Найти в Дзене
Реплика от скептика

К 200-летию восстания декабристов - журнал "Родина"

Фотография автора Продолжая тему 200-летнего юбилея восстания декабристов, я хочу предложить вашему вниманию тематический обзор статей декабрьского номера журнала "Родина". Итак, тема «Родины» - 14 декабря 1825 года. И первая статья здесь – статья доктора философских наук Семёна Экштута «Мифы и Голгофа Сенатской площади». Фотография автора Подзаголовок статьи - "Попытка понять молодых людей, которые 200 лет назад решили покончить с прошлым своих отцов". Споры среди историков по вопросу восстания декабристов не утихают до сих пор. Но, как пишет автор статьи, «не будем судить декабризм, а постараемся понять декабристов». Что заставило их создавать тайные общества, бунтовать против власти, проливать кровь сограждан? Чего им не хватало в жизни? Большую роль сыграло, конечно, то, что во время войны 1812 года многие из декабристов побывали во Франции и надышались там воздухом французского свободомыслия. Но, хочу сказать, наверняка почти все из них были в Париже и раньше, и не по разу. Что
Фотография автора
Фотография автора

Продолжая тему 200-летнего юбилея восстания декабристов, я хочу предложить вашему вниманию тематический обзор статей декабрьского номера журнала "Родина".

Итак, тема «Родины» - 14 декабря 1825 года.

И первая статья здесь – статья доктора философских наук Семёна Экштута «Мифы и Голгофа Сенатской площади».

Фотография автора
Фотография автора

Подзаголовок статьи - "Попытка понять молодых людей, которые 200 лет назад решили покончить с прошлым своих отцов".

Споры среди историков по вопросу восстания декабристов не утихают до сих пор. Но, как пишет автор статьи,

«не будем судить декабризм, а постараемся понять декабристов».

Что заставило их создавать тайные общества, бунтовать против власти, проливать кровь сограждан? Чего им не хватало в жизни?

Большую роль сыграло, конечно, то, что во время войны 1812 года многие из декабристов побывали во Франции и надышались там воздухом французского свободомыслия. Но, хочу сказать, наверняка почти все из них были в Париже и раньше, и не по разу. Что же раньше ничего крамольного им в голову не приходило? Быть может, просто адреналин военных событий ещё не выветрился из их крови?

С солдатами всё понятнее.

«Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа».

Да, в России было немало наболевших проблем, и одной из главных было крепостное право. В документах декабристов был пункт об уничтожении крепостного права, но ни один из них не сделал этого в своих имениях. Они только обсуждали это на своих собраниях. Они хотели, чтобы эта инициатива исходила от царя. И надежда на это была: император Александр 1 – один из образованнейших людей своего времени, он сознавал необходимость перемен в России. Но он умер, и на его место пришёл Николай1 – человек совсем другого склада.

Декабристы склонялись к бескровной военной революции. Но так ли это? Ведь в их документах есть пункты об убийстве императора и всей императорской семьи. А сколько погибло солдат, которых их командиры попросту обманули, потому что понимали, что до умов солдат невозможно донести те идеи, которые они разработали в своих кабинетах?

Нельзя ускорить ход истории; этим можно добиться совершенно противоположных результатов.

Современники тоже не были едины в оценке движения декабристов. Об этом – статья доктора исторических наук Петра Базанова «Ах, русская кровь была пролита русскими же!»

Фотография автора
Фотография автора

Здесь публикуются отрывки из дневников и мемуаров современников, взятые из сборника «14 декабря 1825 года. Воспоминания очевидцев» (СПб.: Академический проект, 1999)

Приведены цитаты из мемуаров и дневников императора Николая 1, Великого князя Михаила Павловича, императрицы Александры Фёдоровны, историка Николая Карамзина, декабристов Евгения Оболенского, Николая Бестужева.

Следующая статья уже была предложена вниманию читателей на страничке журнала «Родина» в Дзене. Это статья доктора экономических наук Якова Миркина «И ушли в один год…»

Фотография автора
Фотография автора

Статья рассказывает о декабристе Андрее Розене и его жене Анне Васильевне Розен (урождённой Малиновской).

Как они познакомились, как начали создавать свою семью, как Анна Розен отправилась за своим мужем в Сибирь, оставив маленького сына, как они воспитывали детей, рождённых в Сибири, как сложилась их жизнь после возвращения из ссылки – обо всём этом статья. Прочитать её полностью можно на страничке журнала "Родина":

Выстраданное счастье декабриста Андрея Розена и пошедшей за ним на каторгу жены
Журнал «Родина»4 декабря

Ещё одна статья того же автора – Якова Миркина – «Коммунизм по-русски» поднимает вопрос: чему нас учит жизнь 80 мужчин по уставу Читинской каторги?

Фотография автора
Фотография автора
«Как жить при коммунизме? Для этого нужно попасть на каторгу в 1827-1828 годах, в деревушку по имени Чита (наша, нынешняя!), на 75 домов, за 6 с лишним тысяч вёрст от Петербурга. Кем попасть? Декабристами. Их там – злоумышленников – собралось больше 80, в кандалах, всех возрастов и видов, от самых великосветских и громких имён (в прошлом) до тех, кто мелкопоместен, в низких чинах, без денег и имущества в семье».

Насчёт сравнения с коммунизмом можно и поспорить; всё же, насколько я понимаю, коммунизм предполагал комфортные жилищные условия для всех, ну а в остальном… да, что-то такое есть. Все ссыльные декабристы стали практически равными, в том плане, что все стали одинаково бедны и несвободны.

