Беглец № 0416 / A 0416 – os szökevény. Венгрия, 1970. Режиссёр Мартон Келети. Актеры: Ласло Маркуш, Дьёрдь Барди, Антал Пагер, Аттила Надь и др. Прокат в СССР – с 6 сентября 1971: 14,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Мартон Келети (1905-1973)был одним из любимцев советского кинопроката – многие его ленты с успехом демонстрировались на экранах СССР («Мишка-аристократ», «Дождливое воскресенье», «История моей глупости», «Этюд о женщинах», «Сто первый сенатор», «Рыцари «Золотой перчатки», «Ференц Лист. Грезы любви», «Герцог Боб» и др.).
В Венгрии «Беглец № 0416» был телевизионным минисериалом, но в СССР его сокращенную версию выпустили в кинопрокат. И в принципе не прогадали – 14,2 млн. зрителей для венгерского фильма очень хороший результат по меркам начала 1970-х.
Фабула этого детектива такова: весной 1967 года из американской тюрьмы сбежал заключенный, зарегистрированный под порядковым номером 0416. Операция была проведена не в одиночку, а с помощью извне. Полиции многое известно о беглеце, но они начинают погоню по ложному следу…
Мало кто из зрителей вспоминает этот далеко не лучший в карьере Мартона Келети фильм:
«Меня позабавило то, как авторы картины пытались реконструировать американские локации под венгерские возможности того времени: нарисованные от руки указатели направлений («East») и таблички с названиями улиц, соцреалистический бункер в качестве мотеля. Гобби Хильда в роли негритянской горничной... Плюс несколько кадров с номерным знаком «Форда», который, вероятно, был единственным аутентичным реквизитом в фильме. Замысел похвален, но сегодня бы я рекомендовал эту ленту только супер-любителям старых венгерских детективов» (Хольт).
Киновед Александр Федоров
Где третий король? / Gdzie jest trzeci król? Польша, 1966. Режиссер Рышард Бер. Сценарист Мацей Сломчиньски. Актеры: Анджей Лапицки, Калина Ендрусик, Алиция Вышиньска, Тадеуш Кондрат, Мария Ваховяк, Венчислав Глиньски, Рышард Петруски, Францишек Печка, Войцех Покора, Збигнев Юзефович, Адам Павликовски и др. Прокат в СССР – со 2 октября 1967: 13,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Польше: 1,1 млн. зрителей.
Режиссер Рышард Бер (1933-2004) – один из самых известных польских режиссеров («Где третий король?», «Кукла», «Отель класса люкс», «Таис», «Незнакомка», «Железная река» и др.).
Польской милиции становится известно, что готовится кража ценной картины в одном из музеев, расположенном в старинном замке. Во избежание этого решено заменить подлинник копией…
Пригласив на главную роль чутко чувствующего особенности жанра Анджея Лапицкого (1924-2012), Рышард Бер снял изощренный ироничный детектив как шахматную партию, где у каждого персонажа есть свой главный ход…
Киновед Александр Федоров
Кошачьи следы / Kocie ślady. Польша, 1971. Режиссёр Павел Коморовски. Сценаристы: Павел Коморовски, М. Патковски (по повести М. Патковского «Выстрелы на турбазе»). Актеры: Януш Гайос, Иоанна Ендрыка, Мечислав Павликовски, Алиция Яхевич и др. Прокат в СССР – с 19 ноября 1973: 13,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Павел Коморовски (1930-2011) ставил фильмы разных жанров, некоторые из которых попали в советский кинопрокат («Ущелье ведьм», «Явка на Сальваторе», «Кошачьи следы»).
На польском горном курорте погибают двое австрийцев. Начинается расследование…
Сегодня об этом рядовом детективе почти никто не вспоминает…
Киновед Александр Федоров
Последний свидетель / Ostatni świadek. Польша-ГДР, 1969. Режиссёр Ян Батори. Сценарист Ян Ковальски. Актеры: Станислав Микульски, Майя Водецка, Артур Млодницки, Януш Быльчиньски Эдмунд Феттинг и др. Прокат в СССР – с 27 января 1975: 13,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Польше: 0,9 млн. зрителей.
