1968. Режиссер Зигфрид Хартман. Сценаристы: Зигфрид Хартман, Вольфганг Хельд, Курт Белике. Актеры: Петер Боргельт, Карл Штурм, Ангелика Валлер и др. Прокат в СССР – с 1969: 20,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Зигфрид Хартман получил известность фильмами для детской аудитории («Огниво», «Золотой гусь» и др.). Однако в его фильмографии есть и детектив «В 12 часов придёт босс».

В фильме «В 12 часов придёт босс» полиция пытается ликвидировать банду контрабандистов, которой и верховодит умный и хитрый преступник…

Сегодня эта вполне профессионально (в рамках жанра) лента практически забыта киноведами, но вот зрители о ней еще помнят:

«Иронический детектив… Юмора не так много, но очень тонко. Мне показалось, что при дубляже 70 % шуток было утрачено» (Н. Прокофьева).

«Детектив с юмором. Часто удачным. Играют хорошо, озвучен хорошо! Немного, может быть, фантастично удачлива полиция» (Театрпед).

Киновед Александр Федоров

-3

Преступник и его досье / Deps. Югославия, 1974. Режиссер и сценарист Антун Врдоляк. Актеры: Беким Фехмию, Милена Дравич, Фабиян Шовагович и др. Прокат в СССР с 27 октября 1975: 19,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и сценарист Антун Врдоляк никогда не входил в элиту югославских режиссеров. Он снимал фильмы разной тематики и наибольшего зрительского успеха добивался, когда работал в жанре детектива. Так его детектив «Преступник и его досье» только за первый год демонстрации в советском кинопрокате собрал 19,5 млн. зрителей.

… Сотрудники уголовного розыска пытается найти рецидивиста, судимого уже дюжину раз и теперь подозреваемого в ловком ограблении банка…

Знаток югославского кинематографа – киновед Мирон Черненко (1931-2004) писал, что «югославский кинематограф вовсе не торопится делать выводы… Напротив, он ограничивает себя одной диагностикой, или, лучше сказать, как можно более подробной, в формах самой жизни, в поэтике документально-реалистической, а порою и просто натуралистической, переписью проблем, которые подлежат немедленному общественному рассмотрению, обсуждению, решению, сопоставлению с той же проблематикой, отражающейся в зеркале прессы, только что распространившегося телевидения.

Поэтому так популярны в это время описания городского «дна» — из этих фильмов мы видели несколько более поздний «Депс» (1974, Антуан Врдоляк, в советском прокате — «Преступник и его досье»), внимательный, я сказал бы, «словесный портрет», если воспользоваться соответствующей терминологией сорокалетнего уголовника по кличке «Депс», попавшего в милицию по подозрению в ограблении банка и ожидающего освобождения, ибо он давно уже «завязал».

При этом картину Врдоляка не стоит переоценивать — и героем своим, и антуражем, и психологическим климатом она была не слишком оригинальна на югославском экране, и генеалогические корни ее нетрудно обнаружить в таком сложном, противоречивом и ярком явлении, как творчество Живоина Павловича, одного из самых талантливых и «критически ориентированных» режиссеров югославского кино… Эта тематическая ориентация как бы определяет собой многие и многие фильмы современной темы конца шестидесятых — начала семидесятых годов, и, наверно, социологи, психологи, этнографы и криминологи могли бы составить — все вместе — некую социографическую карту общественных слоев, групп, профессий и занятий, которые привлекают внимание кинематографа именно потому, что в них особенно ярко и обостренно отразились некоторые общие проблемы» (Черненко, 1986).

Итак, детектив «Преступник и его досье» был поставлен вполне профессионально, в главных ролях снимались популярные югославские актеры. Но его популярность ограничилась коротким периодом второй половины 1970-х. Сегодня это фильм, похоже, напрочь забыт зрителями…

Киновед Александр Федоров

-4

Азбука страха / Abeceda straha. Югославия, 1961. Режиссер Фадил Хаджич. Сценаристы: Фадил Хаджич, Федор Видас. Актеры: Весна Боянич, Йосип Заппалорто, Нада Касапич, Татьяна Белякова и др. Прокат в СССР – с 14 января 1963: 19,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Фадил Хаджич (1922-2011) снимал фильмы в разных жанрах («Азбука страха», «Сараевское покушение», «Другая сторона медали», «Рейд отважных», «Три часа для любви» и др.), но самым популярным его фильмов в советском кинопрокате стала «Азбука страха» - детектив о разведчице, в годы второй мировой войны получила задание найти список нацистских шпионов, проникших в югославские партизанские отряды…

В 1960-х подростки с удовольствием шли в кинотеатры на этот фильм. Но вот у зрителей XXI века к «Азбуке страха» накопились вопросы:

«Самый главный: зачем Катица подменила портфель, зная, что хозяин наверняка обнаружит подмену?! А если уж сделала, надо было сразу уходить в лес; не думала же она, что подмена останемся никем не замеченной! Зачем старый гестаповец называл пойманной Катице имена провокаторов из секретного списка?! Если он уверен, что она у него в руках и никуда не убежит, тем более для чего ей слышать это длинное перечисление имён и фамилий?! … Да и с последним выстрелом банкира в Катицу не всё ясно. Если банкир промазал, то почему Катица свалилась как убитая?! А если попал, то почему она так спокойно и безболезненно закурила в машине, как будто никакая пуля её не взяла?» (Г. Воланов).

«Да это социалистический спецзаказ… Но из перечисленного выше, мне прикольней всего "Если он уверен, что она у него в руках и никуда не убежит, тем более для чего ей слышать это длинное перечисление имён и фамилий?!" Вот эту самодовольную браваду опытнейшего шпика, позлорадствовать перед пытками жертвы, мол, в последние минуты свободы, узнай всё, ради чего так рисковала жизнью... И, конечно же, как по закону кармы, всё обернулось против него. Один смех…» (Помпей).

Киновед Александр Федоров