Найти в Дзене
Автомобилист

Слева или справа? Раскрываю тайну, почему инженеры никак не договорятся, где делать лючок бензобака

Признайтесь честно, бывало такое: берете машину в каршеринге, у друга или просто пересаживаетесь на новую модель, заезжаете на АЗС и... зависаете. С какой стороны подъезжать к колонке? В этот момент начинается лотерея. Либо вы угадали и гордо вставляете пистолет, либо приходится совершать «позорный круг» по заправке или, что еще хуже, тянуть грязный шланг через весь кузов, рискуя поцарапать лак. Кто-то говорит про заговор маркетологов (чтобы очереди на АЗС были меньше), кто-то — про развесовку автомобиля. Самое интересное, что единого стандарта в мире до сих пор нет. Даже внутри одного бренда бывает путаница! Давайте разберем этот конструкторский ребус по полочкам и отделим народные мифы от суровой инженерной правды. Версия №1: Безопасность и «правило обочины» Исторически это самый первый и логичный аргумент. Корни его уходят в те времена, когда заправок было мало, и водители часто доливали топливо из канистры прямо на обочине дороги. Логика железная: человек, заливающий бензин, не
Оглавление

Признайтесь честно, бывало такое: берете машину в каршеринге, у друга или просто пересаживаетесь на новую модель, заезжаете на АЗС и... зависаете. С какой стороны подъезжать к колонке?

В этот момент начинается лотерея. Либо вы угадали и гордо вставляете пистолет, либо приходится совершать «позорный круг» по заправке или, что еще хуже, тянуть грязный шланг через весь кузов, рискуя поцарапать лак.

Кто-то говорит про заговор маркетологов (чтобы очереди на АЗС были меньше), кто-то — про развесовку автомобиля. Самое интересное, что единого стандарта в мире до сих пор нет. Даже внутри одного бренда бывает путаница!

Давайте разберем этот конструкторский ребус по полочкам и отделим народные мифы от суровой инженерной правды.

Версия №1: Безопасность и «правило обочины»

-2

Исторически это самый первый и логичный аргумент. Корни его уходят в те времена, когда заправок было мало, и водители часто доливали топливо из канистры прямо на обочине дороги.

Логика железная: человек, заливающий бензин, не должен стоять со стороны проезжей части, где его может снести пролетающий грузовик. Он должен находиться со стороны тротуара или обочины.

Для стран с правосторонним движением (как у нас, в Европе, США): Обочина справа. Значит, лючок должен быть справа.

Для стран с левосторонним движением (Япония, Великобритания, Австралия): Обочина слева. Значит, лючок должен быть слева.

Именно поэтому классические «немцы» (Mercedes, BMW, Volkswagen), рожденные для правосторонних автобанов, почти всегда имеют лючок справа. А исконные «японцы» (Toyota, Subaru, Honda) — слева.

Казалось бы, всё просто. Но почему тогда у Nissan или корейских брендов, которые тоже делают машины для всего мира, лючок может оказаться где угодно? Здесь в игру вступает второй фактор.

Версия №2: Инженерия, выхлоп и «Тетрис» под днищем

-3

Автомобиль снизу выглядит гораздо сложнее, чем сверху. Инженерам нужно разместить там карданный вал, выхлопную систему, подвеску, тормозные магистрали и собственно сам бензобак с заливной горловиной.

Существует золотое правило пожарной безопасности: выхлопная труба и заливная горловина должны быть разнесены по разным бортам.

Глушитель нагревается до сотен градусов. Если при заправке прольется топливо, наличие раскаленной трубы прямо под горловиной — это риск пожара.

Поэтому компоновщики играют в «Тетрис»:

  1. Если конструктивно выхлопную трассу удобнее пустить слева (например, из-за расположения коллектора двигателя), то бак и лючок «уезжают» направо.
  2. Если выхлоп справа — лючок слева.

Часто это зависит от рынка, для которого изначально создавалась платформа. Например, многие модели Ford или General Motors имеют лючок слева (по американской традиции), потому что в США водителям лень обходить машину. Им удобнее выйти из водительской двери и сразу оказаться у бака.

Версия №3: Глобализация и экономия

-4

А теперь представьте, что вы — крупный автоконцерн. Вы делаете модель, которая будет продаваться и в Лондоне (левый руль не нужен), и в Москве (нужен левый), и в Токио (правый руль).

