Найти в Дзене
Автовод со стажем

Узнал, что вьетнамцы в 1958 скопировали ГАЗ-21: какой получилась их "Волга", и почему она особенная

Оглавление

Легендарная «двадцать первая» Волга, видимо, обладает какой-то магической привлекательностью. Возможно, из-за необычного внешнего вида, массивного, как броня, кузова и шикарного салона. Никого не удивляет тот факт, что ГАЗ-21 активно продавался в начале 60-х в Европе, её копировали в разных странах. Но чтобы за производство «Волжанки» взялись вьетнамцы - это действительно удивляет.

Загадочная история

Информации об этих машинах чуть меньше, чем ничего. Пару коротеньких заметок в советских газетах, знаковая статейка в журнале «За рулём», причём больше о самих вьетнамцах, чем о собираемых машинах. Ещё есть интервью Хо Ман Кханга, большого специалиста в области вьетнамского автопрома. И даже есть несколько фотографий, которые, кстати, много чего разъясняют.

Всё это выглядит довольно туманно с точки зрения достоверности. Откуда у вьетнамцев оборудование, станки, агрегаты для хотя бы кустарного «выпиливания» ГАЗ-21?

В стране в те годы не было ни дорог, ни специалистов, ни ресурсов. Более уместным было бы организовать сборку каких-нибудь небольших машин типа Виллиса с улучшенной проходимостью. Тем не менее документальное подтверждение факта существования вьетнамского ГАЗ-21 есть.

Талант вьетнамских инженеров

Кроме того, нужно учесть несколько факторов. Вьетнамцы - реально талантливый народ, очень сообразительный, творческий, быстро осваивающий самые сложные технологии. К примеру, вьетнамские специалисты без особых проблем восстанавливали брошенные и сломанные французские автомобили, и это в 1950 году.

Причём восстановление было достаточно массовым: больше десятка небольших заводов ремонтировали и собирали как технику для нужд хозяйства, так и гражданскую. Мало того, примерно в это же время вьетнамцы построили свой первый легковой автомобиль Quốc Tế - «Интернационал».

А в 1958 году на свет появился, судя по всему, не клон, но очень похожий на ГАЗ-21 реальный вьетнамский автомобиль под названием «Триумф», или Chan Thang, если точно.

Появление «Триумфа»

Выпуск машины наладили на мотоциклетном заводе Z157, или Chan Thang Factory. Можно утверждать с уверенностью, - это была оригинальная машина, собранная на базе 21-й модели.

В интервью Хо Ман Кханг никаких технических подробностей не приводится. Единственное, что может иметь ценность, - это утверждение вьетнамского руководителя о том, что машина полностью собрана из местных материалов и агрегатов. Импортировались только лампочки и резина на колёса.

Фактически вьетнамцы собирали по всей стране и за её пределами остатки Волг и французских Renault Fregate, оставшихся после ухода французских сил. Возможно, что-то покупали в Китае и СССР. И на их основе уже собирали свои машины. А это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Нужно найти настоящих виртуозов выколотки и чеканки, чтобы так точно изготовить облицовку.

-2

Технические особенности

На одном из интернет-ресурсов было опубликовано изображение, восстановленное по фото из журнала «За рулём». Выглядит автомобиль довольно интересно, если не сказать симпатично. В тексте есть ссылки на использование двигателя на 2,4 литра, чтобы подчеркнуть родство «Триумфа» с ГАЗ-21.

Даже беглый взгляд выхватывает из конструкции вьетнамского автомобиля элементы, явно позаимствованные у Волги. Большая часть кузова, капот, крыша - всё от «двадцать первой». Это самые сложные элементы кузова, для их производства нужны огромные штампы и мощные прессы. Их у вьетнамцев на тот момент точно не было.

Несколько по-другому сделаны оперение, бампер и радиаторная решётка. Но эти детали вполне можно изготовить вручную в слесарной мастерской. Резина, точнее, колёса на машине, похоже, импортные, скорее всего, от французских машин.

И ещё одно, что подчеркивает характер «Триумфа», - это его некоторая схожесть с Чайкой. Понятно, что «Триумфы» явно делали штучно, в единичных экземплярах, и предназначались машины в первую очередь для высшего руководства страны и высоких иностранных гостей.

Жаль, что ни одной машины не сохранилось до наших времён. Было бы любопытно взглянуть на «раритет» вживую.

Также рекомендую к прочтению:

Почему за своим здоровьем стоит следить не меньше, чем за автомобилем: рассказываю на личном примере
Автовод со стажем4 декабря
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!