Найти в Дзене
Меч Предназначения

От алматинского театра до всесоюзной славы... История Владимира Толоконникова - выдающегося и недооценённого актёра

"Я красавец! Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом" (Полиграф Полиграфович Шариков) Имя Владимира Толоконникова знакомо миллионам зрителей по одной‑единственной, но поистине легендарной роли — Полиграфа Полиграфовича Шарикова в экранизации булгаковского «Собачьего сердца». Однако за этим культовым образом скрывается долгая, насыщенная творческая биография: полвека на сцене, десятки ролей в кино и сериалах, уникальный актёрский почерк, соединивший гротеск и психологическую глубину. Владимир Толоконников родился 25 июня 1943 года в Алма‑Ате. Его детство прошло в послевоенном Казахстане. Это было скудное, но полное живых впечатлений время. Улицы южного города, многонациональный говор, первые походы в театр, который завораживал мальчика и он часами стоял у афиш, мечтая выйти на сцену. После школы юный Володя попытался поступить в московские театральные вузы, но провалился на экзаменах. Вернувшись в Алма‑Ату, он работал на заводе, в стройотряде, да и вообще - где придётся, а
Оглавление
"Я красавец! Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом" (Полиграф Полиграфович Шариков)

Имя Владимира Толоконникова знакомо миллионам зрителей по одной‑единственной, но поистине легендарной роли — Полиграфа Полиграфовича Шарикова в экранизации булгаковского «Собачьего сердца». Однако за этим культовым образом скрывается долгая, насыщенная творческая биография: полвека на сцене, десятки ролей в кино и сериалах, уникальный актёрский почерк, соединивший гротеск и психологическую глубину.

Начало пути: театр, армия, возвращение к мечте

Владимир Толоконников родился 25 июня 1943 года в Алма‑Ате. Его детство прошло в послевоенном Казахстане. Это было скудное, но полное живых впечатлений время. Улицы южного города, многонациональный говор, первые походы в театр, который завораживал мальчика и он часами стоял у афиш, мечтая выйти на сцену.

После школы юный Володя попытался поступить в московские театральные вузы, но провалился на экзаменах. Вернувшись в Алма‑Ату, он работал на заводе, в стройотряде, да и вообще - где придётся, а по вечерам играл в народном театре. Затем была служба в армии, во время которой он не оставлял актёрских устремлений - участвовал в художественной самодеятельности, читал монологи, пел.

В 1965 году Толоконников наконец-то поступил в Театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре. Учёба в Москве стала для него настоящим погружением в профессию: он жадно впитывал мастерство педагогов, изучал классику, репетировал сутками. По окончании училища вернулся в родную Алма‑Ату, где начался его актёрский путь.

-2

Театр: полвека в в Алма‑Ате

С 1970‑х годов и почти до конца жизни Толоконников служил в Русском театре драмы им. М. Ю. Лермонтова в Алма‑Ате (ныне — Государственный академический русский театр драмы им. М. Ю. Лермонтова). Здесь он сыграл десятки ролей, став одним из столпов труппы.

Его театральный репертуар поражал диапазоном:

  • комические роли - с яркой пластикой, неожиданными интонациями, умением смешить без наигрыша;
  • драматические образы - где сквозь гротеск проступала боль, одиночество, человеческая слабость;
  • классика и современность - от Шекспира и Гоголя до пьес казахстанских авторов.

Коллеги вспоминали его как актёра невероятной работоспособности, который приходил на репетиции с выписанными репликами, отмечал паузы, продумывал мизансцены. На сцене он существовал полностью: если нужно было упасть — падал по‑настоящему, если плакать — плакал без фальши.

Театр остался для него главным домом. Даже после всесоюзной кинославы он не покинул Алма‑Ату, продолжая выходить на родную сцену. Для него театр был не ступенькой к кино, а сутью профессии.

-3

"Собачье сердце": роль, изменившая всё

В 1988 году режиссёр Владимир Бортко приступил к съёмкам экранизации повести М. А. Булгакова "Собачье сердце". На роль Шарикова пробовались десятки актёров, но Толоконников поразил всех с первого прочтения.

Почему именно он? На решение режиссёра повлияло несколько факторов:

  • Внешность. Его непритязательные черты, слегка асимметричное лицо, взгляд - одновременно наивный и злобный - идеально соответствовали булгаковскому описанию.
  • Пластичность. Он умел трансформироваться: то неуклюже топтался, то резко вскидывал голову, то скалил зубы.
  • Голос. Низкий, чуть хрипловатый, с интонациями простолюдина — именно так говорил Шариков.
  • Психологическая точность. Толоконников не играл «чудовище» — он показывал человека, в котором звериное начало подавило человеческое.

