Здравствуйте, дорогие читатели.
Каждый год 31 декабря мы с друзьями... нет, не ходим в баню. Мы включаем телевизор и в сотый раз смотрим «Иронию судьбы». Это уже не просто традиция, это часть нашего культурного кода. Мы знаем наизусть все реплики, подпеваем Таривердиеву и с теплотой улыбаемся знакомым героям.
Но вот какая странная штука. Чем старше я становлюсь, тем больше меня не отпускает одна тревожная мысль. Эта мысль о том, что любимая новогодняя сказка — на самом деле совсем не про счастливую любовь. Это история о том, как взрослая, умная женщина совершает катастрофическую ошибку, променяв надёжного и любящего мужчину на инфантильного, слабого и абсолютно чужого ей человека. Давайте сегодня, отбросив новогоднюю мишуру, посмотрим на эту историю трезво.
«Маменькин сынок» и случайный гость: так ли хорош Женя Лукашин?
Давайте начистоту. Кто такой наш главный герой, Женя Лукашин? Если бы он сейчас размещал анкету на сайте знакомств, что бы он написал? «36 лет. Врач, не амбициозен, зарплата скромная. Всё ещё живу с мамой. Легко поддаюсь влиянию друзей и могу напиться до беспамятства, даже если обещал быть с невестой. Жениться боюсь. В любой сложной ситуации прикидываюсь дурачком и пою под гитару».
Это не просто ирония. Это — факты из фильма. Перед нами взрослый мужчина, который настолько слабоволен, что не может противостоять друзьям и вместо встречи Нового года с невестой отправляется в баню. Его доставляют в чужую квартиру в невменяемом состоянии. И как он себя ведёт? Хамит хозяйке, требует свой портфель, скандалит. Это поведение не взрослого мужчины, а капризного подростка. На протяжении всего фильма он не совершает ни одного волевого, мужского поступка. Он плывёт по течению. И в финале, вместо того чтобы остаться и бороться за «любовь всей своей жизни», он улетает обратно в Москву, к маме.
Милый, трогательный, интеллигентный хирург? Простите, но с высоты прожитых лет я вижу в нём лишь инфантильного, ненадёжного и абсолютно не готового к серьёзным отношениям «маменькиного сынка».
Ревнивец или нормальный мужик? Давайте оправдаем Ипполита
А теперь давайте посмотрим на Ипполита. В фильме его намеренно показывают каким-то душным, ревнивым и скучным персонажем. Его знаменитая фраза «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» стала символом занудства.
Но постойте. Давайте на секунду представим себя на его месте. Вы приходите к своей любимой женщине встречать Новый год. Вы серьёзно настроены, вы дарите ей дорогой по тем временам подарок (французские духи), вы хотите создать семью. И что вы видите? В её квартире в вашем пальто разгуливает какой-то пьяный незнакомец, который утверждает, что это его дом.
Какая реакция будет у нормального, любящего мужчины? Ревность? Гнев? Требование объяснений? Да, именно такой она и будет! Реакция Ипполита — это абсолютно здоровая реакция взрослого человека, которого предали и унизили. Он не истеричка. Он — мужчина, чьё доверие растоптали.
Он надёжен, он состоятелен (машина «Жигули» в те годы — признак статуса), он любит Надю и, в отличие от Лукашина, готов брать на себя ответственность. Да, он не поёт романсов под гитару. Он просто хочет нормального, стабильного семейного счастья. Разве это преступление?
Бегство от счастья: так почему же Надя выбрала Лукашина?
И вот тут мы подходим к главному вопросу. Почему Надя, взрослая, состоявшаяся женщина, учительница, делает такой странный, нелогичный выбор?
А ответ, мне кажется, лежит в её прошлом. Десять лет она была в мучительных отношениях с женатым мужчиной. Десять лет одиноких праздников и ожидания. Это говорит о глубокой неуверенности в себе и, возможно, даже о привычке к страданию. Она сама говорит: «Бывало, приду домой, сяду в кресло и давай себя жалеть».
И вот появляется Ипполит — «серьёзный, положительный, красивый». Он предлагает ей то, чего у неё никогда не было, — нормальные, здоровые отношения. Но она, видимо, к такому счастью просто не привыкла. Это для неё слишком просто, слишком правильно.
И тут в её жизнь вваливается Женя Лукашин — ходячая катастрофа. Хам, без пяти минут женатый, живущий в другом городе. Для женщины, привыкшей к сложным и бесперспективным романам, он — идеальный кандидат. Это не выбор в пользу Лукашина как личности. Это бегство от скучной, взрослой стабильности в привычный мир драмы и неопределённости.
Вместо финала
«Ирония судьбы» — гениальный фильм. Он о волшебстве новогодней ночи, о музыке, о тонких чувствах. Но это очень вредная сказка, если воспринимать её как руководство к действию.
В ней мужчинам говорят: «Даже если ты будешь бесхребетным маменькиным сынком, для тебя всё равно найдётся своя прекрасная принцесса». А женщинам внушают: «Не нужно работать над собой, просто жди, и однажды твою дверь откроет пьяный принц с московской пропиской».
Но в реальной жизни, когда новогодняя ночь закончится, Надя останется не с романтическим героем, а с 36-летним инфантилом, который не может принять ни одного решения без мамы. И, скорее всего, через пару лет такой жизни она будет с тоской вспоминать надёжного, пусть и немного ревнивого Ипполита и его дурацкую заливную рыбу. Потому что именно с ним у неё был шанс на настоящее, взрослое счастье, которое она сама и разрушила.
Очень жду ваших размышлений.
Удачи вам, и пусть ваш выбор всегда будет осознанным.
До встречи!
С уважением, Дмитрий.
Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: