Найти в Дзене
Ника Марш

Проклятье Салтычихи

- Изведу, Николенька, - страшно сипела она, - помяни мое слово… Все тебе вернется! Внизу копошилось что-то лохматое и грязное. Тютчев отшатнулся и быстро отсчитал стражнику несколько монет. Он только что нарушил запрет: решил взглянуть на свою бывшую возлюбленную – Салтычиху. Ныне ее держали в темном чулане, кормили через специальное окошко в потолке. Болтали, что иногда из этого погреба раздается ее громкий смех. «Она обезумела», - решили местные. А Тютчев, отправляясь восвояси, думал о другом: Дарья только что щедро отсыпала ему проклятий… Ю.Снигирь в роли Салтычихи Русский дворянин Николай Тютчев в «деле Салтычихи» сыграл не последнюю роль. Когда-то, будучи инженером и топографом, он выполнял для Дарьи Николаевны одно дело: работал землемером в ее угодьях. Когда дело было сделано, молодая и привлекательная вдова, в знак признательности, пригласила Тютчева отобедать. Подавали французский суп, эскалопы и белые грибы… А на сладкое Салтыкова предложила Тютчеву свою ласку. «Сердечная свя

- Изведу, Николенька, - страшно сипела она, - помяни мое слово… Все тебе вернется!

Внизу копошилось что-то лохматое и грязное. Тютчев отшатнулся и быстро отсчитал стражнику несколько монет. Он только что нарушил запрет: решил взглянуть на свою бывшую возлюбленную – Салтычиху. Ныне ее держали в темном чулане, кормили через специальное окошко в потолке. Болтали, что иногда из этого погреба раздается ее громкий смех. «Она обезумела», - решили местные. А Тютчев, отправляясь восвояси, думал о другом: Дарья только что щедро отсыпала ему проклятий…

Ю.Снигирь в роли Салтычихи
Ю.Снигирь в роли Салтычихи

Русский дворянин Николай Тютчев в «деле Салтычихи» сыграл не последнюю роль. Когда-то, будучи инженером и топографом, он выполнял для Дарьи Николаевны одно дело: работал землемером в ее угодьях. Когда дело было сделано, молодая и привлекательная вдова, в знак признательности, пригласила Тютчева отобедать. Подавали французский суп, эскалопы и белые грибы… А на сладкое Салтыкова предложила Тютчеву свою ласку.

«Сердечная связь» какое-то время приносила Тютчеву только выгоды. Дарья Николаевна была щедра и любезна, рекомендовала Николеньку своим знакомым (отчего он сумел получить ряд заказов и хорошо на этом разбогатеть), но не было и мысли о том, чтобы жениться на ней.

Во-первых, Тютчев отлично понимал разницу в положении. Конечно, он принадлежал к дворянскому роду, но и близко не стоял рядом с такой фамилией, как Салтыковы… Во-вторых, привязанность вдовушки от месяца к месяцу становилась все неистовей. Ревновала Дарья Николаевна, как никто: с криками, взмахами рук и горькими злыми слезами. Любая женщина, оказавшаяся в поле зрения Тютчева, моментально попадала под подозрение.

- И ведь просто так куражится! – сокрушался Тютчев.

Он не давал ни малейшего повода. Но, в конце концов, устал от постоянных упреков и сцен. Годы бежали, пора было подумать об устройстве своей судьбы, вот он и выбрал невесту… Реакция Салтыковой была страшной.

Пелагея Панютина Тютчева в зрелые годы
Пелагея Панютина Тютчева в зрелые годы

Тютчева трижды пытались извести по приказу Дарьи Николаевны. Его невесту Пелагею Денисовну Панютину оберегали очень верные ангелы-хранители, иначе ей было бы несдобровать… Когда его жизнь в очередной раз висела на волоске (Салтыкова отправила крепостных «пустить красного петуха» в дом Николая), он сел и написал донос. Все, что знал. И заодно рассказал о другой забаве своей бывшей возлюбленной – как она поступала с крепостными…

Эта история прогремела на всю Россию: знатнейшая дама, женщина, близкая к императорским особам, наследница огромного состояния и… просто зверь! Крепостные давали показания, от которых у следователей волосы вставали дыбом. А сообщение помещика Тютчева отметили особо: как-никак дворянин, вхожий в дом к Салтыковой. Аргументы Николая были приобщены к делу, и Дарья Николаевна была осуждена.

Он знал, как с ней поступили. И все-таки, в глубине души ему было немного жаль эту ожесточившуюся женщину. Слышал не раз, что муж откровенно смеялся над Дарьей. Что на ее глазах водил в свои покои крепостных девушек… И как-то, под влиянием минуты, решил взглянуть на Салтыкову. Сказать ей что-то…

Стражник сильно рисковал, но выполнил просьбу помещика Тютчева. Специально для него оконце в потолке погреба не открывали, просто совместили одно с другим: для Салтыковой передавали еду, вот и появилась возможность у Тютчева перемолвиться парой слов с Дарьей Николаевной.

Николай Тютчев
Николай Тютчев

- Изведу, Николенька, - хрипло пообещала она, - все женщины в твоем роду будут несчастны!

Проклятие Салтычихи он долго не мог выбросить из головы. Поехал в церковь, долго молился, а потом – домой. Пелагея Денисовна уже стала его женой и пребывала на сносях. В приданое ей дали имение Овстуг и двадцать крепостных, а еще было у Тютчева собственное имение, Гореново. Там-то в 1768 году он выстроил новую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы.

