Вишенкой на торте под конец года с его многочисленными проблемами стала блокировка доступа к онлайн-банку ВТБ. Пароль ввести невозможно. Высвечивается окошко для ввода номера телефона. Ввожу номер телефона и читаю: "Учетная запись заблокирована. Разблокировать ее можно в отделении. Если вы хотите узнать баланс или другие данные по счетам, позвоните в банк".
Бросаю все планы и дела, еду в отделение банка в среду текущей недели. Вот, говорю и показываю, проблемы с доступом в банк. Со мной работает очень приятная женщина по имени Инна. "Не волнуйтесь, сейчас будем разбираться".
Я предполагаю: "Может быть, потому что я не обновляла учетные данные? Мне неоднократно приходило уведомление, что я должна их обновить. А я боялась, вдруг это какой-то вирус, действия мошенников..."
Инна говорит с улыбкой: "Да, вполне возможно". Тем временем она сканирует мой паспорт. А потом фотографирует меня. Ну, что ж, надо, значит, надо. Продолжаем говорить о мошеннических действиях. Инна дает мне заполнить анкету, в которой задаются вопросы:
За последние 3 дня вас просили оформить кредит, снять или перевести денежные средства, при этом:
Действуйте ли вы по указанию (в том числе после диалогов в мессенджерах
WhatsApp, Viber, Telegram) незнакомых собеседников, в том числе представляющихся сотрудниками Центрального банка РФ, правоохранительных органов, службы безопасности, Госуслуг, Пенсионного фонда, налоговых органов?
Вам поступали звонки (в том числе через мессенджеры) от лиц, представляющихся сотрудниками сотовых операторов, служб ЖКХ, Мосэнерго, Росфинмониторинга, Почты России и других организаций?
Вы подтверждали запись в какие-либо учреждения через смс- код, в том числе в налоговые органы, Пенсионный фонд, Поликлинику, ЕМИАС, Почту России? Называли ли вы кому-нибудь смс-код от Госуслуг?
Вам поступали предложения о переводе денежных средств на безопасный (защищенный) счет или о принятии участия в выявлении мошеннических действий сотрудников банка?
Вам звонил "следователь" и сообщал, что мошенники оформили на ваше имя заявку на кредит?
И еще несколько подобных предположений о мошеннических действиях. Я, конечно, на все вопросы ответила "НЕТ". И попросила сотрудницу банка распечатать для меня анкету. Очень полезно показать пожилым родителям, родственникам, знакомым подобную анкету, поговорить с ними о возможных звонках мошенников им. К сожалению, мошеннические действия в отношении обычных граждан очень сильно активизировались. Мамина знакомая, например, попалась на схему с переводом денег на "защищенный" счет. Сняла с обычного счета. Отдала "курьеру" и он повез их класть в "защищенную" ячейку, пока на владелицу готовятся особые, усиленные, защищающие ее права документы. Как в подобную околесицу можно поверить, я не знаю. Но вот женщина 85 лет в это поверила. Потом плакала в кабинете реального следователя. Все деньги, которые копила на собственные будущие похороны, жуликам отдала.
Так что, конечно, службы безопасности в банках не зря едят хлеб и предотвращают множество схем увода денег со счетов и карт пользователей. И я думала, что мы с Инной вот-вот уже с улыбкой расстанемся, а доступ к моей карте будет разблокирован. Но вдруг Инна изменилась в лице и спросила: "Вам переводят на карту деньги разные люди, с разных счетов?"
Я не колеблясь, ответила "Да". И пояснила, что уже третий год вынуждена собирать средства на дорогостящее лекарство от рассеянного склероза - Текфидеру, которую в России приобрести с 2023 года невозможно, а другие препараты мне не подходят. И достала из обложки паспорта несколько последних бумажных чеков из берлинской аптеки в подтверждение своих слов.
