Найти в Дзене

Готовим руку к письму! Или почему важно развитие графомоторных навыков

Сегодня мы поговорим не просто о том, «научится ли ребенок писать буквы до школы». Мы поговорим о фундаменте, на котором будет держаться все его дальнейшее обучение. Этот фундамент — графомоторные навыки. Простыми словами: это не умение писать, а умение рукой выполнять тонкие, четкие, контролируемые движения — рисовать, штриховать, обводить, вырезать, собирать мозаику. Почему это так важно? Давайте наглядно представим наш мозг и руку. Представьте, что мозг — это генеральный директор крупной компании, а рука — новый, неопытный сотрудник на сложной должности. 1. Если сотрудник (рука) неуклюжий, быстро устает, путает инструкции (дрожит, плохо держит карандаш, не может провести ровную линию), то генеральному директору (мозгу) приходится:   · Микроуправлять: думать КАК держать карандаш, КУДА вести линию, С КАКОЙ СИЛОЙ давить.   · Тратить все ресурсы на технику, а не на суть задачи. Что происходит в школе? Когда такой ребенок садится писать букву «А», его мозг загружен на 90% проблем

Сегодня мы поговорим не просто о том, «научится ли ребенок писать буквы до школы». Мы поговорим о фундаменте, на котором будет держаться все его дальнейшее обучение. Этот фундамент — графомоторные навыки.

Простыми словами: это не умение писать, а умение рукой выполнять тонкие, четкие, контролируемые движения — рисовать, штриховать, обводить, вырезать, собирать мозаику.

Почему это так важно? Давайте наглядно представим наш мозг и руку.

Представьте, что мозг — это генеральный директор крупной компании, а рука — новый, неопытный сотрудник на сложной должности.

1. Если сотрудник (рука) неуклюжий, быстро устает, путает инструкции (дрожит, плохо держит карандаш, не может провести ровную линию), то генеральному директору (мозгу) приходится:

  · Микроуправлять: думать КАК держать карандаш, КУДА вести линию, С КАКОЙ СИЛОЙ давить.

  · Тратить все ресурсы на технику, а не на суть задачи.

Что происходит в школе? Когда такой ребенок садится писать букву «А», его мозг загружен на 90% проблемой «как сесть, как взять ручку, как не порвать бумагу». На саму задачу — запомнить форму буквы, ее элементы, порядок написания — остается лишь 10% внимания. Ребенок устает, делает ошибки, испытывает стресс и негатив к учебе.

1. Если же сотрудник (рука) — профессионал, отлаженный инструмент, то генеральный директор (мозг) свободен и может думать о главном:

  · О форме буквы.

  · О том, какой звук она обозначает.

  · О том, какое слово он пишет.

  · О смысле предложения.

Рука выполняет команды автоматически, легко и точно. Все силы мозга направлены на содержание, а не на технику.

---

Какие «кирпичики» мы закладываем, развивая графомоторные навыки?

Что развиваем (кирпичик) Как это помогает в школе (здание)

Мелкая моторика (сила и ловкость пальцев) Ребенок правильно и без напряжения держит ручку, может писать долго, не уставая.

Зрительно-моторная координация (глаз руководит рукой) Может аккуратно списать с доски, попасть в строку, не вылезать за поля, рисовать по клеточкам.

Пространственное восприятие (понимание, где верх/низ, право/лево) Пишет буквы правильно, не зеркалит их (не путает «Ь» и «Ъ», «Я» и «R»), соблюдает пропорции.

Кинетическая память (память движения) Рука «запоминает», как писать каждую букву. Это основа красивого и быстрого почерка.

Умение регулировать нажим Пишет четко, не рвет бумагу, может пользоваться простым и цветным карандашом, ластиком.

К чему приводит НЕДОРАЗВИТИЕ этих навыков? (Тревожные звоночки)

· Быстрая утомляемость при письме и рисовании.

· Неправильный захват карандаша (кулаком, щепотью).

· Слишком слабый или слишком сильный нажим.

· Неровные, дрожащие линии, «грязь» в тетрадях.

· Неумение рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

· Трудности с мелкими деталями в конструкторах, пазлах, застегиванием пуговиц.

---

Что можете сделать ВЫ, родители? Это не скучные прописи!

Играйте и творите!

· Лепка из пластилина, теста, глины — лучший массаж для пальцев.

· Конструкторы (Lego, мозаика), пазлы.

· Шнуровки, бусины, прищепки, игры с крупами (перебирать фасоль, рис).

· Ножницы: вырезание по контуру, аппликации.

· Раскрашивание, но не просто «заполнить пространство», а штриховка с разным направлением линий, обводка по трафаретам и пунктирам.

· Графические диктанты («2 клетки вправо, 1 вниз»).

· Лабиринты, дорожки, дорисовывание симметричных половинок.

Мой главный совет как логопеда: Развитие руки и развитие речи напрямую связаны в мозге! Улучшая мелкую моторику, вы стимулируете речевые центры. Часто занятия по подготовке руки к письму идут рука об руку с постановкой звуков.

Итог: Развивая графомоторные навыки до школы, мы не торопим события и не учим писать буквы «из-под палки». Мы прокладываем мозгу ребенка ровную, широкую дорогу, по которой ему будет легко и радостно бежать в 1 класс, осваивая письмо без слез и стресса.

Готова ответить на ваши вопросы и показать конкретные упражнения!

Скачать примеры графических упражнений Вы можете по ссылке:

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ👩‍🏫