Начальник геодезической партии Григорий Петрович Гулевский с удовольствием смотрел, как из вертолёта выгружаются один за другим крепкие парни в новёхонькой зелёной спецодежде. Прилетели новые рабочие на базу партии, которая расположилась в этом году на берегу озера Тембенчи. Таким любые физические нагрузки по плечу!
И вдруг остолбенел. Последней подали руку выйти из вертолёта хрупкой девушке. В груди всё бушевало. Это зачем это отправили к нему эту девицу! Бригады будут выходить на постройку деревянных геодезических знаков. Предусмотрены длинные переходы без транспорта. Не каждый мужчина «потянет» такую нагрузку. А потом ещё и нужно рубить топором деревья и переносить тяжёлые брёвна с одной горы на другую!
Радист же увидев симпатичную брюнетку сразу понял – на базе партии наконец будет свой повар. И тут Григорий Петрович понял, что без вмешательства лётчиков не обошлось. Им приходилось обедать на многих базах партий. На некоторых имелись свои повара. А на Тембенчи в небольшой столовой обеды и ужины готовил рабочий, которого все звали просто «Петрович». Иногда вертолёт нужен был базе по нескольку дней. Экипажам требовалось постоянное питание. Кулинарные «эксперименты» Петровича лётчикам категорически не нравились.
Гулевский смирился, что обеды теперь будет готовить Аня. Она быстро включилась в работу. Теперь рабочий только успевал поставлять ей свежую рыбу из озера. Какой там только не было. Готовила она отменно! В столовую стали заходить даже временно появлявшиеся бригады. Они прилетали на вертолёте сдавать отчёты, сходить в баню и получить на складе новую партию консервов. Повариха с удовольствием заводила с ними разговоры.
В начале июля того же 1969 года эту партию по делам посещал начальник экспедиции Виктор Романович Ященко и тоже оценил позитивные изменения в столовой. А через неделю после его отлёта на Тембенчи погибли четверо геодезистов. И Ященко, только успевший добраться с пересадками тремя самолётами и машиной до центральной базы экспедиции в Минусинске, тут же отправился обратно к Гулевскому.
Виктор Романович летел в составе комиссии по расследованию несчастного случая. Возглавлял её начальник Управления топографо-геодезических работ А. С. Земцев из Москвы. Из Игарки к комиссии присоединились представители прокуратуры, милиции и партийных органов. Специально вызванный из Норильска вертолёт вёл командир звена Владимир Новиков – единственный лётчик, имевший разрешение на полёты и в ночное время и отлично знавший регион Тембенчи. Именно к нему загрузилась комиссия для отправки на озеро.
И он же не раз слышал от улетавших геодезистов о том, что в этом озере живёт чудовище. Только называли его все по-разному. Ященко знал, что рыба здесь действительно водится огромная. Однажды он сам видел, как радист Михаил Гигняк «выдернул» тайменя, чуть меньше его весом и даже сфотографировал это. Но легенды ходили явно не про рыб.
Из Игарки до Тембенчи вертолёт летел над бескрайней горной тундрой 400 км. Добрались меньше чем за два часа. Земцев очень торопил ситуацию. Поэтому поначалу на базу партии прилетели только забрать Гулевского и приземлились уже у места трагедии в 15 км дальше. Всё осмотрели и сфотографировали. Затем вернулись на базу для расследования.
Ященко предложил всем прибывшим сначала пообедать. Вся комиссия двинулась в столовую. Анна (которую привычнее звали просто «Анкой») расстаралась на славу. Командир вертолёта даже шёпотом предложил Ященко выставить на стол что-нибудь «горячительное». Но тот был против. Виктор Романович заметил, что прокурор незаметно, но очень внимательно несколько раз всматривался в повариху.
А выйдя на улицу он поинтересовался у начальника экспедиции, давно ли здесь работает поваром эта девушка? А ещё попросил дать её анкетные данные. Но так, чтобы никто в партии ничего не узнал, особенно она сама. Ященко насторожился, но сделал всё, как просил прокурор. Данных было совсем мало, но на базе экспедиции, где её оформляли на работу, можно было найти что-то ещё.
Виктор Романович решил посоветоваться с Земцевым – как сделать так, чтобы в партии ничего не узнали, но и повариха не улетела? Тот предложил отправить радиограммы по всем партиям, чтобы в случае вылета сотрудников в Игарку, заранее сообщали их фамилии. Ященко тут же это сделал.
Через неделю прокурор сообщил ему, что на Тембенчи вылетает вертолёт с сотрудниками милиции для ареста Анны. Только предупреждать начальника партии об этом не нужно. А через несколько часов прокурор по телефону обвинил Ященко в том, что тот якобы помог сбежать поварихе. Теперь уже началось расследование по поводу её исчезновения.
Оказалось, что в Норильск на ремонт отправился вертолёт и она попросила её забрать с собой. А Гулевскому сказала, что к ней туда на несколько дней прилетит мать из Красноярска. К счастью, прокуратура сработала быстро и Анна была задержана.
Позднее Виктор Романович узнал, что она была агентом иностранной разведки. Отработала радистом в порту на Диксоне, затем переместилась в Игарку. А когда её стали подозревать, устроилась в экспедицию, чтобы замести следы. Фамилий и имён у ней было много. Но в прокуратуре имелись фотографии подозреваемой. И когда прокурор увидел её на Тембенчи, сразу вспомнил ориентировки.
В партии у Гулевского по ночам она пробиралась к радиостанции и работала ключом по азбуке Морзе, держа связь со своими кураторами. В очередную ночь она увидела в журнале радиограмму о том, чтобы радировали фамилии вылетающих в Игарку. И сразу поняла, что может попасться. Поэтому быстро рванула в Норильск.
Ещё через несколько дней прокурор пригласил Ященко к себе и рассказал, что тембенчинская повариха оказалась профессиональным, хорошо законспирированным агентом. По её следу шли не один год. А сейчас она в Москве, на Лубянке. И там уже расскажет всё. Так внимательность прокурора и помощь начальника экспедиции помогли чекистам даже «на краю земли».
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.