Найти в Дзене

Ведьма для князя (59)

Их никто не удерживал. Провожавшие Ярину бояре смотрели настороженно, угрюмо. Им снова предстояло подстраиваться под новую власть. Малолетних детей почившего князя Юрия никто в расчет не брал, а потому отпускали с миром, лишь бы быстрее с глаз долой, да за дела новые браться. В Киеве уже начались беспорядки и погромы. Гнали из города тех, кто из суздальских земель перебрался сюда вслед за князем Юрием, да получил от него милости за преданность. Теперь эта преданность выходила им боком. Не одна Ярина сегодня спешила покинуть Киев, но у нее было хотя бы небольшое войско для сопровождения. Иным повезло меньше. К Киеву стягивались войска двух враждующих сторон. Не все еще знали о смерти князя Юрия, а те, до кого весть доходила, терялись и думали, что теперь делать. Тот, против кого шли они, уже покинул этот мир. А раз стол Киевский освободился, то пусть тот, кто хотел его себе забирает пустое место, а у них и своих забот хватает. Еще недавно собиравшееся воедино войско, теперь распадалось

Их никто не удерживал. Провожавшие Ярину бояре смотрели настороженно, угрюмо. Им снова предстояло подстраиваться под новую власть. Малолетних детей почившего князя Юрия никто в расчет не брал, а потому отпускали с миром, лишь бы быстрее с глаз долой, да за дела новые браться. В Киеве уже начались беспорядки и погромы. Гнали из города тех, кто из суздальских земель перебрался сюда вслед за князем Юрием, да получил от него милости за преданность. Теперь эта преданность выходила им боком. Не одна Ярина сегодня спешила покинуть Киев, но у нее было хотя бы небольшое войско для сопровождения. Иным повезло меньше.

К Киеву стягивались войска двух враждующих сторон. Не все еще знали о смерти князя Юрия, а те, до кого весть доходила, терялись и думали, что теперь делать. Тот, против кого шли они, уже покинул этот мир. А раз стол Киевский освободился, то пусть тот, кто хотел его себе забирает пустое место, а у них и своих забот хватает. Еще недавно собиравшееся воедино войско, теперь распадалось, уходя вслед за своими князьями на родную землю. Кто-то, еще надеясь на поживу, решался следовать дальше. Кто-то выжидал...

Из-за этих, снующих по всей земле отрядов, путь Ярины растянулся на долгие дни. Смотровые веером разъезжались в разные стороны, стараясь выбрать более безопасную дорогу. Приходилось кружить, порой возвращаясь на прежнее место, либо делать большой крюк, чтобы добраться до цели. Но, благодаря такой осторожности, до Владимира добрались без серьезных столкновений и потерь.

Во Владимире Ярина хотела несколько дней отдохнуть, прежде чем отправиться в последнюю часть своего пути, в Суздаль. Она могла рассчитывать на приют во Владимире, ведь княжил тут ее старший пасынок - Андрей. И хоть сам Андрей должен был сейчас спешить с войском к Киеву, не принять Ярину тут не могли.

К удивлению Ярины, Андрей был в своем городе, да еще и с Улитой, смотревшей на Ярину и ее сыновей не приветливо, и даже сердито.

-Князь Андрей! - поздоровалась Ярина, - В горестный час прибыла я к тебе...

-Знаю! - перебил ее Андрей,- Весть о кончине отца я получил.

По всем обычаям тут должно было родственными объятиями утешить друг друга, собрать поминальную трапезу, еще раз оплакать почившего. Но Андрей не сделал шага на встречу. Стоял и молчал, вынуждая Ярину говорить первой, хоть она и была его гостьей.

-Я направляюсь в Суздаль, хотела остановиться у тебя на несколько дней! - в голосе Ярины против ее воли зазвучала обида, - Но коли мне тут не рады...

-Отчего же? - пропела Улита, - Милости просим!

Андрей в подтверждение слов жены, кивнул.

- Есть нам что обсудить, княгиня! - сказал Андрей, - Отдохни с дороги, а потом и за дела примемся!

