Найти в Дзене
Строевой

Увы, но таких поездов, как «Баргузин», больше не встретить на российском ж/д полотне. Кто и почему уничтожил ядерный поезд

История БЖРК (боевого железнодорожного ракетного комплекса) - это что-то совершенно невероятное и драматичное, от чего у многих пробирает до мурашек. Что тут сказать, если это оружие было настолько революционным и страшным, что даже главный потенциальный противник - те самые Штаты - сам пришел с предложением его ликвидировать. Как показала история, советский «Молодец» был практически неуловим: мчался со скоростью до 100 км/ч, мог менять маршруты в любой момент и легко ускользал от самых передовых спутников союзников. Самый главный парадокс в том, что весь этот ужас для всего мира уничтожила не какая-то вражеская ракета, а собственная страна. Ну что, как вам такая ирония? Давайте разбираться, почему Россия отказалась от гениальной идеи, а новый проект «Баргузин» тихо свернули в декабре 2017 года. Идея спрятать ядерные боеголовки в самых обычных товарных вагонах появилась еще в 1960-х. Военные прекрасно понимали: стационарные шахты - это крайне легкая мишень для первого удара. Коорди

История БЖРК (боевого железнодорожного ракетного комплекса) - это что-то совершенно невероятное и драматичное, от чего у многих пробирает до мурашек.

Что тут сказать, если это оружие было настолько революционным и страшным, что даже главный потенциальный противник - те самые Штаты - сам пришел с предложением его ликвидировать.

Как показала история, советский «Молодец» был практически неуловим: мчался со скоростью до 100 км/ч, мог менять маршруты в любой момент и легко ускользал от самых передовых спутников союзников.

Самый главный парадокс в том, что весь этот ужас для всего мира уничтожила не какая-то вражеская ракета, а собственная страна. Ну что, как вам такая ирония? Давайте разбираться, почему Россия отказалась от гениальной идеи, а новый проект «Баргузин» тихо свернули в декабре 2017 года.

Идея спрятать ядерные боеголовки в самых обычных товарных вагонах появилась еще в 1960-х. Военные прекрасно понимали: стационарные шахты - это крайне легкая мишень для первого удара. Координаты известны, случись что - и все, привет, пиши пропало. Выходом стал поезд-призрак. А его разработку поручили знаменитому КБ «Южное» под руководством Владимира Уткина.

Мало кто знает, что самый первый комплекс РТ-23 «Молодец» встал на боевое дежурство еще в 1987 году. Стоит ли говорить, что это было самое настоящее инженерное чудо!

Понятное дело, что это чудо решили множить в товарных количествах, в прямом и переносном смысле этого слова. Не мудрено, что к 1991-му в СССР их было 12. Каждый поезд нес три крупные боеголовки, а каждая из головных частей дополнительно делилась на десяток ядерных блоков.

Что самое интересное, страшное, опасное и не укладывающееся в голову - это их мощность, ведь по заверениям строителей мощность всего одного блока в 34 раза больше хиросимской бомбы. Дальность тоже не подвела и составила больше 10 000 километров.

Но все же самый главный козырь БЖРК был в том, что он выглядел как обычный товарняк даже с пары метров. Постоянное движение делало его почти неуязвимым в ядерной битве.

Интересно, а кто-то помнит про эксперимент «Сдвиг»? Напомню, что по его результату поезд выдержал прямое воздействие мощной воздушной ударной волны, которая оставила воронку диаметром 80 метров!

-2

Время шло, о проекте потихоньку забывали и в 2012 году Россия все-таки решила возродить легенду, в том году начались работы над тем самым «Баргузином».

По задумкам разработчиков, тот должен был нести «Ярс» и превосходить предшественника по точности и дальности. Бросковые испытания в ноябре 2016-го прошли на ура, и в Минобороны царил оптимизм, но в какой-то момент что-то пошло не так и поезд был снят как с производства, так и с рельс!

Не мне вам рассказывать, что после развала Союза все изменилось. И вот что интересно, «Молодца» добили не враги, а договоры СНВ-1 (1991 год) и СНВ-2 (запрет на разделяющиеся головные части).

Мало кто знает, что именно после их подписания комплексы перестали выходить на патрулирование, потеряв самое важное - свою скрытность.

Утилизация шла с 2003 по 2007 год - и под присмотром зарубежных инспекторов! Очевидцы рассказывали: когда эти грозные поезда отправляли на переплавку, даже у самых суровых мужиков на глазах стояли слезы. Последний БЖРК уничтожили 13 ноября 2006 года...

А что с «Баргузином»? В декабре 2017-го разработку внезапно остановили. Основная причина - банально не хватило денег.

Для полноценного возвращения БЖРК нужно было восстановить разрушенную инфраструктуру: обновить 1500 км путей, укрепить насыпи, построить новые базы и много чего еще. Это колоссальные затраты, которые, по мнению руководства, не давали серьезного прироста боевой мощи стратегических сил. Бюджет ограничен, так что пришлось выбирать.

Вторая, еще более веская причина - это, конечно же, ставка на «Сармат». РВСН предпочли тяжелую МБР «Сармат» с гиперзвуковыми боеголовками, способными пробивать даже самую передовую ПРО. Это оказалось более универсальным и приоритетным направлением.

-3

Стоит отметить, что в наше время БЖРК уже не выглядит чем-то необходимым. Спутниковая разведка шагнула далеко вперед: маршруты железных дорог известны, обнаруженный поезд становится более простой мишенью, чем мобильные грунтовые комплексы с непредсказуемыми траекториями. Плюс договоры по вооружениям наложили такие ограничения, что уникальность "поезда-призрака" просто-напросто не реализовать.

Не знаю как вам, но как по мне, история «Баргузина» - это яркий символ того, как политика и экономика вытесняют чистую военную логику. Рельсы, по которым когда-то неслись ядерные поезда, постепенно покрываются ржавчиной. Эра железнодорожных ракетных комплексов закончилась тихо, закончилась скрежетом металла на самой обычной переплавке.

Что думаете, стоило ли России вкладывать огромные средства в инфраструктуру и доводить «Баргузин» до серии, или выбор «Сармата» был абсолютно правильным? Кидайте свое мнение в комментарии, будет интересно почитать.

Ставьте лайк, если вам тоже жаль уникальной разработки, ну и если понравился мой материал, конечно же.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить выхода моих следующих материалов.

До скорого, друзья!