Особое законодательство Великобритании насчёт поиска кладов порождает массу сообщений, которые начинаются практически одинаково. Но есть два варианта: либо это профессиональный охотник за древностями шарится в местах, где, по его мнению, должны быть интересные находки; либо это счастливчик, что вышел погулять один/с дочкой/с собакой/с бухими друганами и ВНЕЗАПНО нашел меч рыцаря Круглого стола, подвеску для бороды предка Рюрика или горшочек золота.
Об этом законодательстве подробнее я уже писала – Британские «археологи-любители» с металлоискателем: они имеют право искать древности только по определенным правилам.
Вот и эта история имеет зачин: в локдаун 2020 года мужик с семьёй пошел гулять по полям и нашел фрагменты керамики, на его взгляд, древней. Взрослый сын мужика сообщил, куда следует, (Перед тем, как сообщить, он изучил фотки поля на картах гугла и даже немножко порылся в земле) и его взгляд на керамику (и еще кое-что) разделили компетентные органы и, позднее, археологи.
Так была открыта очередная позднеримская вилла в Ратленде. Внимание: с термами. Значит, человек жил в ней не бедный, можно было надеяться на интересные находки.
А что тут может быть интересно нам, кроме самого факта обнаружения новой виллы?
А вот что – мозаика 10х5,3 в представительском зале виллы...
Как видно на картинке и как выяснили исследователи, мозаичная картина, украшавшая пол триклиния, столовой для гостей, или какого-то помещения для представительских целей, сохранилась очень неплохо. Хотя и была повреждена - современными сельхозработами, что неудивительно, и каким-то пожаром.
Из четырех регистров, расположенных в столбец, были опознаны сюжеты трёх (четвертый, как уже говорилось, сильно поврежден). Сразу поняли, что это Троянская война, подумать пришлось только над нюансами. И вроде, все сложилось...
1 сюжет: поединок Ахилла и Гектора после убийства Патрокла.
2 сюжет: Ахилл возвращается на колеснице в лагерь греков, таща труп Гектора за собой.
3 сюжет: Приам выкупает труп Гектора.
Однако здесь расшифровка забуксовала. Картинки мозаики в деталях идут вразрез с классическим описанием Троянской войны - гомеровским. (А что есть другое? - спросите вы… Ну, конечно, дневники участников, беседы с ветеранами etc).
Сначала исследователи решили, что эта отсебятина (ниже объясню, что именно, подробнее) – неизбежное "художник так видит". Но с более тщательным изучением "особого видения художника" стало понятно, что он просто вдохновлялся... не Гомером! (А мемуарами старика Анхиза, но это неточно).
Есть гипотеза, что основой для этих картин для художника послужила утраченная трагедия Эсхила "Фригийцы, или Выкуп тела Гектора". Это первая половина V века до н.э., что, разумеется, значительно позднее записей песен Гомера.
Сами эсхиловские "Фригийцы" были основаны на соответствующей песне "Илиады" и вместе с ещё двумя пьесами составляли у драматурга троянскую трагическую трилогию. Все, что характерно, утрачены.
Как мы знаем, большие римские мозаики не составлялись одиночкой с бухты-барахты, а имели перед собственно монтажом большую предварительную работу – от эскиза картины до подготовки фрагментов мозаики (они могли быть как из стеклянной массы, так и из натурального камня) нужных цветов и размеров.
Более того, у бригад (мастерских) мозаичистов существовали даже каталоги картин, которые можно было заказать в виде мозаик. Например, считается, что знаменитая «Мозаика Александра Македонского» имела под собой основу – живописный масштабный оригинал более раннего времени.
Все это говорит о простом факте: «Троянская мозаика» с древнеримской виллы в Ратленде не может быть результатом спонтанной работы. Ошибки в нюансах сюжетов – обдуманное действо.
А теперь о самих нюансах:
У Гомера герои – Гектор и Ахилл – сначала трижды обежали Трою вдоль стен (троянец удирал от грека), затем кинули друг в друга копья. Ахилл не попал, а дротик Гектора скользнул по щиту грека. Полагалось, чтобы оруженосцы подали героям по второму дротику, но оруженосцем Гектора прикинулась Афина и в самый неподходящий момент исчезла. Так что сыну Приама пришлось сходиться в схватке с греком, имея только нож. А вот Ахилл получил второе копье из рук Афины:
С места, напрягшися, бросился, словно орел небопарный,
Если он вдруг из-за облаков сизых на степь упадает,
Нежного агнца иль зайца пугливого жадный похитить, —
Гектор таков устремился, махая ножом смертоносным.
Прянул и быстрый Пелид, и наполнился дух его гнева
Бурного…
Ахилл попал точно в самое незащищенное доспехами место – шею, и Гектор погиб. Но на первой секции мозаики мы видим… бой на колесницах, Ахилл и Гектор сражаются, одновременно управляя каждый парной упряжкой. Но Гомер говорит, что такое проделывать одновременно невозможно.
Обратите внимание: победитель – главный герой сюжета – крупнее. :)
Читаем Гомера дальше. Гектор повержен, и Ахилл осуществляет месть – надругательство над его телом:
Сам на обеих ногах проколол ему жилы сухие
Сзади от пят и до глезн и, продевши ремни, к колеснице
Тело его привязал, а главу волочиться оставил...
На втором регистре мозаики мы видим, как бездыханное тело троянского царевича Гектора волочет за собой колесница. Увы, повреждения мозаичного покрытия не дают нам возможности рассмотреть, как именно Ахилл зацепил тело троянца.
Здесь внезапно появляется еще один замечательный нюанс, но ему я хочу посвятить отдельную заметку.
За колесницей Ахилла изображен радующийся греческий воин. А «перед колесницей» – на самом деле в Трое, в «тот момент», когда Ахилл совершает свою позорную гонку – отец Гектора, царь Трои Приам, руки вытянуты в мольбе к грекам вернуть тело сына.
И наконец – третий регистр с изображением выкупа тела Гектора. По Гомеру, старик Приам собирает выкуп из дорогих одежд и посуды, золота он взял только 10 талантов. Вот список входящего в выкуп из «Илиады»:
… поднявши красивые крыши ковчегов,
Вынул из них Дарданион двенадцать покровов прекрасных,
Хлен двенадцать простых и столько ж ковров драгоценных,
Верхних плащей превосходных и тонких хитонов исподних;
Злата, весами отвесивши, выложил десять талантов;
Вынул четыре блюда и два светозарных тренога;
Вынул и пышный сосуд…
Все это добро тщательно упаковывается в повозку, и старик отправляется к Ахиллу за телом сына. Но!
На мозаичной картине мы видим воина, держащего весы, на одной чаше которых труп, а на другой – огромный золотой шар (и еще два сосуда держит сам Приам). Очевидно, что троянский царь вносит за тело сына золото, равное его весу. Снова художник использует иной источник.
Кроме того, Гомер не раз упоминает заботу Аполлона о теле царевича – он отгоняет собак, врачует раны, удаляет все кровавые следы, не дает ходу естественному гниению. А вот на трупе Гектора на весах есть кровь.
Вот так ясная, на первый взгляд, картина изображенного и источник вдохновения художника при внимательном рассмотрении сюжетов становятся не такими очевидными. Это исследование британских ученых, в данном случае компетентных и добросовестных, приоткрывает перед нами еще и одну из сторон работы художников и мозаичистов. При широком распространении классических сюжетов в римском мире они были вольны использовать разные переложения, отличающиеся довольно важными нюансами. Предположить же, что заказчик такой дорогой мозаики «был не в теме», сложно.
Интересно было бы почитать исследование о частоте изображения на всей территории Империи сюжетов из разных вариантов переложения истории Троянской войны, но такового пока нет…
Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!