Инна позвала начальницу. Объяснила ситуацию. Та позвала начальника отделения банка. Он увидел штук пять чеков на столе. Спросил, а где другие подтверждающие документы? Я сказала, что дома, в папке. Все в наличии. И готова предоставить. Просто я и не предполагала, что блокировка карты может быть связана с поступлением денег из разных источников на нее. Он сказал: пишите заявление, объясняйте про сбор денег на лекарство, привозите официальные документы о диагнозе, назначении лекарства, рецепт на него. И еще чеки, если есть. Я сказала, что привезу все это в пятницу, поскольку в четверг у моего сына день рождения, юбилей - 30 лет. И я хочу посвятить этот день его празднику. Начальник отделения кивнул понимающе.
В пятницу я собрала папку с документами о назначении Текфидеры, рецептом и чеками из аптеки в Берлине, написала в отделении заявление, в котором честно описала свою ситуацию. Что лекарство получала бесплатно, все было хорошо, оно держало меня в ремиссии. С 23 года оно исчезло из России, другие препараты не подходят, без лечения есть огромный риск прогрессирования рассеянного склероза с нарастающей инвалидизацией. Поэтому я вынуждена бороться самостоятельно за право лечиться нужным препаратом, который мне идеально подошел и держит на своих ногах.
Все мои документы в банке отсканировали, все чеки - более десятка, я не считала, тоже. А еще, сказал начальник отделения, нужны доказательства, что вы просите денег в соцсетях. Скрины ваших записей, заметок. И вот тут вышла неувязка. Записи из Фейсбука он не захотел принимать. А соцсеть ВКонтакте у меня на телефоне не установлена, пароль я не помню (так как на ноутбуке без пароля захожу). Предложила три записи из своего Дзен канала Ноктюрн души на струнах жизни. Он начал делать скрины сам. Но тут заглючил Вотсап, отправить не удалось. Шел уже третий час моего пребывания в банке. Начальник отделения сказал: езжайте домой, отправите мне скрины из дома. Но у меня тоже не получилось. Вотсап не захотел отправлять скрины. Поэтому, как я понимаю, весь мой "кейс" завис в воздухе и так и не был передан в службу безопасности банка. И в понедельник мне придется снова пытаться записывать скрины своих постов - своего крика души, своего отчаяния и надежды на доброту людей, которые не бросают меня в беде уже третий год, переводя мне на карту деньги на Текфидеру. За что им низкий поклон и вечная моя благодарность.
Очень надеюсь, что в понедельник мне удастся записать скрины из Дзена, из ВКонтакте и предоставить их в банк. Начальник отделения банка Дмитрий Вячеславович сказал, что решение вопроса о разблокировке доступа займет не меньше двух недель. Очень хочется, чтобы карту разблокировали. На ней у меня есть средства, на накопительном счете, собственные. Некая сумма, которую я не трачу ни на что, кроме... Из них я докладываю разные суммы, которых не хватает на покупку нужного количества евро, когда время отлета Марины в Берлин приближается, а собранных денег не хватает. То пять тысяч доложу, то восемь, то одиннадцать. Никогда не угадаешь, сколько не будет хватать для покупки евро, какой будет курс. И для меня эти личные деньги - страховка своего рода, что нужную сумму на покупку очередной упаковки Текфидеры обеспечим. А теперь, получается, у меня и их нет. И чувствую себя я очень неуютно. Как в открытом море без спасжилета.
Хоть бы в уходящем году банк во всем разобрался и в новый год я вошла с нормально работающей картой и уверенностью, что мои средства защищают от покушения на них мошенников, а не от меня самой. Дорогой ВТБ-банк, пожалуйста, не подведи, не разочаруй!
...Возвращалась из банка пешком, так как маршрутки со стороны вокзала в наш микрорайон шли битком набитые, уже начался вечерний час-пик, люди возвращались с работы. Шел мокрый снег пополам с дождем, деревья и дома тонули в тумане. И я шла как в тумане, не зная, за какую "соломинку" ухватиться. И когда дошла до стеклянного кофейного павильона, поняла, что все - дальше идти не могу. Необходимо сделать привал. Ноги были деревянно-ватные совсем. Я заказала кофе - сырный латте и села за столик. И смотрела на маленькую наряженную елочку, и оттаивала, оттаивала, оттаивала...
💗 С надеждой на лучшее, Татьяна Гольцман (Скворцова по паспорту).