Найти в Дзене
History-thema

Кто прячется за бородой Карабаса-Барабаса: режиссерские судьбы эпохи сталинизма

Сказка Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», написанная в 1935 году (издана в 1936), является не просто советской редакцией сходной по сюжету сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», а аллюзией на жизнь московской творческой элиты того времени, прежде всего, деятелей театрального искусства. В этом отношении наиболее колоритным персонажем сказки А. Толстого стал ее главный антагонист – владелец кукольного театра Карабас-Барабас. Внешность того и род занятий списаны А. Толстым с персонажа сказки К. Коллоди Манджафоко, тоже хозяина кукольного театра, однако Манджафоко в «Приключениях Пиноккио» появляется сравнительно ненадолго и обладает скорее положительными чертами, хотя тоже поначалу хочет использовать главного героя в качестве растопки для очага, затем, сжалившись, без какого-либо тайного корыстного умысла одаривает деревянного человечка золотыми монетами. Карабас-Барабас же в «Золотом ключике» действует с момента выхода Буратино на те

Сказка Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», написанная в 1935 году (издана в 1936), является не просто советской редакцией сходной по сюжету сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», а аллюзией на жизнь московской творческой элиты того времени, прежде всего, деятелей театрального искусства.

В этом отношении наиболее колоритным персонажем сказки А. Толстого стал ее главный антагонист – владелец кукольного театра Карабас-Барабас. Внешность того и род занятий списаны А. Толстым с персонажа сказки К. Коллоди Манджафоко, тоже хозяина кукольного театра, однако Манджафоко в «Приключениях Пиноккио» появляется сравнительно ненадолго и обладает скорее положительными чертами, хотя тоже поначалу хочет использовать главного героя в качестве растопки для очага, затем, сжалившись, без какого-либо тайного корыстного умысла одаривает деревянного человечка золотыми монетами. Карабас-Барабас же в «Золотом ключике» действует с момента выхода Буратино на театральную сцену на протяжении всего повествования – вплоть до эпилога, в котором из его театра убегают все куклы.

-2

В основном характер, некоторые черты внешности Карабаса-Барабаса и ряд описанных в сказке А. Толстого событий вокруг его персонажа отсылают к знаменитому театральному режиссеру Российской империи и СССР Всеволоду Мейерхольду, который в 1920 г., будучи заведующим Театральным отделом Народного комиссариата просвещения РСФСР, создал собственный театр в Москве на Большой Садовой улице и провозгласил лозунг единения театрального искусства с политикой, так как активно поддерживал пришедших к власти большевиков. Вс. Мейерхольд подчеркивал, что актер на сцене должен в первую очередь изображать не личный, а классовый характер своего персонажа, в чем расходился со своим собственным учителем, другим знаменитым режиссером Константином Станиславским (считается, что в «Золотом ключике» черты К. Станиславского воплощены в образе Папы Карло). В 1926 г. театр имени Всеволода Мейерхольда был подчинен Наркомпросу, таким образом, став государственным учреждением, Вс. Мейерхольд же был его директором.

-3

Отличаясь жестким, вспыльчивым и властным характером, в 30-е годы Вс. Мейерхольд и его жена Зинаида Райх, бывшая ему под стать, начали конфликтовать с высшим советским руководством, в том числе самим И. Сталиным, который, посетив в 1934 г. его театр, остался очень недоволен показанным представлением. З. Райх написала вождю ответное письмо в очень резком тоне, где отметила, что Сталин, будучи грузином, не в состоянии правильно оценить достоинства русского театра. После этого начинается откровенная уничижительная критика в адрес Вс. Мейерхольда и его учреждения со стороны партийного руководства и других деятелей культуры, на волне которой и вышел в свет «Золотой ключик».

-4

Главный антагонист сказки Карабас-Барабас был щедро оделен А. Толстым, когда-то неприязненно воспринявшим Октябрьскую революцию, но затем всецело поддержавшим Сталина, чертами, свойственными опальному руководителю театра на Большой Садовой. Карабас-Барабас, главным атрибутом внешности которого (как и у Манджафоко К. Коллоди) является длинная – до земли, борода, чтобы та не путалась у него под ногами во время ходьбы, засовывает ее конец в карман. Подобным образом поступал и Вс. Мейерхольд, засовывая в карман пальто края длинного шарфа, который любил носить. Также он пользовался псевдонимом «Доктор Дапертутто», в связи с чем у Карабаса-Барабаса появилось звание «Доктор кукольных наук».

-5

Будучи руководителем предельно требовательным и нетерпимым к иному мнению, Вс. Мейерхольд лично присутствовал на всех репетициях своего театра, до самых мелочей указывая актерам и режиссерам, как следует играть, в результате чего никто из них не мог по-настоящему реализовать собственный творческий потенциал. Резкость в обращении с подчиненными отталкивала от Вс. Мейерхольда многих сотрудников театра, поэтому уход оттуда актеров и режиссеров в другие культурные учреждения столицы был обычным делом, что отражено в эпилоге сказки А. Толстого, где все куклы убегают из театра Карабаса-Барабаса в театр Папы Карло, чтобы играть там самостоятельно. Фраза из эпилога: «Да и кто пошел бы смотреть у Карабаса-Барабаса скучные пьесы и голодных, оборванных актеров!», написана, безусловно, в такт партийной критике театра Мейерхольда.

В начале 1938 году Государственный театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт. В мае того же года Вс. Мейерхольда принял на работу в свой оперный театр К. Станиславский, с которым Вс. Мейерхольд когда-то разошелся из-за творческих разногласий.

После смерти К. Станиславского в августе 1938 г. Вс. Мейерхольд возглавил его театр, но 20 июня 1939 г. во время рабочего визита в Ленинград был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Его жена З. Райх через месяц была убита якобы при ограблении, однако осужденный за ее убийство уголовник-рецидивист с горечью говорил сокамерникам, что сотрудники Народного комиссариата внутренних дел принудили его взять на себя вину в этом преступлении.

"Правда" за 08.01.1938 г.
"Правда" за 08.01.1938 г.

После продолжавшегося несколько недель следствия с применением пыток Вс. Мейерхольд признал себя виновным по инкриминируемой ему статье, написанная им в начале 1940 года жалоба лично В. Молотову – тогдашнему государственному руководителю СССР, ничего не дала. 1 февраля 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила бывшего ведущего советского театрального режиссера к расстрелу. На следующий же день приговор был приведен в исполнение.

-7

Всеволод Эмильевич Мейерхольд был посмертно реабилитирован Верховным судом СССР в 1955 году.

Еще в нашей ленте-Дзен:

Непростая судьба песни "Бухенвальдский набат"
History-thema19 марта 2022

Если было интересно, не забудьте про 👍. Спасибо, что заглянули к нам👀. Позитива!

Автор: ©history-thema.com / Условия копирования на сайте