Прием Ярине не понравился, да что поделаешь. Ворота Владимира закрылись за ней, словно запирая клетку, в которую попал облавный зверь. Сыновья, утомившиеся в пути, еще не пришедшие в себя после потери отца, повалились на мягкие перины, даже не посетив баню, и спали крепким сном. Ярина от помывки отказываться не стала. В небольшой мыльне велела оставить себя одну. Обдавала горячей водой распаренное тело, а в голове кружились роем мысли. "Что за странный прием оказал Андрей? Почему сидит тут с Улитой, коли знает, что все его братья собрались подле Киева?"

После бани сон все же сморил ее. Был такой же душный, липкий, тревожный, как и предыдущее купание. Проснулась с еще большей усталостью, чем ложилась. Велела князю Андрею сообщить, что отдохнула и готова к разговору с пасынком. Но в тот день Андрей не позвал ее, как не позвал и в последующие. Целую седьмицу ждала Ярина, а потом, решив что оставаться во Владимире более нет смысла, решила отправиться восвояси. Андрею видно сообщили, что мачеха собирается в путь и он, наконец, позвал ее.

-Куда же ты собралась, матушка? - последнее слово кольнуло больно, словно обидное.

- В Суздаль. Там княжит сын мой Василько, там и я много лет прожила...

- О, прости, княгиня, я запамятовал! Ты ведь не знаешь, что теперь я единолично, являюсь князем Владимирским, Ростовским и Суздальским по праву старшинства!

Ярина побледнела.

-Что с Василько?- процедила сквозь зубы.

Слишком хорошо знала она, что неугодного наследника, соперника, легко можно сжить со свету, дабы не мешал. Она быстро сообразила, что старшие сыновья Юрия все имели уделы, данные отцом во владение и пока на уделы эти никто не посягал. Только вот что дальше будет?! Ростов и Суздаль были даны Юрию еще отцом его, и право на них никто никогда не оспаривал. Владеющий этой землей мог быть более спокоен, ведь прежний их хозяин уже не придет и не спросит свое...

-Не волнуйся. Василько скоро будет тут!

-Твой отец посадил Василько в Суздали! - напомнила пасынку Ярина.

-Он до поры оставил его там наместником. Я же, как старший, больше не вижу в том нужды.

-И каков удел ты дашь своим младшим братьям?

-Подумаю! Пока под присмотром моим жить станете...

-Решил родных братьев в полон взять? - возмутилась Ярина.

-Я тебе, матушка, совет дам - радуйся, что не разлучаю тебя с детьми твоими! Кто ты? Откуда родом? Много про тебя разговора всякого ходило... Моя мать была дочерью половецкого хана, а кто твои предки?

Намек Андрея был прост и ясен. Заступиться за Ярину на этом свете было некому. Теперь одна должна была защищать детей своих, вот только как...

Через несколько дней Андрей отправил Ярину с сыновьями в Городец под усиленной охраной. На житие княгине и княжичам выделили небольшой домишко, да несколько слуг. И была бы она даже довольна таким положением, если бы не страх за будущее сыновей. Если сейчас уже Андрей удалил их от себя, то что сделает дальше?

Василько привезли через несколько дней после их приезда. Глаза красные, злые. Он уже не был ребенком, понимал, чего лишили его братья. Ведь не только же Андрей был повинен в его нынешнем положении! Ни Глеб, ни Борис, не заступились за младшего брата, так подло изгнанного из родной земли. Они на своих землях сидели и против захвата Андреем отцовских земель не возражали. Василько казалось, что дружинники смеются за его спиной, потешаются.

Увидев мать и братьев, таких же обездоленных, как и он сам, Василько сорвался. Злые слова слетали с его губ, и как ни старалась Ярина, остановить его, понимая, что каждое его слова дойдет до ушей Андрея, ничего у нее не получалась. Долго копившаяся ярость клокотала в княжиче, выплескивалась наружу, как перебродившая брага. Наконец он стих, замолк, обмяк, позволив матери обнять и прижать его к сердцу. После этого он почти не казал носа из дома.