Переносить руль, педали и панель приборов — это дорого, но необходимо. А вот переносить бензобак, перекладывать топливные магистрали и менять штампы задних крыльев (в одном вырезать дырку, в другом заваривать) ради каждого рынка — это безумно дорого и нерентабельно.

Поэтому производитель выбирает «среднее по больнице». Если основной рынок сбыта модели — Япония или Азия, лючок скорее всего оставят слева для всех стран. Так мы получаем леворульные Toyota Camry или Mitsubishi Outlander с «японским» расположением бака.

А вот, например, Лада Веста или Гранта имеют лючок справа. И это не только дань европейской моде, но и элементарное удобство для водителя (о чем ниже).

Версия №4: Пит-стоп и удобство водителя

-5

Здесь водители делятся на два непримиримых лагеря.

Лагерь «Лючок справа» (Европейская школа):
Их аргумент: «Когда я заправляюсь, я открываю водительскую дверь и не бью ею о бетонный отбойник колонки. У меня много места для выхода».
Это правда. Если лючок справа, вы останавливаетесь так, что ваша дверь смотрит на свободное пространство, а не на колонку. Плюс, выходя из машины, вы не дышите парами бензина сразу же.

Лагерь «Лючок слева» (Американская/Азиатская школа):
Их аргумент: «Зачем мне бегать вокруг машины? Я вышел — и вот он бак. Минимум движений, особенно зимой или в дождь».
Это тоже весомый аргумент. Экономия времени и сухие ботинки.

Кстати, для очередей на АЗС такое разнообразие — спасение. Представьте, если бы у всех машин в мире лючок был справа. Очереди к «правым» колонкам растягивались бы на километры, а левые стояли бы пустыми. Сейчас поток распределяется более-менее равномерно (хотя владельцы машин с левым лючком часто чувствуют себя королями, так как очередей к таким колонкам у нас обычно меньше).

Миф о развесовке

-6

Есть красивая легенда, что бак ставят по диагонали от водителя, чтобы компенсировать его вес. Мол, если водитель (80–90 кг) сидит слева спереди, то полный бак (50–60 кг) должен быть справа сзади для идеального баланса.

Звучит здорово, но на практике в гражданских авто этим пренебрегают. Вес топлива постоянно меняется, пассажиры садятся и выходят, а в багажник кладут мешки с картошкой. Идеальная развесовка важна для спорткаров, но в обычном городском седане расположение бака диктуется, как мы выяснили выше, компоновкой днища, а не весом драйвера.

Главный лайфхак: как не ошибиться?

-7

Ну и напоследок — маленький секрет, о котором, к моему удивлению, не знают даже некоторые водители с большим стажем.

Вы сели в чужую машину, подъезжаете к заправке и судорожно вспоминаете, где бак. Не нужно выходить, не нужно открывать дверь и высовываться.
Просто посмотрите на приборную панель.

Найдите значок бензоколонки (указатель уровня топлива). Рядом с ним практически на всех современных машинах есть маленькая треугольная стрелочка.

Если стрелка указывает влево (<) — лючок слева.

Если стрелка указывает вправо (>) — лючок справа.

Если стрелки нет (такое бывает на совсем старых авто), посмотрите, с какой стороны нарисован пистолет у значка колонки. Часто (но не всегда!) это тоже подсказка: с какой стороны пистолет на иконке, с той стороны и бак. Но стрелка надежнее.

Что в итоге?

-8

Никакого всемирного заговора нет. Расположение лючка — это всегда компромисс между:

  1. Страной происхождения бренда (традиции).
  2. Технической компоновкой (глушитель не должен жарить бак).
  3. Экономией при производстве глобальных моделей.

Лично мне, как жителю мегаполиса с правосторонним движением, ближе «европейский» вариант (справа). Это безопаснее, если вдруг придется заливать топливо из канистры на трассе, и удобнее на тесных заправках — можно широко открыть дверь. Но когда я вижу свободную колонку для машин с левым баком, я иногда с завистью смотрю на владельцев «японцев», которые проезжают мимо очереди.

А с какой стороны лючок у вашей машины и считаете ли вы это удобным? Делитесь в комментариях, посмотрим, кого у нас больше — «правых» или «левых»!