Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

"Витязь". Как прикоснуться к советской легенде... и даже переночевать на ней?

"Витязб" был спущен на воду в 1939 году как грузопассажирское судно "Марс" на верфях "Шихау" в Бремменхафене на Северном море и предназначался для рейсов в Испанию. В войну он стал транспортом, и из Пруссии вывез более 20 000 беженцев, а после войны по репарациям был передан Англии и переименован в "Эмпайр Форт" ("Вперёд, империя!")... впрочем, вперёд Британской империи двигаться было уже не суждено, и видимо по закону "как вы лодку назовёте..." судно попало в Советский Союз и под названием "Экватор" вошло в состав торгового флота на Балтике. Наконец, в 1947 году теплоход глянулся Институту океанологии, был переоборудован в научное судно и переименован сначала в "Адмирала Макарова", а затем - в "Витязя", в память об одноимённых парусно-винтовых корветах 19 века, на которых соответственно ходил в Гвинею Миклухо-Маклай и вокруг света тогда ещё не адмирал, а лишь капитан Макаров. После первого экспериментального рейса в Чёрное море "Витязь" был переведён во Владивосток, и так, в 1949 г

"Витязб" был спущен на воду в 1939 году как грузопассажирское судно "Марс" на верфях "Шихау" в Бремменхафене на Северном море и предназначался для рейсов в Испанию.

В войну он стал транспортом, и из Пруссии вывез более 20 000 беженцев, а после войны по репарациям был передан Англии и переименован в "Эмпайр Форт" ("Вперёд, империя!")... впрочем, вперёд Британской империи двигаться было уже не суждено, и видимо по закону "как вы лодку назовёте..." судно попало в Советский Союз и под названием "Экватор" вошло в состав торгового флота на Балтике.

-2

Наконец, в 1947 году теплоход глянулся Институту океанологии, был переоборудован в научное судно и переименован сначала в "Адмирала Макарова", а затем - в "Витязя", в память об одноимённых парусно-винтовых корветах 19 века, на которых соответственно ходил в Гвинею Миклухо-Маклай и вокруг света тогда ещё не адмирал, а лишь капитан Макаров. После первого экспериментального рейса в Чёрное море "Витязь" был переведён во Владивосток, и так, в 1949 году, началась целая эпоха.

-3

За последующие 30 лет "Витязь" совершил 65 рейсов, прошёл в совокупности 800 тысяч морских миль, и одних только животных и растений открыл 1176 видов (!), а его вклад в изучение рельефа океанского дна и морской геологии был ещё большим. "Витязь" был и символом - например, мой отец вспоминал, что увлёкся гидробиологией именно под впечатлением славы "Витязя"...

Отслужил своё "Витязь" к 1979 году, с Дальнего Востока вновь переместился на Балтику, встал в акватории завода "Янтарь", а ему на смену пришёл новый "Витязь"... но повторить успех предшественника ему было не суждено. Старый "Витязь" же тихо ржавел, пока в 1992 году его не передали формирующемуся Музею Мирового океана.

-4

Выглядел он тогда изнутри примерно так:

-5

По судну можно ходить свободно, как по музею, большинство помещений убраны за стекло, как витрины. Пышные интерьеры напоминают старомодные лайнеры, лестница украшена носовой фигурой с корвета "Витязь" (1882):

-6

Помещения можно условно разделить на 3 категории. В одних воссозданы интерьеры - каюты, камбуз, кают-компания, медсанчасть, хозяйственные помещения, огромное машинное отделение...

-7

"Витязяне" среди учёных были элитой, держались обособленно, а комфорт на судне был вполне достойн круизных лайнеров. Впрочем, оно и немудрено - ведь тут жили по несколько месяцев.

Флаг ВНИРО - Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. У ВНИРО есть свой флот, в том числе первое советское научное судно "Персей" (1916-41), построенный как зверобойное судно в порту Онеги.

-9

Вторая категория помещений, частично пересекающаяся с первой - лаборатории и экспозиции, посвящённые исследования и открытиям "Витязя":

-10

Наконец, третья категория - исторические экспозиции под общим названием "Россия открывает океан":

-11

Не будем забывать, что русские открыли целый континент - Антарктиду... поправочка: русские (Лазарев) и остзейские немцы (Беллинсгаузен). А вот скажем балок советских полярников в Арктике:

-12

Здесь же - о двух "Витязях"-предшественниках. Простая и безыскусная матросская каюта 19 века:

-13

Лаборатория морского натуралиста той же эпохи. Море всё-таки интернационально, и тут сразу в памяти всплывают романы Жюля Верна:

-14

Каюты адмирала Макарова с аутентичной мебелью (кадр не удался, увы!!!) и Миклухо-Маклая:

Кульминация - посещение капитанского мостика:

-16

И совсем уж не очевидно,ч то на "Витязе" можно ещё и переночевать! Каюты на "Витязе" находятся в носовой части судна, все именные (мы жили, например, в каюте "Эрнест Хэмингуэй"). Внутри чисто и тепло, рядом камбуз и гальюн. Цена за прикосновение к легенде в комфортных условиях вполне адекватная.

На узенькой мутной Преголе за иллюминаторами своя жизнь, но куда больше впечатляет осознание, что когда-то из этих же иллюминаторов открывались виды Кейптауна и Сурабаи...