Ярине покоя больше не было. И так, и эдак думала она, но не видела выхода. Шли дни, складывались в недели и месяцы. В тяжких раздутьях прошел год, в течение которого никто не вспоминал о Городецких узниках, но и охраны не ослаблял. Ярина чувствовала, что за каждым ее шагом следят, что сыновей ее стерегут не как княжичей, а как татей каких. Что-то пока удерживало Андрея от расправы над ними, но как долго даст он жить ее сыновьям? Когда страх за собственных детей, которым сыновья Ярины были теперь соперниками, вынудит его совершить самый страшный грех?

Как часто бывает, спасение пришло откуда его совсем не ждали. Неведомо какими путями, но Ярине пришла записка от падчерицы Марии, много лет назад уехавшей в Византию. Мария писала, что уже и до Византии дошли вести о той несправедливости, что Андрей учинил с младшими братьями. Просила, чтобы Ярина не противилась тому, что скоро последует и ничего не боялась. Долго ломать голову над тем, что имела ввиду Мария не пришлось. От Андрея поступил наказ Ярине с сыновьями собираться в дорогу дальнюю на долгие лета.

Только предупреждение Марии удерживало Ярину от черной пустоты в которую погружалось ее сердце. Разве стала бы она писать и предупреждать ее, если бы что-то страшное должно было случиться с ее детьми. В назначенный для отъезда день, Андрей все же самолично приехал в Городец.

Василько, узнав о приезде брата, заперся в бане и ни за что не соглашался оттуда выйти.

-А еще княжить хотел! - усмехнулся Андрей, сделав вид, что отказ свидеться не сколько не расстроил его.

-Ты верно неспроста явился? - спросила Ярина в лоб, справедливо считая, что время ласковых речь для них осталась давно позади.

-Проститься хотел с братьями! Хоть и наполовину, а все же одна кровь у нас есть!

-Куда велишь нам отправляться?

-Погостите пока у сестры моей Марии. Ты ведь помнишь ее?

-Ты изгоняешь нас с русской земли?

-Это лучшее, что я мог сделать! - Андрей решил не лукавить, - Я сим сохраняю им жизнь!

-Не страшно тебе, что придется на том свете ответ перед отцом держать? - тихо спросила Ярина.

-Надо будет - сдержу! А пока я о своих детях на этой земле ратую!

Говорить было больше не о чем. Ярина хотела было развернуться и уйти, но Андрей задержал ее.

-С тобой поедут и дети Ростислава!

-А Ефросинья?

-Ну и она конечно! - раздраженно фыркнул Андрей. Фигура вдовы брата была для него настолько незначительной, что и упоминания не стоила, - Они близ Москвы к вам присоединятся! И еще... Знай, буде кто из вас на русскую землю посмеет ступить - пощады уже не будет!

Сказав таким образом свое последнее слово, Андрей развернулся и зашагал прочь.

-Выходи, Василько, в путь пора! - сказала Ярина.

Ей вспомнилось виденное во снах бескрайнее море. Пришло время переплыть и его наяву, пройти уготованный путь до конца, чего бы это не стоило. На Городец Ярина и не оглядывалась, лишь всю долгую дорогу мысленно прощалась с лесами, в которых еще жили и прятались от нового мира ее сородичи. Оберегали от чужих глаз древних идолов, творили обряды полные единения с окружающей природой. Увезти бы туда детей, спрятать их там. Но они не принадлежали старому миру, не поняли бы его. Да и кто знает, приняли бы старые боги ее сыновей, коли сама она отвернулась от них много лет назад?

У Москвы поджидала их Ефросинья с детьми, также в сопровождении охраны, которым было велено доставить ее и детей до самого синего моря, до корабля, который повезет их прочь от родины. Обнялись с Яриной молча, слова и прежние обиды были позабыты в общем горе. Дальше путь преодолевали вместе, оберегая детей, как последнее, что осталось у них.

Ведьма для князя | Вместе по жизни. Пишем и читаем истории. | Дзен

Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Подписывайтесь на мой Телеграмм канал, что бы быть не пропустить новые публикации.

Поддержать автора (если есть желание) можно переводом на карту:
Сбербанк: 2202 2067 5653 0312