Режиссер Ян Батори (1921-1981) за свою режиссерскую карьеру поставил 13 полнометражных игровых фильмов, многие из которых имели немалый успех в польском и советском кинопрокате («Особняк на Зеленой» / «Последний рейс», «Встреча со шпионом», «Лекарство от любви», «Как это случилось» / «Необыкновенное озеро» и др.).
… Бывшие эсесовцы, приехав в Польшу конца 1960-х, пытаются найти припрятанные нацистами сокровища…
В «Последнем свидетеле» Режиссер Ян Батори сделал ставку на популярность Станислава Микульского (1929-2014) и не ошибся. Этот детектив имел успех у публики как в Польше, так и в СССР…
Между тем, в советской кинопрессе эта лента была встречена весьма иронично. Так киновед Ян Березницкий (1922-2005) на страницах «Советского экрана» писал, что «стараниями сценариста Яна Ковальского Микульский-Ольшак поставлен в «Последнем свидетеле» примерно в ту же ситуацию, что и Микульский-Клосс: один среди чужих. Сконструировать подобную ситуацию в фильме, действие которого происходит не в логове врага, а на территории народной Польши, было, разумеется, нелегко. Поставленный в ту же ситуацию, что и Клосс, доктор Ольшак ведет себя в ней, однако, по-иному. Выслеживая своих противников, он словно бы играет с ними в поддавки и трижды на протяжении картины ставит себя в такое положение, когда по нормальной житейской логике гибель его неминуема. выйти же целехоньким из тех ловушек, куда он по нерасторопности и неосмотрительности попадает, доктору Ольшаку удается не благодаря ловкости, сметке, уму, но исключительно в силу чудесного стечения обстоятельств. Каковое стечение, в свою очередь, обусловлено нерасторопностью и неосмотрительностью его противников.
Неуязвимость доктора Ольшака сродни неуязвимости не Клосса из «Ставки», а героев многочисленных телевизионно-кинематографических лент.
«Классическая» для этих фильмов ситуация такова: совершивший промашку герой стоит под наведенным на него дулом пистолета, а противник медлит — жертве все равно некуда деться, так почему же не продлить удовольствие? Удовольствие продлевается до тех пор, пока герою не удается, улучив момент, то ли обезоружить противника, то ли выпрыгнуть из окна, то ли совершить какой-нибудь иной подвиг.
В кульминационной сцене «Последнего свидетеля» ситуация эта процитирована почти дословно: бывший комендант концлагеря держит на мушке своего бывшего узника, но, поскольку времени у него, как он заявляет, достаточно, он ради забавы оттягивает миг расправы.
Оттягивает ровно настолько, чтобы подоспели те, кому следует подоспеть, и те, кто. как выясняется в финале, зорко следил с самого начала за разворотом событий.
Картина Батория заслуживала бы, вероятно, более снисходительного отношения, будь она по своей установке чисто развлекательной, вроде, скажем, «Фантомаса», где сюжетная несуразица тоже может послужить элементом развлекательности.
Тогда нечего было бы и вести разговор об отступлениях от житейской логики, бездейственном герое и тому подобных серьезных вещах. Авторы, однако, уснастили картину таким количеством серьезнейших проблем, что судить ее с позиции «чистой» развлекательности значило бы проявить неуважение к самим этим проблемам. Среди них и прозрение молодой немки, впервые узнавшей на польской земле о преступлениях фашизма, и социальные преобразования за годы народной власти, и многое другое, что вполне достойно воплощения на экране само по себе, а не в качестве приправы» (Березницкий, 1975: 4-5).
Киновед Александр Федоров
Огонь / Tüz. Венгрия, 1948. Режиссер Имре Апати. Сценаристы: Тибор Мераи, Дьюла Хаи. Актеры: Ласло Фёлденьи, Клари Толнаи, Золтан Варкони и др. В СССР – с 3 января 1950: 13,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Венгрии: 0,6 млн. зрителей.
Режиссер Имре Апати (1909-1960) ставил картины разных жанров. В советском кинопрокате пользовался успехом его детектив «Огонь».
Вторая половина 1940-х. Венгрия. Убит фабрикант, подозрение падает на инженера, который требовал национализации фабрики. Начинается расследование…
Еще один архаичный по форме и содержанию фильм, пополнивший коллекцию «забытых»…
Киновед Александр Федоров