Послесловие к событию
Текст: Галина Мумрикова
Переместившись с Пятницкой на новое место, Catalog породил никому не нужную дискуссию на тему, где было лучше. Наверное, лучше там, где нас нет.
А вот по поводу старого и нового… Старое и новое в современном искусстве – понятие относительное. На каждой выставке появляются новые имена, причем одни остаются, запоминаются, другие, видимо, «залетевшие» на стенды по ошибке, исчезают. И все же приятно, что спустившись в торговые ряды ЖК «Золотой», заглянув в первую попавшуюся на глаза галерею, я увидела совсем рядом своих таких любимых и таких разных – Валерия Чтака и Валерия Кошлякова. И поняла, что это уже хороший знак.
Не менее хорошими знаками оказались и другие художники, которых узнаешь с полувзгляда: пронзительного Бориса Свешникова, заставляющего всегда задуматься Рината Волигамси, уводящего зрителя в свой собственный рай Сергея Шеховцова, импозантного Константина Звездочетова. Про Алексея Ланцева мне один художник сказал, что он начал повторяться (вроде как эксплуатирует свой найденный стиль). А я всегда жду новые работы Алексея, и они всегда интересны, как жду объекты – тоже всегда неожиданные – от Ульяны Подкорытовой и Алины Глазун.
И… пройдясь по первому разу дальше, отыскивая что-то интересное, цепляющее глаз, пришла к весьма неутешительному выводу: многие художники, в поисках своего неповторимого и оригинального, застряли где-то в непонятной ностальгии по импрессионизму и модернизму, впадая в наивное детство, другие западают на Кандинского, Шагала, Пикассо, третьи балансируют на грани фигуратива и абстракции, вцепившись в последнюю как в спасительный круг. И что? Да ничего. Начитавшись порой не сильно грамотных сопроводилок, пошла по второму кругу.
Нашла Всеволода Саблина (Ural Vision Gallery), который решил «приручить случайность экспрессивной интерпретации натуры так, чтобы она, исчезая, сохранила дикое и верное звучание ритма и формы». Как вам? Но его абстрактный планеризм, однако, запомнился. Запомнилась и Варя Выборова по той причине, что видела ее ранее в Музее русского импрессионизма на выставке «Русские дикие». Думала, что она тянет на оммажи Матиссу, но сейчас уже так не думаю. Во всяком случае Даниил Соболев с его серией «Инопланетянин» более искренен в своем погружении в эмоции и переживания, которые он передает своими линиями. На выставке Вовы Перкина в ММОМА два года назад была. Впечатлилась. Он из тех, кого мы сейчас называем мультидисциплинарными, которые работают в разных техниках: от графики и скульптуры до фотографии и перформанса. Вообще галерея «Бизон» свое пространство выстроила очень правильно. Все как-то находилось на своем месте. И работы Динары Хёртнагль с ее необычной архитектурной символикой в том числе.
И почти всех, присутствующих на этой выставке живописцев, графиков и всех мультидисциплинарных художников «заткнул за пояс» (простите за грубость) Рустам Хамдамов, выпускник ВГИК (мастерская Григория Козинцева). Недаром в 2003-м году он получил гран-при как «Культурное достояние нации». Без псевдонимов, без перевертышей, без всяких «мульти».
Галерее Hidden Place нет еще и пяти лет, и она представила аж десять авторов, среди которых заметно выделяются Анастасия Новикова, которая выступает под псевдонимом Pirat Art и пермский Юджин.
Art Story показала последнего «Валета» и последнего из русского авангарда – Моисея Фейгина. Он пережил все, что мог и ушел из жизни в 103 года. В свое время его занесли в «Книгу рекордов Гиннеса» как «самого старого работающего профессионального художника».
Очень занимательный проект – комиссионку актуального искусства – предложила команда newnow пространства unseen. В этой коммуналке, как и в любой другой, много старого, из другой эпохи (стенки, полки, бюро), но в них и на них как раз-таки все новое – бери не хочу. Так что Саша Бумажный, представитель питерского стрит-арта, рядом с керамикой художника и скульптора Нади Лихогруд вполне совмещаются и создают первоклассный дуэт, который вообще-то можно и разбить – ничего не случится.
Серафима Сажина, хотя училась в Строгановке на факультете художественной обработки металла, стала тоже из серии «мульти»: занимается и живописью, и керамикой, и металлом, и текстилем, но KGallery показала ее керамику, тем более что в Институте Современного Искусства Иосифа Бакштейна она как раз изучала новые художественные стратегии.
У Максима Ксуты «жанровых профессий» еще больше: он художник, фотограф и скульптор, и в поле его интересов входят живопись, каллиграфия, видео- и саунд-арт, фотография и инсталляция. Его своеобразный привет Малевичу выполнен в дереве с акрилом.
Вот кто произвел этакий микро-фурор, так это дуэт «Футурапия» Иванки Гарай и Ирины Поповой, которые ни много ни мало исследуют деревенское будущее, в котором исчезнет физический труд. Их текстильные коллажи как бы носители памяти – это земля и зерно, шерсть и коровья лепешка. Они черпают вдохновение в фольклоре, в забытых ремеслах, старых ритуалах, создавая новый визуальный язык, чтобы говорить о будущем.
Андрей Криволапов тоже занимается осмыслением культурного наследия, но – через стекло, вернее, через как таковое свою особенную уникальную технологию отливки, когда работая с разными компонентами и добавляя их в шихту, он добивается как бы звучания материала. Каково? Александра Ярмольник никак не назвала свою композицию. Но ведь эти две фигурки-вазы то ли боксируют, то ли смеются, то ли дерутся, главное – они разговаривают. Потому что настоящее искусство всегда в диалоге, даже если кто-то одинок. Рядом с искусством одиночество как таковое кончается...
#искусство#выставки#изобразительное искусство#cкульптура#декоративно-прикладное искусство#Ассоциация галерей#Catalogfair#ЖК Золотой#