Найти в Дзене

"SENSE: почувствуй стихии" в выставочном центре MARS

Это будет достаточно странный обзор. Эдакий обзор – размышление. Сходили мы с дочерью на иммерсивную выставку в центре Mars под названием «SENSE: почувствуй стихии». И как обычно такого рода мероприятие вызывает у меня неоднозначные чувства. Кофейня в выставочном центре Mars С одной стороны, я понимаю, что это современно, красиво и, простите, "прикольно". С другой – а есть ли в этом хоть какой-то смысл? Даже не могла взяться за эту статью – то ли советовать, то ли ворчать, что «вот раньше было лучше»… И в ходе душевных терзаний нашла статью о том, что еще в 19 веке Ференц Лист говорил об окончании времени «чистых искусств». Он начал объединять музыку с живописью, архитектурой и литературой. Александр Скрябин был синестетом, то есть слышал цвета и пытался соединить музыку и цвет в своих произведениях. Его партия света в симфонии «Прометей» вызывала жаркие обсуждения и среди критиков, и среди постановщиков, и исследователей его творчества. А Врубель и Репин, наоборот, на свои полотн

Это будет достаточно странный обзор. Эдакий обзор – размышление.

Сходили мы с дочерью на иммерсивную выставку в центре Mars под названием «SENSE: почувствуй стихии». И как обычно такого рода мероприятие вызывает у меня неоднозначные чувства.

Кофейня в выставочном центре Mars
Кофейня в выставочном центре Mars

С одной стороны, я понимаю, что это современно, красиво и, простите, "прикольно".

С другой – а есть ли в этом хоть какой-то смысл?

Даже не могла взяться за эту статью – то ли советовать, то ли ворчать, что «вот раньше было лучше»… И в ходе душевных терзаний нашла статью о том, что еще в 19 веке Ференц Лист говорил об окончании времени «чистых искусств». Он начал объединять музыку с живописью, архитектурой и литературой.

Александр Скрябин был синестетом, то есть слышал цвета и пытался соединить музыку и цвет в своих произведениях. Его партия света в симфонии «Прометей» вызывала жаркие обсуждения и среди критиков, и среди постановщиков, и исследователей его творчества.

А Врубель и Репин, наоборот, на свои полотна переносили произведения великих композиторов – Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова.

Наконец, автор приводит в пример даже религиозные ритуалы, где воздействие также идет на разные органы чувств: обоняние, слух, зрение, вкус, даже осязание.

После всего прочитанного мне стало как-то…легче что ли, что я не бездарно потратила время. Но тут опять закопошился червячок сомнений. Я могу понять, что композитор хочет потрясающую картину воплотить в музыку. А чего хочет современное искусство и современные творцы?

И вот тут мы возвращаемся к Sense.

Посетителям предлагается пройтись по 5 залам, каждый из которых посвящен отдельной стихии. Зал Огня весь в алых сполохах: посередине, на подиуме горит столб – камин, в который можно отправить послание, написав его на интерактивном экране.

-2

У каждой стихии есть свой аромат, например, у зала Огня это можжевельник, кедр, пачули, роза и ветивер (тропический злак).

А еще от стихий можно получить персональное пожелание: в каждом зале есть столик с печатями, покрутив который посетитель берет ту, что остановится напротив, и на фирменном листке выставки ставит печать в графу соответствующей стихии.

-3

Зал Земли впечатляет сильнее, он как декорация из фильма «Аватар»: неоновые деревья и лиана, мшистые валуны, кресла – пуфы с наушниками, в которых можно послушать умиротворяющую медитацию.

Здесь же необычная инсталляция под названием «Субстрат», перед которой необходимо встать так, чтоб отразиться на экране, а затем наблюдать за разрастанием виртуального дерева.

-4

-5

-6

-7

Зал Воздуха состоит из достаточно скучного мини кинотеатра, где на белом полотне идет некая проекция - медитация, а ещё из столь же забавного зала с мыльными пузырями. Так просто, но так радует и детей и взрослых! Если подуть на скульптуру из резных шариков, то с потолка начинают лететь пузыри...не мыльные, а какие-то более плотные, которые при лопании превращаются в белый туман.

Дочь дует на скульптуру для создания пузырей
Дочь дует на скульптуру для создания пузырей

Наделали кучу пузырей
Наделали кучу пузырей

Зал Воды состоит из 2 частей: красивого неонового коридора со звуками капель и круглого зала с лежаками и VR очками. Показываемый в очках ролик коротенький и достаточно примитивный. Уж на тему воды можно было бы сделать что-то действительно интересное: опустить на дно океана, показать водопады, прогуляться под дождём...

-10

-11

Наконец, Эфир. Пятый элемент, чье существование вызывает споры и сомнения. Он считается связующим звеном между материальным и духовным, проявлением высших аспектов жизни. А в некоторых учениях эфиром называют душу.

Именно вашу душу, точнее ее проекцию, покажет экран в пятом зале.

-12

А с противоположной стороны виртуальный тест определит вашу стихию и предложит соединиться с ней, войдя в сверкающий лабиринт из свисающих нитей. Правда, никак не объясняется, каким образом это сделать. Поэтому все просто стоят там и делают красивые фоточки.

-13

И вот здесь снова показывает голову мой червячок сомнений. Что даёт эта выставка кроме красивых фоток для соцсетей? Что она нам рассказывает о Стихиях, что открывает нового? Возможно, было бы правильнее выдавать аудио гид, чтобы автор нам рассказал свои идеи, что мы должны увидеть, узнать, почувствовать в каждом зале?

И вот этого в контексте иммерсивных выставок лично я и опасаюсь - наличие вау-эффекта при отсутствии смысловой, в какой-то степени даже духовной нагрузки.

Ну или же я просто слишком старомодна для современного искусства и просто его не понимаю.