Найти в Дзене
Around Art

Четвертый выпуск Catalog под боком у Кремля: кто на новенького?

Послесловие к событию Текст: Галина Мумрикова Переместившись с Пятницкой на новое место, Catalog породил никому не нужную дискуссию на тему, где было лучше. Наверное, лучше там, где нас нет. Борис Свешников (1927-1998) Валерий Чтак и Валерий Кошляков А вот по поводу старого и нового… Старое и новое в современном искусстве – понятие относительное. На каждой выставке появляются новые имена, причем одни остаются, запоминаются, другие, видимо, «залетевшие» на стенды по ошибке, исчезают. И все же приятно, что спустившись в торговые ряды ЖК «Золотой», заглянув в первую попавшуюся на глаза галерею, я увидела совсем рядом своих таких любимых и таких разных – Валерия Чтака и Валерия Кошлякова. И поняла, что это уже хороший знак. Александр Ситников. Шествие. Fine Art РИнат Волигамси Ринат Волигамси Сергей Шеховцов. Рай. Галерея "Пальто" Константин Звездочетов. Жизнь невозможно повернуть назад. Холст, акрил, смешанная техника. 2024. Владимир Логутов. Из серии "Встречи". 2023. Галерея "Пальт

Послесловие к событию

Текст: Галина Мумрикова

Переместившись с Пятницкой на новое место, Catalog породил никому не нужную дискуссию на тему, где было лучше. Наверное, лучше там, где нас нет.

Борис Свешников (1927-1998)
Борис Свешников (1927-1998)
Валерий Чтак и Валерий Кошляков
Валерий Чтак и Валерий Кошляков

А вот по поводу старого и нового… Старое и новое в современном искусстве – понятие относительное. На каждой выставке появляются новые имена, причем одни остаются, запоминаются, другие, видимо, «залетевшие» на стенды по ошибке, исчезают. И все же приятно, что спустившись в торговые ряды ЖК «Золотой», заглянув в первую попавшуюся на глаза галерею, я увидела совсем рядом своих таких любимых и таких разных – Валерия Чтака и Валерия Кошлякова. И поняла, что это уже хороший знак.

Александр Ситников. Шествие. Fine Art
Александр Ситников. Шествие. Fine Art
РИнат Волигамси
РИнат Волигамси
Ринат Волигамси
Ринат Волигамси
Сергей Шеховцов. Рай. Галерея "Пальто"
Сергей Шеховцов. Рай. Галерея "Пальто"
Константин Звездочетов. Жизнь невозможно повернуть назад. Холст, акрил, смешанная техника. 2024. Владимир Логутов. Из серии "Встречи". 2023. Галерея "Пальто".
Константин Звездочетов. Жизнь невозможно повернуть назад. Холст, акрил, смешанная техника. 2024. Владимир Логутов. Из серии "Встречи". 2023. Галерея "Пальто".
Алексей Ланцев. Культпросвет
Алексей Ланцев. Культпросвет
Ульяна Подкорытова. Лесная жительница. 2025. Шамот, глазури, замша. MYTH
Ульяна Подкорытова. Лесная жительница. 2025. Шамот, глазури, замша. MYTH
Алина Глазун. Без названия. Смешанная техни ка. 2025. MYTH
Алина Глазун. Без названия. Смешанная техни ка. 2025. MYTH

Не менее хорошими знаками оказались и другие художники, которых узнаешь с полувзгляда: пронзительного Бориса Свешникова, заставляющего всегда задуматься Рината Волигамси, уводящего зрителя в свой собственный рай Сергея Шеховцова, импозантного Константина Звездочетова. Про Алексея Ланцева мне один художник сказал, что он начал повторяться (вроде как эксплуатирует свой найденный стиль). А я всегда жду новые работы Алексея, и они всегда интересны, как жду объекты – тоже всегда неожиданные – от Ульяны Подкорытовой и Алины Глазун.