Съёмки были непростыми - грим занимал часы ведь нужно было добиться эффекта "недособаки‑недочеловека", сцены с агрессией (драки, крики) требовали немалой физической выносливости. Кроме того, партнёрство с Евгением Евстигнеевым выстраивалось на противопоставлении холодной интеллигентности Преображенского первобытной грубости Шарикова.

Результат превзошёл все ожидания! Шариков Толоконникова стал не просто персонажем — он вошёл в культурный код. Его фразы ("Абырвалг!", "В очередь, сукины дети, в очередь!") разошлись на цитаты, а образ — на пародии и мемы. При этом сам актёр не любил, когда его отождествляли с Шариковым:

"Это роль, а я — другой"
"Собачье сердце"
"Собачье сердце"

После "Собачьего сердца": кино и сериалы

Слава Шарикова открыла Толоконникову дорогу в кино, но не превратила его в актёра одной маски - он снимался много и разнообразно. Например, в комедии "Хоттабыч" (2006) он воплотил древнего джинна, потерявшегося в современном мире, — образ, где смешались грусть и абсурд. В сериале "Участок" (2003) он появлялся в небольшой роли старика‑соседа, но всё равно запомнился зрителям.

Он не гнался за главными ролями, но даже в маленьком эпизоде умел сказать больше, чем текст. Его секрет — в умении находить человеческую ноту в любом персонаже, даже самом карикатурном.

Личная жизнь: семья, принципы, скромность

В отличие от многих звёзд, Толоконников не любил публичности. Он был женат, воспитывал двоих сыновей (жена Надежда Березовская умерла в 2013 году). Дом для него был местом покоя, а не поводом для светских хроник.

Он отказывался от ролей, которые считал безвкусными или оскорбительными.

"Актёр должен оставаться человеком"

Даже после обретения всесоюзной славы, он жил в обычной алма‑атинской квартире, ездил на общественном транспорте, здоровался с соседями. Он не собирал наград ради статуса - для него важнее было чувство, что роль получилась. При этом он был удостоен званий заслуженного артиста Казахской ССР и народного артиста Республики Казахстан — признание не громких побед, а долгой, честной работы.

"Хоттабыч"
"Хоттабыч"

Последние годы: верность сцене

В 2000‑е и 2010‑е годы Толоконников продолжал играть в театре и сниматься. Его поздние работы, например, в фильме "СуперБобровы" (2016) - показывали, что он не утратил ни энергии, ни чувства юмора.

Он любил молодёжь в театре: помогал начинающим, подсказывал, не поучая. Его репетиции часто превращались в импровизации - он умел заразить других азартной актёрской игрой.

4 июля 2017 года Владимира Толоконникова не стало. Он ушёл внезапно, на 74‑м году жизни во время съёмок продолжения комедии "СуперБобровы. Народные мстители". Этот выдающийся актёр оставил после себя не только роли, а целую школу актёрского существования, где гротеск не отменяет правды, а смех соседствует с печалью.

-6

Интересные факты

  • На пробы к «Собачьему сердцу» Толоконников приехал прямо из театра, в потрёпанном костюме — и Бортко сразу понял: "Это он".
  • Он терпеть не мог, когда его называли "Шариковым", но с юмором относился к народной любви: "Значит, роль удалась".
  • В театре он часто импровизировал — режиссёры прощали ему это за блеск в глазах и неожиданность решений.
  • Он любил читать стихи вслух - от Пушкина до современных поэтов и считал, что актёр должен владеть словом как музыкант инструментом.
  • Несмотря на славу, он никогда не просил особых условий: гримерка, чашка чая, роль - и он готов играть.

Вместо заключения

Владимир Толоконников - это пример актёра, который не гонялся за славой, но получил её за свой талант и преданность профессии. Его Шариков - не просто персонаж из учебника по кино, а живой, страшный и смешной человек, в котором каждый видит что‑то своё: слабость, агрессию, нелепость бытия.

Но за Шариковым стоят десятки других ролей в кино, театр, полвека на сцене, ученики, коллеги и зрители, для которых он был не «звездой», а своим, настоящим. И в этом его главный секрет: быть разным, но всегда — собой!

А какие фильмы с Владимиром Толоконниковым вы смотрели? Обязательно расскажите в комментариях и можете поддержать автора, если понравилась статья ;)

Это тоже интересно почитать!

10 фильмов, которые стоит посмотреть из-за невероятно харизматичных главных героев!

С этим миром всё ясно, посмотрим, что в другом... Интересные факты о самом страшном российском фильме "Прикосновение"

Мал золотник, да дорог! 7 самых известных низкорослых актёров

Конфликт поколений и семейные ценности... Обзор комедийного сериала "Олдскул" от простого учителя

Как Эльдар Рязанов создал кино про всех нас... 7 любопытных фактов о съёмках фильма "Гараж"