«Первый пункт – на каторге все равны. Всё, что поступает из-за Урала, из прекрасного далёка, делить на всех поровну. Они это приняли»

Конечно, было бы странно для взрослых благородных аристократов съедать что-нибудь потихоньку от других, под одеялом. Хотя, наверное, были и такие.

«Второе – создать Большую артель, мы – люди цивилизованные, хотя и в глуши, один за всех, и все – за одного. Жить по её Уставу».

Этот пункт уже больше напоминает коммунистическую идею: все деньги (ну не все, а определённый минимум) – в общий котёл, а оттуда уже брать на питание, на нужды артели и на личные нужды - каждому по потребностям всем поровну (а это уже не коммунизм). И строгая отчётность.

Работали все вместе, артелью, чтобы не тратить лишние деньги, кто-то шил (на себя и на других), кто-то столярничал, кто-то готовил. Делились друг с другом знаниями, умениями, навыками.

«Так в чём природа российского человека? В загнанности? В вековом подчинении? В ловкости: всегда устроится? Нет, дай шанс – в нём сразу же раскрываются внутренняя свобода и чувство собственного достоинства. Один за всех – и все за одного».

Можно добавить только одно: им очень повезло с комендантом Лепарским.

Именно этому человеку – генералу Станиславу Романовичу Лепарскому – посвящена следующая статья Якова Миркина – «Честь коменданта Лепарского».

Фотография автора
Фотография автора

Он был комендантом Нерчинских рудников, у него была неограниченная власть, и он мог сделать так, чтобы жизнь вверенных ему каторжан была невыносимой. Мог унизить, мог физически расправиться. Ему было уже 73 года, а его после 50 лет безупречной службы отправили в Сибирь! Поляк, католик, он мог отыгрываться на декабристах за разделы своей родины, а он тайно вкладывал свои деньги в общий котёл декабристов. Он ходатайствовал о том, чтобы с декабристов сняли кандалы.

Он был посажённым отцом на двух свадьбах – Анненкова и Ивашева.

На его могиле стоит чугунный памятник, деньги на который собрали декабристы.

«Ночь перед казнью» - так называется статья кандидата философских наук Вячеслава Недошивина.

Фотография автора
Фотография автора

Чтобы лучше понять, что чувствовали приговорённые к казни декабристы, автор статьи сам прожил ночь в камере Петропавловской крепости в годовщину гражданской казни декабристов и смерти пятерых повешенных.

Сейчас на месте тех камер смертников – запасники музея. Маленькая тёмная келья с русской печью в углу; на окне – кованая решётка. Если окна камеры выходили на вал крепости, то в ночь перед казнью был слышен стук топора: спешно достраивали виселицу.

На месте казни декабристов установлен памятник – стела, похожая на восклицательный знак.

Тему памятников продолжает подборка материалов «Пестеля – снести!»

Фотография автора
Фотография автора

В этой подборке говорится о том, что у памятников декабристам – разная судьба.

Памятников декабристам в нашей стране немало. Памятник на месте казни и обелиск к столетию казни в Санкт-Петербурге, памятники в Ялуторовске, Екатеринбурге, Ангарске, Петровске-Забайкальске.

На территории Украины есть памятник Павлу Пестелю в Тульчине Винницкой области и памятник пятерым казнённым в Каменке Черкасской области. Этот памятник приговорён к сносу: в 2024 году министерство культуры Украины дало разрешение на снос памятника.

Как ни странно, неизвестно, где находится могила казнённых декабристов. О том, почему местонахождение могилы скрыли о всех, рассказывается в статье доктора философских наук Семёна Экштута «Простите, простите, братья!...»

Фотография автора
Фотография автора
«Место потаённого погребения пятерых повешенных по сию пору однозначно не определено. Существует несколько версий того, где именно были преданы земле и засыпаны негашёной известью тела казнённых: на острове Голодай (ныне остров Декабристов); на острове Гоноропуло, присоединённом к острову Голодай в начале ХХ века после того, как была засыпана одна из проток Малой Невы, на одном из отдалённых участков Смоленского кладбища, где хоронили самоубийц»

Скорее всего, могилы их были скрыты, чтобы они не стали местами поклонения. Впрочем, в то время отношение к декабристам было иным, нежели сейчас.

«Гений Тютчева высказал эту мысль с предельной прямотой:
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена»

Статья Тамары Комаровой, старшего научного сотрудника Красноярского краеведческого музея «Декабрист Василий Давыдов – сыну Василию: «Не осрамишь ты отца, ни матери, ты Давыдов, помни…» рассказывает об уникальном историческом документе, хранящемся в музее – о семейном альбоме Давыдовых.

Фотография автора
Фотография автора

В статье рассказана история жизни Давыдовых, описана судьба жены декабриста Александры Давыдовой, прослежены судьбы их детей.

Фотография автора
Фотография автора

Альбом семьи Давыдовых хранился у дочери декабриста Елизаветы Васильевны, затем у внучки, а в 1941 году был передан в музей.

Альбом содержит всего 25 листов. В нём акварельные рисунки дочери Давыдова Елизаветы, портрет сына декабриста Василия Васильевича, написанный кем-то из его сослуживцев, семейные портреты, пейзажи, зарисовки.

Фотография автора
Фотография автора

Остальные материалы этого номера журнала я представлю позже.

Фотография автора
Фотография автора

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!