И… пройдясь по первому разу дальше, отыскивая что-то интересное, цепляющее глаз, пришла к весьма неутешительному выводу: многие художники, в поисках своего неповторимого и оригинального, застряли где-то в непонятной ностальгии по импрессионизму и модернизму, впадая в наивное детство, другие западают на Кандинского, Шагала, Пикассо, третьи балансируют на грани фигуратива и абстракции, вцепившись в последнюю как в спасительный круг. И что? Да ничего. Начитавшись порой не сильно грамотных сопроводилок, пошла по второму кругу.

Всеволод Саплин, Март. 2022. Uralvision,gallery
Всеволод Саплин, Март. 2022. Uralvision,gallery
Выборова Варвара. Белочка на троне. Холст, масло. 2025. Postrigay Gallery
Выборова Варвара. Белочка на троне. Холст, масло. 2025. Postrigay Gallery
Даниил Соболев. Инопланетянин. Холст, акрил. Галерея Askeri
Даниил Соболев. Инопланетянин. Холст, акрил. Галерея Askeri
Вова Перкин. Облако в штанах. Из серии "Сто морд хауса". Холст, акрил. 2025. Бизон
Вова Перкин. Облако в штанах. Из серии "Сто морд хауса". Холст, акрил. 2025. Бизон
Динара Хёртнагль. What's goimg on up there? Совместно с Maxim Ima. Холст, акрил. 2021
Динара Хёртнагль. What's goimg on up there? Совместно с Maxim Ima. Холст, акрил. 2021

Нашла Всеволода Саблина (Ural Vision Gallery), который решил «приручить случайность экспрессивной интерпретации натуры так, чтобы она, исчезая, сохранила дикое и верное звучание ритма и формы». Как вам? Но его абстрактный планеризм, однако, запомнился. Запомнилась и Варя Выборова по той причине, что видела ее ранее в Музее русского импрессионизма на выставке «Русские дикие». Думала, что она тянет на оммажи Матиссу, но сейчас уже так не думаю. Во всяком случае Даниил Соболев с его серией «Инопланетянин» более искренен в своем погружении в эмоции и переживания, которые он передает своими линиями. На выставке Вовы Перкина в ММОМА два года назад была. Впечатлилась. Он из тех, кого мы сейчас называем мультидисциплинарными, которые работают в разных техниках: от графики и скульптуры до фотографии и перформанса. Вообще галерея «Бизон» свое пространство выстроила очень правильно. Все как-то находилось на своем месте. И работы Динары Хёртнагль с ее необычной архитектурной символикой в том числе.

Рустам Хамдамов. Царевна. Тушь, пером акварель. 2005. Тотибадзе галерея
Рустам Хамдамов. Царевна. Тушь, пером акварель. 2005. Тотибадзе галерея

И почти всех, присутствующих на этой выставке живописцев, графиков и всех мультидисциплинарных художников «заткнул за пояс» (простите за грубость) Рустам Хамдамов, выпускник ВГИК (мастерская Григория Козинцева). Недаром в 2003-м году он получил гран-при как «Культурное достояние нации». Без псевдонимов, без перевертышей, без всяких «мульти».

Pirat Arrt Ромашка. 2024. Hidden Gallery
Pirat Arrt Ромашка. 2024. Hidden Gallery
Pirat Art Солдатики. 2025. Hidden Gallery
Pirat Art Солдатики. 2025. Hidden Gallery
Юджин. Хром/черный. Холст, акрил, аэрозольные краски. 2024
Юджин. Хром/черный. Холст, акрил, аэрозольные краски. 2024

Галерее Hidden Place нет еще и пяти лет, и она представила аж десять авторов, среди которых заметно выделяются Анастасия Новикова, которая выступает под псевдонимом Pirat Art и пермский Юджин.

Моисей Фейгин. Без названия. 1994. Бумага, акварель, гуашь. Art Story
Моисей Фейгин. Без названия. 1994. Бумага, акварель, гуашь. Art Story

Art Story показала последнего «Валета» и последнего из русского авангарда – Моисея Фейгина. Он пережил все, что мог и ушел из жизни в 103 года. В свое время его занесли в «Книгу рекордов Гиннеса» как «самого старого работающего профессионального художника».

Паша Бумажный. Лежит скелет. 2024, внизу Надя Лихогруд
Паша Бумажный. Лежит скелет. 2024, внизу Надя Лихогруд

Очень занимательный проект – комиссионку актуального искусства – предложила команда newnow пространства unseen. В этой коммуналке, как и в любой другой, много старого, из другой эпохи (стенки, полки, бюро), но в них и на них как раз-таки все новое – бери не хочу. Так что Саша Бумажный, представитель питерского стрит-арта, рядом с керамикой художника и скульптора Нади Лихогруд вполне совмещаются и создают первоклассный дуэт, который вообще-то можно и разбить – ничего не случится.

Серафима Сажина
Серафима Сажина

Серафима Сажина, хотя училась в Строгановке на факультете художественной обработки металла, стала тоже из серии «мульти»: занимается и живописью, и керамикой, и металлом, и текстилем, но KGallery показала ее керамику, тем более что в Институте Современного Искусства Иосифа Бакштейна она как раз изучала новые художественные стратегии.

Максим Ксюта. Африка Малевича, дерево, акрил.   Pogodins Gallery
Максим Ксюта. Африка Малевича, дерево, акрил. Pogodins Gallery

У Максима Ксуты «жанровых профессий» еще больше: он художник, фотограф и скульптор, и в поле его интересов входят живопись, каллиграфия, видео- и саунд-арт, фотография и инсталляция. Его своеобразный привет Малевичу выполнен в дереве с акрилом.

Крапива Нетлева. Текстильные коллажи. 2025
Крапива Нетлева. Текстильные коллажи. 2025
Крапива Нетлева. Текстильные коллажи, 2025
Крапива Нетлева. Текстильные коллажи, 2025

Вот кто произвел этакий микро-фурор, так это дуэт «Футурапия» Иванки Гарай и Ирины Поповой, которые ни много ни мало исследуют деревенское будущее, в котором исчезнет физический труд. Их текстильные коллажи как бы носители памяти – это земля и зерно, шерсть и коровья лепешка. Они черпают вдохновение в фольклоре, в забытых ремеслах, старых ритуалах, создавая новый визуальный язык, чтобы говорить о будущем.

Александр Гораздин. Твидовый сезон. 2003. Ручное ткачество, шерсть. Ателье Шутко
Александр Гораздин. Твидовый сезон. 2003. Ручное ткачество, шерсть. Ателье Шутко
Наталья Озерная. Футболисты. Ателье Шутко. Ручное ткачество, шерсть. 1980
Наталья Озерная. Футболисты. Ателье Шутко. Ручное ткачество, шерсть. 1980
Андрей Криволапов. Сказки Шехерезады. Цветной хрусталь, литье, склейка. 2016. Heritage art gallery
Андрей Криволапов. Сказки Шехерезады. Цветной хрусталь, литье, склейка. 2016. Heritage art gallery
Александра Ярмольник. Без названия.  2025. Стекло. Heritage
Александра Ярмольник. Без названия. 2025. Стекло. Heritage

Андрей Криволапов тоже занимается осмыслением культурного наследия, но – через стекло, вернее, через как таковое свою особенную уникальную технологию отливки, когда работая с разными компонентами и добавляя их в шихту, он добивается как бы звучания материала. Каково? Александра Ярмольник никак не назвала свою композицию. Но ведь эти две фигурки-вазы то ли боксируют, то ли смеются, то ли дерутся, главное – они разговаривают. Потому что настоящее искусство всегда в диалоге, даже если кто-то одинок. Рядом с искусством одиночество как таковое кончается...

#искусство#выставки#изобразительное искусство#cкульптура#декоративно-прикладное искусство#Ассоциация галерей#Catalogfair#ЖК Золотой#