Найти в Дзене
Поперёшный

"Верхотурские ж посацкие люди живут дворами в городе". Верхотурского уезда переписи Л. Поскочина 1680 года.

Посадские люди Посадские люди — сословие феодальной Руси, состоявшее преимущественно из ремесленного и торгового населения городов. Название произошло от слова «посад». Так именовалась часть города вне основного укрепления (кремля, острога). В обязанностях посадских было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Посадское население было лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада, наказывали смертной казнью. В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и так далее. После Смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопы. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно)
Оглавление

Посадские люди

Посадские люди — сословие феодальной Руси, состоявшее преимущественно из ремесленного и торгового населения городов. Название произошло от слова «посад». Так именовалась часть города вне основного укрепления (кремля, острога). В обязанностях посадских было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Посадское население было лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада, наказывали смертной казнью. В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и так далее. После Смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопы. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все сбежавшие из посадов должны были вернуться в свой посад. По имущественному признаку посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших. Часть посадских по разным причинам не была обложена податями. Такие в документах называются «безоброчными» или «посадские люди нетяглые». В Верхотурском уезде посадские жили, как и везде, в самом городе, но уже с 1601 / 02 года верхотурские посадские начали приобретать дворы за пределами городских стен. Перепись 1624 года перечисляет в Верхотурье 26 посадских дворов, еще о десяти посадских сказано, что «дворов у них на посаде нет, живут по деревням», а всего за посадскими в уезде насчитывалась «21 деревня» (очевидно, имеется в виду двор). В дальнейшем наблюдается концентрация посадских в городе: переписью 1680 года отмечено всего семь посадских дворов в окологородных деревнях. Но в начале 18 века происходит обратный процесс: перепись 1710 года перечисляет в Верхотурском уезде три десятка посадских дворов вне города, в том числе на заводах. Власти были заинтересованы в специализации различных сословий. В 1709 году всем торгующим и занимающимся промыслами было велено приписываться к городским посадам.
Фрагмент из главы - 1.4. Категории уральского населения в 17–19 веках (Ю. В. Коновалов) - Школа краеведческой генеалогии: Учебно-методическое пособие для начинающих родоведов. / сост. Е. Ефремова. — Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. — 246 с.

Выдержка из переписи Л. Поскочина 1680 года. /набор Коновалова Ю.В./

Верхотурские ж посацкие люди живут дворами в городе, а владеют сенными покосы в розных местех.

Прокудин-Горский. Стога сена. 1909 год.
Прокудин-Горский. Стога сена. 1909 год.

Верхотурские ж посацкие люди живут дворами в городе, а владеют сенными покосы в розных местех.
Данилка Федорова сына Шилова росчисти иво в наволоке пониже Безукладниковской деревни сенных покосов на пятдесят копен.
Васки Борисова сына Дворникова, сенных покосов вверх по Черепанке речке в дуброве на тритцать копен.
Васки Панкратьива сына Боброва сенных покосов (л.28 об.) ево росчисти вверх по Калачику речке на дватцать копен.
Матюшка Федоров сын Копосов. Пашни пашет против города за рекою Турою полдесятины бес получети в поле, а в дву по тому ж. И с той своей пахоты платит выдельной хлеб пятой сноп. Сенных у него покосов на Черепанове речке и о росчистью на сорок на пять копен. Да за Неронкою на дуброве на дватцать копен, да на острову Туры реки покосу на пятнатцать копен.
Микитки Яковлева Безсонова сенных покосов иво росчисти по обе стороны речки Неронки на пятьдесят копен в межах с сенными покосы стрельца Петрушки Едикарова.
Коземки Иванова сына Борзунова росчисти под пашню и лесо(!) порослые земли подле Лялинскую (л.29) дорогу и по обе стороны Отвы(!) речки на две версты сенных покосов в том же месте на полтораста копен, оброку платит с той земли по десяти алтын на год. И на тое ево землю вновь прибавлено денежного оброку десять алтын.
Федки Лаптева сенные покосы на Копосове речке на восмьдесят копен да за Турою рекою на речке Черной вверх Сидоровы речки по дуброве на дватцать копен.
Любимко Иванов сын Панов. Сенных у него покосов вниз по Туре реке в малой заостровке под бором на сорок копен.
Ивашка Петрова сына Шанаурина сенных покосов вниз но Туре реке подле Роговку речку по верхную сторону на сорок копен. Да росчисти в межах (л.29 об.) с монастырскими сенными покосы на тритцать копен.
Петрушки Васильева сына Шанаурина сенные покосы ево Петрушкины росчисти на Черепанове речке на десять копен.
РГАДА ф.214 оп.1 д.697 л.28 об -29.

Выражаю искреннюю благодарность Юрию Витальевичу Коновалову за предоставленное разрешение на публикацию материала.