Найти в Дзене

Особенный ребенок на уроке не занимался, но и без дела не сидел

Оглавление

И дело это - в общем-то, полезное и прекрасное, за которое едва ли можно осудить человека. И любой педагог, а, тем более, любой родитель - был бы счастлив, если бы его ребенок время от времени этим делом занимался.

И наш случай - не исключение.

Ну правда, такие дети, как эта девочка, крайне редко попадаются у нас на работе - в специализированном социальном учреждении для детей с ОВЗ (я там работаю кружковым педагогом).

В основном-то, к нам в стационары (на трехнедельный курс) приезжают детки, которые вообще никаким полезным делом не желают заниматься: кто-то - не любит, кто-то - не приучен, а кто-то - ввиду слишком сложных особенностей, просто не может и в целом не понимает, куда его привезли, привели, кто эти все люди вокруг и что они от него хотят.

И, естественно, каждый педагог (это касается как специалистов-коррекционщиков, так и нас - кружководов) ежедневно сталкивается с адскими трудностями на своих занятиях с детьми.

И основная трудность - нет не помочь "нулевым" детям научиться лепить-рисовать, петь-плясать и прочему.

Самое тяжелое - это вообще посадить их заниматься!

Ну серьёзно! Пусть кто-нибудь попробует уговорить слепить шарик, нарисовать колобка или приклеить бумажку к бумажке ребёнка, который даже не понимает обращенную речь, криком кричит от любой попытки контактировать с ним, а еще кусается, царапается и дерётся. Или прячется под партой, упрыгивает на подоконник или просто выбегает из кабинета.

Ага, ага!

А еще начальство напирает и важно говорит:

- А вы заинтересуйте!

Да и мамы некоторые не отстают. Стоят (сидят) в кабинете у стеночки, сами не участвуют в процессе, а только наблюдают: как же тётя-педагог ребёнка "заинтересовывать" будет…

А, всё! Не буду брюзжать на эту тему… ибо брюзжала уже не раз… А те, кто знает понимают, о чём я.

В общем, радость у нас у всех великая, когда к нам в творческий кабинет попадает ребенок хоть и не великого таланта, но хотя бы чуть-чуть понимающий, что наши занятия - это не угроза его неприкосновенности, а его прямая обязанность, раз уж он вообще приехал к нам в учреждение. Разве не так?

А дальше дело пятое! Не можешь - научим, не хочешь - заставим уговорим.

А ЭТОГО ребенка, несмотря на общие трудности и кучу "заморочек" - как раз уговаривать особо и не требовалось…

Но! Это вовсе не значит, что всё было тихо и гладко. Вооот…

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Девочка Л.

Ребенок из стационара, 7 лет, нарушения "по неврологии", плюс эмоциональные нарушения.

Так-то, знаем мы её с пятилетнего возраста, она уже 2 раза приезжала к нам на курс. И, конечно же, хорошо запомнилась… хотя бы даже благодаря редкому имени и, конечно же, редкому (для нашей "аудитории") навыку. Но, как всегда, обо всём по порядку!

Девочка симпатичная, интересная. Учится неплохо, но находится на домашнем обучении.

Речь - замечательная, словарь - богатый и разнообразный. И общаться с ней - очень приятно. И, если беседовать с ней в спокойной доброжелательной обстановке, вообще не скажешь, что у неё есть какие-то проблемы.

А проблемы - есть!

И "проблёскивают" они довольно резко и неожиданно.

Вроде, сидит себе человек, никого не трогает… А тут вдруг: руки затряслись, плечи дёрнулись… Из рук выпал какой-нибудь предмет - и прямо на пол.

И всё!

Девочка Л. - сразу волнуется, заикается, и, конечно же, сильно расстраивается.

И уже в этой ситуации может и кричать, и плакать, и даже ругаться. И никакие обнимашки тут не помогут! Она наоборот в эти моменты избегает всяческого общения и хочет уединиться, захватив с собой КОЕ-ЧТО (об этом через пару секунд).

Её мама это знает и тоже старается некоторое время не трогать, пока ребенок не успокоится. Ну, если они так привыкли и им так удобно - не смею ничего другого советовать.

А представляете, когда тремор и прочие "прищепки" начинаются в очень неподходящей ситуации? Например, за обедом!

Был такой момент год назад, в столовой, когда девочка Л. - не просто ложку уронила, а еще как-то неловко потом рукой по столу попала, да так, что и тарелку перевернула, и щи на себя пролила.

И всё бы потихоньку "замялось", если бы никого рядом не было.

Но, увы, некоторые ребята это заметили и… как водится, дружненько посмеялись. А девочка Л. - в слезах убежала из столовой.

Но в тот раз - она лежала в стационаре вместе с мамой, и воспитателям не пришлось за ней бежать и успокаивать.

