Найти в Дзене
Странствия поэта

Жуткая тайна Снегурочки, о которой молчат на детских утренниках

Декабрьская ночь. В домах горят огни, пахнет мандаринами, а дети хором зовут: «Сне-гу-роч-ка!». И она приходит. Всегда юная, всегда в бело-голубой шубке, с длинной косой и грустной улыбкой. Но... Мы привыкли считать её внучкой Деда Мороза, милой помощницей, раздающей конфеты. Но если бы мы знали, кого на самом деле зовем в свой дом, мороз пошел бы по коже. За красивой сказкой скрывается древняя славянская трагедия. Снегурочка — это не веселая девочка. Это оживший мертвец. Это ледяной идол. Это жертва, принесенная суровой зиме, чтобы выжили остальные. Невеста для Мороза Чтобы понять, кто она такая, нужно перенестись на тысячи лет назад, в заснеженные леса наших предков. Тогда Дед Мороз (или Морок, Карачун) не был добрым стариком с мешком подарков. Это было грозное, смертоносное божество холода. Ему не пели песенок. Его боялись до дрожи. И чтобы пережить лютую зиму, чтобы Мороз не заморозил посевы и скот, его нужно было задобрить. Жертва должна быть самой чистой и прекрасной. В глухой
Оглавление

Декабрьская ночь. В домах горят огни, пахнет мандаринами, а дети хором зовут: «Сне-гу-роч-ка!». И она приходит. Всегда юная, всегда в бело-голубой шубке, с длинной косой и грустной улыбкой. Но...

Мы привыкли считать её внучкой Деда Мороза, милой помощницей, раздающей конфеты. Но если бы мы знали, кого на самом деле зовем в свой дом, мороз пошел бы по коже.

За красивой сказкой скрывается древняя славянская трагедия. Снегурочка — это не веселая девочка. Это оживший мертвец. Это ледяной идол. Это жертва, принесенная суровой зиме, чтобы выжили остальные.

Невеста для Мороза

Чтобы понять, кто она такая, нужно перенестись на тысячи лет назад, в заснеженные леса наших предков.

-2

Тогда Дед Мороз (или Морок, Карачун) не был добрым стариком с мешком подарков. Это было грозное, смертоносное божество холода. Ему не пели песенок. Его боялись до дрожи. И чтобы пережить лютую зиму, чтобы Мороз не заморозил посевы и скот, его нужно было задобрить.

Жертва должна быть самой чистой и прекрасной. В глухой лес отводили юную девушку. Её привязывали к дереву и оставляли одну в ледяной тишине.
Если наутро её находили замерзшей, покрытой инеем, считалось, что Мороз принял жертву. Девушка становилась его «невестой», вечной спутницей в царстве льда.

-3

Вот она — прародительница нашей Снегурочки. Мертвая царевна, застывшая в вечной красоте, обменявшая свою жизнь на весну для своего племени.

Именно поэтому Снегурочка всегда бледна. Поэтому она никогда не стареет. Она существо из Нави — мира мертвых, которому позволено лишь ненадолго прийти к людям.

Дитя порочной связи

Великий драматург Александр Островский, глубоко изучавший фольклор, написал пьесу «Снегурочка». И это вовсе не детская сказка. Это драма о невозможности любви.

У Островского Снегурочка — плод странной, неестественной любви. Её отец — суровый Мороз, а мать — красавица Весна. Этот союз не должен был случиться. Зима и Весна не могут быть вместе. Их ребенок — ошибка природы, парадокс. Снегурочка красива, как мать, но внутри у неё — ледяная пустота отца.

-4

Она живет в лесу, в тереме, спрятанная от глаз бога солнца Ярило. Ярило поклялся сжечь её, как только в её сердце вспыхнет хоть искра огня.
Снегурочка — изгой. Она не дух и не человек. Она смотрит из чащи на людей, на парней и девушек в слободе берендеев, и не понимает их.

— Что такое любовь? — спрашивает она у матери.

Для неё людские страсти — это лишь непонятный шум. У неё нет души в человеческом понимании. Только холодный кристалл в груди.

«Хочу любить, пусть даже умру»

Самая страшная и красивая часть этой истории — бунт Снегурочки.
Ей надоедает быть вечной, холодной наблюдательницей. Она видит пастуха Леля, слышит его песни и чувствует… зависть. Она завидует людям, которые могут плакать, смеяться и сгорать от страсти.

В пьесе есть жуткий момент: Снегурочка понимает, что она ущербна. Она прекрасна, но мужчины чувствуют её мертвенный холод и отшатываются.
Тогда она идет к матери-Весне и просит страшный дар:

— Дай мне способность любить!

Весна предупреждает: любовь для ледяной девы — это смерть. Как только огонь чувства коснется сердца, лед растает. Но Снегурочка делает выбор. Лучше один миг настоящей жизни, один горячий поцелуй, чем вечность в ледяном склепе.

Жертвоприношение Солнцу

Финал истории — это мистическая казнь. Снегурочка получает дар любви. Она влюбляется в Мизгиря. В её глазах впервые загорается огонь, щеки розовеют, кровь начинает бежать быстрее. Она счастлива. Но в этот же миг восходит Ярило-Солнце. Оно не злое. Оно просто выполняет закон природы: лед должен растаять.

Сцена Таяния Снегурочки из оперы Римского-Корсакова
Сцена Таяния Снегурочки из оперы Римского-Корсакова

Сцена таяния Снегурочки у Островского прописана с пугающим физиологизмом. Она не просто исчезает. Она превращается в воду, в туман.
— Люблю и таю! — кричит она.

Это
экстаз самоуничтожения. Она умирает в муках и в блаженстве одновременно. Её смерть становится искуплением. Как только ледяная девушка исчезает, на землю приходит настоящее, жаркое лето, которого берендеи не видели много лет.

Кого мы зовем?

-6

Так кто же стоит под нашими ёлками? Снегурочка — это самый трагичный образ в русской культуре. Это символ красоты, которая несовместима с жизнью.
Она напоминает нам о том, что за всё нужно платить. За весну — зимой. За любовь — жизнью.

Она приходит к нам из темноты леса, в белых одеждах (цвет траура у славян), тихая и смиренная. Она знает, что её время коротко. Она знает, что с первыми лучами весеннего солнца ей придется исчезнуть, раствориться, умереть, чтобы мы могли жить дальше.

В следующий раз, когда на детском утреннике вы увидите эту девочку в кокошнике, не думайте о ней как о веселой кукле. Взгляните в её глаза. Там — вековая тоска льда, который мечтает стать огнем, даже если это будет стоить ему жизни.

Спасибо за внимание!

_________

Мой телеграмм канал с разными мыслями и стихами. Подписывайтесь, чтобы не потеряться - Дмитрий Джулиус