Для мировых монотеистических религий супружеская измена — тяжкий грех. Эта установка, особенно строгая в отношении женщин, исторически связана с законами наследования: мужчина должен быть уверен, что передаёт имущество своим кровным детям. Однако в разных уголках мира складывались прямо противоположные практики, где связь женщины с посторонним мужчиной не осуждалась, а поощрялась — как необходимое условие выживания общины.Эти обычаи, часто объединяемые термином «гостеприимный гетеросексуализм» или «правом первой ночи гостя», возникали у изолированных малых народов как биологический и социальный инструмент.
Согласно историку Безгину В. Б., такой феномен существовал и в Российской империи. В отдельных селах страны существовала так называемая гостеприимная проституция. По данным исследователей, «на севере России хозяин, отдавая в наем квартиру, предлагает жильцу свою супругу или дочь, увеличивая, разумеется, при этом квартирную плату». В ряде сел Болховского уезда Орловской губернии существовал обычай почетным гостям (старшине, волостному писарю, судьям, заезжим купцам) предлагать для плотских утех своих жен или невесток, если сын находился в отлучке. При этом прагматичные крестьяне не забывали брать плату за оказанные услуги. В селах Мешкове и Коневке того же уезда бедные крестьяне без смущения посылали своих жен к приказчику, или к какому-либо состоятельному лицу за деньгами на табак или на хлеб, заставляя их расплачиваться своим телом.
В современных условиях остались народы, для которых супружеская измена женщины — единственная возможность поддерживать генетическое разнообразие в племени и гарантировать здоровье будущего потомства.
Коряки (Камчатка).
Приморские коряки, будучи малочисленным и замкнутым этносом, столкнулись с проблемой генетического вырождения. Их ответом стал уникальный обычай. Гость, прибывший в стойбище, встречался с исключительным радушием. Ночью к нему в постель могла прийти жена хозяина. Все это происходило с ведома и одобрения мужа.Целью был не адюльтер, а зачатие ребёнка от «новой крови». Если беременность наступала, это становилось праздником для всей общины, означая рождение здорового, жизнеспособного потомства. Здесь измена трансформировалась в коллективную репродуктивную стратегию.
Чукчи и эскимосы (Аляска и Чукотка).
Схожие проблемы — близкородственные браки в маленьких стойбищах — привели к параллельным обычаям у чукчей-оленеводов и некоторых групп эскимосов. Чтобы минимизировать риски генетических заболеваний, практиковалось временное «одалживание» жён мужчинам из соседних или дальних стойбищ, особенно уважаемым гостям или удачливым охотникам. Муж мог сам предложить свою супругу, видя в этом проявление гостеприимства и заботу о будущем рода. Женщина в этой системе не была пассивным объектом; её способность к деторождению ценилась как общинный ресурс.
Аборигены Австралии.
Сексуальное гостеприимство принято и у небольшой народности австралийских аборигенов арунта. Каждый род живет очень замкнуто. Гены веками смешиваются внутри племени, поэтому разбавлять их просто необходимо. Арунта исключительно гостеприимны и готовы «одалживать» своих женщин всем желающим. Любой гость извне может спокойно рассчитывать на ночь с первой понравившейся чернокожей красоткой, даже если она — замужняя матрона. Своими женами арунта охотно делятся не только с пришлыми иноземцами, но и друг с другом. Это своеобразный жест уважения и симпатии. Если кому-то вздумается отказаться от такого живого «подарка», муж женщины посчитает себя смертельно оскорбленным.
Народности Тибета.
В Тибете тоже много народностей, живущих по схожим законам. Муж с радостью отдаст свою жену во временное пользование пришлому гостю, если женщина тому понравилась. Возникновение симпатии и сексуального влечения в этом случае считается высшей волей богов.Тибетцы вообще склонны ценить востребованных женщин. Если дама нравится многим мужчинам, значит, она действительно чего-то стоит. Отсюда пошел обычай не брать в жены девственниц. До бракосочетания девушка обязана не только лишиться девственности, но и познать многих мужчин. Только в этом случае невеста может быть признана годной для семейной жизни.
P.S. Современная традиционная этика супружеских отношений требует: не вступать в сексуальные отношения на стороне и если соблюдать первое правило не удается, то развестись. Т.е. существует этическое требование соблюдать моногамию. С другой стороны развод - не всегда хорошее решение. По крайней мере для того, кто склонен к изменам. Вступать в новый брак опасно, так как история может повториться. И жизнь может превратиться в череду разводов и новых непродолжительных браков. Остается принять решение не вступать в брак, но , в то же время, жить в одиночестве тоже не хочется...
Из-за всех этих проблем часть людей решила разрубить этот "гордиев узел" и полностью "легализовать" супружескую измену.Так появились такие явления современных любовных и супружеских отношений как этичная немоногамия, полиамория, открытые отношения и открытый брак, свинг, сексвайф и куколд.
В статье использованы материалы из общедоступных источников.