У Тютчевых оказалось семеро детей: три сына и четыре дочки. Особенно хорошенькими считали младших девочек, Евдокию и Надю. В 1796 году Евдокия порхала от счастья – она встретила и полюбила человека, который отвечал ей таким же светлым чувством!

- Прошу руки вашей дочери. – краснея от собственной смелости, произнес князь Борис Мещерский.

- От души отдаю ее вам. – отвечал Тютчев.

Великолепную свадьбу сыграли для молодых. Как красива была двадцатидвухлетняя Евдокия! Клятвы произносила от всей души… Увы! Ее счастливый брак продлился всего два месяца.

Мещерская с дочерью и подругой
Мещерская с дочерью и подругой

Потому что князь Борис Мещерский отправился на охоту, и испытывая сильную жажду, пригубил из ледяного сточника. Следствием этого стала страшная простуда, от которой молодожен так и не оправился. Несчастная молодая вдова в черном платье только-только узнала, что она ждет ребенка.

Девочка родилась после кончины отца и была названа Анастасией. С той поры это был светоч для Евдокии, ее радость и утешение. Никаких средств не жалела княгиня Мещерская, чтобы дать Настеньке хорошее образование, чтобы порадовать ее, побаловать… Выросла замечательная девушка! К княжне Мещерской многие сватались, но она отдала свое сердце графу Александру Ивановичу Кутайсову.

- Благословляю! – торжественно произнесла мать графа. Она обожала княгиню Евдокию, была дружна с ней с детства и считала будущий союз детей настоящим подарком судьбы. Соединиться должны были прекрасные люди!

Было решено, что Анастасия выйдет за Александра Кутайсова весной 1813 года. Уже готовилось приданое, придумывали фасон платья, решали, чем удивят гостей на свадебном приеме. Жених и невеста обменивались пылкими письмами. Когда французы пришли в Россию, Кутайсов был на передовой, но не прекращал переписки. Напротив, послания летели еще чаще! Какой отрадой было получить в очередном конверте прядь волос любимой девушки…

Но 26 августа 1812-го, героически проявив себя, генерал Кутайсов сложил голову под Бородином. Вдовая невеста – разумеется я знаю, что такого выражения нет! – горько плакала, покрыв голову черной вуалью.

княжна с С.Озеровым
княжна с С.Озеровым

Сбывалось проклятие Салтычихи?

В 1814-м году княжну выдали замуж за сенатора Семена Николаевича Озерова, старше девушки на двадцать лет. Она не противилась. Шла под венец бледная, молчаливая, покорная судьбе. Она все еще любила графа Кутайсова. Была ли она счастлива в браке? Не слишком. Муж и она оказались различны, а еще десятилетием позже сенатор был вынужден подать в отставку из-за тяжелой болезни. Анастасия превратилась в сиделку…

Но вы же помните, что у Тютчева были ДВЕ хорошенькие младшие дочери? Самую меньшую звали Надеждой. Она была прекрасна: умна, образованна, талантлива. Позже Николай Гоголь называл ее своей духовной матерью… А вот ее личная жизнь была неудачной: тоже очень короткое счастье!

Она вышла замуж за отставного гвардии капитан-поручика Василия Петровича Шереметева. Супруг не уставал превозносить достоинства своей избранницы и обожал ее. Трое детей родились в этом союзе, а потом пришла беда: 19 июля 1808 года, на холме у самой усадьбы, по какой-то причине лошади внезапно понесли: как обезумели! Они рванули вскачь с такой силой, что экипаж влетел в дерево и разлетелся на щепки.

Замуж Надежда Шереметева (урожденная Тютчева) больше не выходила.

А вот еще любопытное! У Надежды Шереметевой была обожаемая дочь Анастасия (как мы видим, с именами дочерей сестры Тютчевы особенно не заморачивались). И как раз она 6 ноября 1822 года вышла замуж за отставного капитана Ивана Якушкина. Не зная еще, что он давно состоит в одном тайном обществе, которое и привело его в декабре 1825 года на Сенатскую площадь.

Анастасия Якушкина
Анастасия Якушкина

Во время заключения Якушкина в крепости, жена с матерью и детьми (их было двое) приехали в Петербург и добились свидания. Якушкин договорился с женой, что та последует за ним в Сибирь. Конечно, с ребятишками!

Однако император категорически предписал урожденной Шереметевой оставить детей в России. Если ехать – то одной. И Анастасия никак не могла решиться на разлуку с сыновьями…

«…У меня к тебе все чувства любви, дружбы, уважения, энтузиазма, и я отдала бы все на свете, чтобы быть совершенной для того, чтобы у тебя могло быть ко мне такое же исключительное чувство, какое я питаю к тебе. – писала она мужу. - Ты можешь быть счастлив без меня, зная, что я нахожусь с нашими детьми, а я, даже находясь с ними, не могу быть счастливой».

С мужем они больше не виделись. Якушкин оставался в Сибири, измученная переживаниями Анастасия скончалась на 11 лет раньше, чем он.

Опять проклятие Салтычихи?

Потомки Николая Тютчева верили в него. Находили печальные совпадения. Даже у поэта Федора Тютчева, внука «Николеньки», был повод верить в злые слова Дарьи Николаевны. Его первая жена рано умерла, а одна из дочерей лечилась в клинике для душевнобольных…

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!