А в этом году - девочка Л. уже лежала в стационаре без мамы, как порядочный взрослый человек, а не какая-то "беспомощная мямля" (это не я придумала, а она сама так говорила).

Девочка Л. на кружковых занятиях

Год назад и раньше.

Она честно старалась! И рисовать, и лепить, и клеить, и оригами складывать. Даже квиллинг пыталась крутить, но… как только она сосредотачивалась на работе - руки её подводили. Предательский тремор и… контур картинки уехал, кусок аппликации оторвался, а пластилиновая мышка стала лепёшкой.

А дальше - один и тот же сценарий: крики, слёзы, и "ругачки" на всех подряд, кто под руку попадется (в основном, конечно, дети, а не педагоги).

Хотя, было одно "волшебное" средство, которое могло её успокоить! И, хоть это кажется просто невероятным, это средство - … КНИГА!

Да-да, девочка Л. умеет читать с пяти лет (точнее¸ это МЫ с пяти слышали, а ведь она могла читать и раньше)… Читает - вслух! Медленно, красиво и выразительно! С интонацией, просто ух как! И читать - она по-настоящему любит!

Поэтому, испытав множество "стрессов" с ней на уроках в те её смены, мы с коллегами (соседками по кабинету) разрешили ей приносить с собой на занятия какую-нибудь книжку (тот самый "волшебный предмет"). Любую, которая нравится.

И, если вдруг на творчестве что-то не получится - то, чтобы не расстраиваться, можно просто отложить поделку до более удобного случая, а в это время - почитать нам вслух книжку.

И девочка Л. с удовольствием "меняла деятельность" и читала.

Благо, у нас в вестибюле тогда был большой разноцветный стеллаж со звучным названием "буккроссинг"! Там было множество всяких-разных книг и книжек: от "малышковых восьмилистовых" - до хороших сборников сказок и рассказов для младших школьников.

И девочка Л. - регулярно обращалась в буккроссинг, читала книги и прилежно возвращала на место. Красота!

В этом году.

Такая же милая и эмоциональная. Такая же симпатичная, только, конечно, более взрослая и самостоятельная (подумать только, без мамы лежит в отделении, уууу!)

И, когда она приехала вновь и зашла в вестибюль, первая её реакция была - СЛЁЗЫ!

Она не увидела свой заветный стеллаж с книгами!

Увы, он "приказал долго жить".

Половину книг растаскали - и так и не вернули и другими не заменили (вот тебе и "кроссинг"!) А оставшиеся книги - просто испортили: где-то - порвали-помяли, где-то - изрисовали… Короче, не приучен наш народ книги беречь. Наверняка, никто за стеллажом особо не следил, да и родители не запрещали… И, кстати, даже у самого стеллажа полоски-кромки на двух полках оторвали.

А девочка Л. так хотела книги!

Короче, она поначалу наотрез отказалась вообще ложиться в палату, пока заведующая не отвела её познакомиться с воспитателями дневного отделения. Ведь только у них в игровой комнате есть книжный шкаф! И они любезно согласились делиться книгами с девочкой Л.

Прелестно! Всё решено. И волки сыты, и овцы целы, и никому не обидно, а всем приятно.

Только вот… занятия!

Приводит воспитательница стационара девочку Л. на очередное кружковое занятие (в наш кабинет): то ли на лепку, то ли на аппликацию.

Девочка Л. - естественно, с книжкой под мышкой. А воспитатель - нам сразу говорит:

- Коллеги, мама на творчестве не настаивает. Если что-то не получится - лучше не злите девчонку, а приведите обратно.

Нууу, хозяин барин, как говорится…

Однако, девочка Л. сама "выкрутилась"!

Когда воспитательница вышла, она сказала:

- А давайте мы совсем не будем поделку делать. Я лучше вам почитаю, можно? Книга очень интересная, про лисика и цыпленка-девочку, вооот!

Агааа! Про Тутту и Людвига Четырнадцатого, мне тоже в детстве нравилась эта повесть. Ну что ж, это круто, что наша девочка Л. в 7 лет её читает!
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И что дальше?

Ни лепкой, ни рисованием, ни каким-то еще творчеством девочка Л. у нас в кабинете так и не занимается.

Но зато у всех наших педагогов - полчаса удовольствия и расслабления. Мы слушаем сказку и наслаждаемся!

И к чему придираться? Сама мама дала добро "не трогать ребенка"! А мы тут даже "план перевыполняем", ведь ребенка не бросаем, не отправляем, а всё равно занимаем! Не телефоном, не бестолковой болтовнёй, а полезнейшим и прекраснейшим делом, которое девочке по душе.

Вот так!

И Вам, дорогие читатели, всего самого прекрасного, приятного и полезного.

Как всегда, буду рада верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам