Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

АвтоВАЗу больше не до смеха: план продаж провален, склады переполнены, а люди обходят Лады стороной. Менеджер салона Лада рассказал как есть

Конец года в автомобильном бизнесе всегда считался золотым временем, когда дилеры снимают все сливки, закрывают годовые планы и готовятся к получению жирных бонусов. Люди традиционно бегут спасать свои накопления, ожидая январского повышения цен, и сметают с прилавков все, что имеет четыре колеса и руль. Однако декабрь 2025 года преподнес нашему отечественному гиганту АвтоВАЗу очень неприятный сюрприз, который грозит обернуться настоящей катастрофой для всей дилерской сети. Вместо привычного ажиотажа и очередей в кассу, в шоурумах царит звенящая тишина, прерываемая лишь зеванием скучающих менеджеров, а площадки для хранения автомобилей забиты под завязку так, что яблоку негде упасть. Один из сотрудников крупного московского дилерского центра LADA, который работает в сфере продаж уже больше десяти лет, на условиях полной анонимности согласился рассказать, что на самом деле происходит за красивыми фасадами автосалонов и почему радужные отчеты руководства завода не имеют ничего общего с

Конец года в автомобильном бизнесе всегда считался золотым временем, когда дилеры снимают все сливки, закрывают годовые планы и готовятся к получению жирных бонусов. Люди традиционно бегут спасать свои накопления, ожидая январского повышения цен, и сметают с прилавков все, что имеет четыре колеса и руль. Однако декабрь 2025 года преподнес нашему отечественному гиганту АвтоВАЗу очень неприятный сюрприз, который грозит обернуться настоящей катастрофой для всей дилерской сети.

Вместо привычного ажиотажа и очередей в кассу, в шоурумах царит звенящая тишина, прерываемая лишь зеванием скучающих менеджеров, а площадки для хранения автомобилей забиты под завязку так, что яблоку негде упасть. Один из сотрудников крупного московского дилерского центра LADA, который работает в сфере продаж уже больше десяти лет, на условиях полной анонимности согласился рассказать, что на самом деле происходит за красивыми фасадами автосалонов и почему радужные отчеты руководства завода не имеют ничего общего с суровой реальностью.

Ситуация складывается парадоксальная, ведь завод продолжает работать в три смены, штампуя машины стахановскими темпами и отгружая их дилерам в принудительном порядке. Автовозы приходят чуть ли не каждый день, выгружая десятки новых Вест, Грант и Нив, но девать их уже попросту некуда. Склады переполнены, машины стоят впритирку друг к другу, покрываясь снегом и пылью, потому что темпы продаж упали до критического минимума.

По словам нашего инсайдера, руководство спускает сверху нереальные планы, требуя продавать воздух, но клиенты, которые еще вчера были готовы закрывать глаза на огрехи сборки и небогатое оснащение ради доступной цены, сегодня голосуют рублем против продукции тольяттинского автозавода. И виной всему стала абсолютно неадекватная ценовая политика, которая окончательно оторвалась от реальности и доходов населения.

-2

Давайте посмотрим правде в глаза и изучим ценники, от которых у рядового покупателя волосы встают дыбом. Флагманская модель LADA Vesta, на которую завод делал основную ставку, превратилась в неликвид, который стоит мертвым грузом. Топовая комплектация Techno 24 с вариатором и мотором 1.8, которую так пафосно презентовали, стоит по прайсу 1 966 000 рублей. Вы только вдумайтесь - два миллиона за отечественный седан Б-класса, который, по сути, ничем кардинально не отличается от машины пятилетней давности, кроме китайской автоматической коробки и большого планшета в салоне.

Люди приходят, смотрят на этот ценник, потом достают телефон, открывают предложения по китайским брендам и видят, что за эти же 2-2,2 миллиона можно взять Haval Jolion или Chery Tiggo 4 Pro, которые будут кроссоверами, а не седанами, и оснащение там будет на голову выше. Менеджеры уже устали выслушивать насмешки клиентов, которые прямо спрашивают - вы там совсем совесть потеряли продавать наши машины по цене иномарок?

Не лучше обстоят дела и с так называемыми бюджетными моделями, которые всегда тянули продажи вверх. Народная LADA Granta, которая когда-то была входным билетом в мир автомобилистов, сегодня в нормальной комплектации #CLUB Enjoy стоит 1 167 000 рублей. А если вы захотите версию с 16-клапанным мотором на 106 сил, то готовьтесь выложить 1 269 000 рублей.

-3

Миллион триста за Гранту - это психологический барьер, который многие покупатели просто не могут и не хотят преодолевать. Раньше Гранту брали, потому что она стоила 500-600 тысяч, и ей прощали всё - и вой коробки, и тесный салон, и отсутствие безопасности. Но за миллион с лишним люди начинают требовать качество и комфорт, а этого Гранта дать не может физически, так как она устарела еще десять лет назад.

Отдельная боль для дилеров - это новинки, на которые возлагались огромные надежды, но которые пока вызывают только недоумение. Речь идет о LADA Aura, которую позиционируют как бизнес-седан для чиновников и успешных людей. Прайс на версию Premier стартует от 2 599 000 рублей , а топовая Status стоит 2 799 000 рублей.

Менеджер рассказывает, что когда обычные люди видят этот удлиненный кузов и ценник под три миллиона, они просто крутят пальцем у виска. За эти деньги на вторичке можно найти живой немецкий премиум или взять упакованного "китайца" размером с дом. Очереди из чиновников пока не наблюдается, а частникам такая машина за такие деньги даром не нужна, вот и стоят эти "Ауры" в шоуруме как музейные экспонаты, к которым страшно подходить.

-4

Семейство Нива, которое всегда держалось на фанатах бездорожья и рыбаках, тоже испытывает серьезные трудности со сбытом. LADA Niva Travel в комплектации KHL перевалила за отметку 1 639 000 рублей , а классическая Niva Legend в версии Urban стоит почти 1,2 миллиона. Покупатель, который раньше брал Ниву как вторую машину для леса за 600 тысяч, сегодня просто не может позволить себе выложить полтора миллиона за игрушку выходного дня. А как единственный автомобиль в семье Нива слишком специфична, прожорлива и некомфортна. В итоге мы видим затоваривание складов даже этими, казалось бы, вечными моделями, спрос на которые всегда был стабильным.

Конечно, завод и банки пытаются спасти ситуацию, предлагая различные кредитные программы и скидки, но и тут есть подвох. Да, в рекламе мы видим красивые цифры про выгоду до 20% по госпрограмме или специальные предложения по трейд-ин, но на деле все упирается в грабительские процентные ставки.

Когда клиенту рассчитывают кредит на ту же Весту и он видит, что переплата за пять лет составит стоимость еще одной машины, а ежемесячный платеж будет равен средней зарплате по региону, желание покупать новый автомобиль улетучивается мгновенно. Люди просто не готовы вешать на себя кредитную удавку ради Лады, которая через три года потеряет в цене половину своей стоимости и начнет ржаветь.

-5

Менеджер с грустью констатирует, что поток клиентов в салоны сократился в разы по сравнению с прошлым годом. Те, кто заходит, в основном интересуются сервисом или запчастями, а в отделе продаж тишина. Люди начали массово уходить на вторичный рынок, где за полтора-два миллиона можно найти вполне приличную иномарку с пробегом, которая прослужит еще долгие годы и не будет доставлять столько проблем, как новая Лада. Миф о том, что "лучше новая, зато на гарантии", разбился о суровую реальность цен на обслуживание и качество комплектующих, которое, по отзывам владельцев, оставляет желать лучшего.

В сухом остатке мы имеем ситуацию, когда жадность производителя и желание заработать сверхприбыль на дефиците привели к тому, что народ просто отвернулся от родного автопрома. Склады забиты машинами, которые никто не берет, планы продаж горят синим пламенем, а менеджеры сидят без зарплаты, потому что их доход напрямую зависит от количества проданных автомобилей. Если АвтоВАЗ не пересмотрит свою ценовую политику и не спустится с небес на землю, то уже в начале следующего года нас ждет череда банкротств дилерских центров и полная остановка продаж, потому что бесконечно повышать цены в условиях падающих доходов населения - это путь в никуда.

А вы готовы поддержать отечественного производителя и купить Весту за два миллиона, или считаете, что красная цена этим машинам должна быть в два раза ниже?