Найти в Дзене

Лучшие пособия для подготовки к школе в 2025 году

За свою практику мне пришлось столкнуться с огромным количеством разнообразных пособий. Многие из них были поистине уникальными и интересными и на протяжении долгих лет остаются моими "любимчиками". Другие же несмотря на раскрученность и внешнюю яркость, сильно разочаровали и меня и моих юных учеников . Критерии анализа, на которые я опираюсь: 1. Полезность (соответствие современным ФГОС, комплексность развития: мышление, речь, моторика, кругозор). 2. Качество (логика изложения, грамотность, качество печати, иллюстраций). 3. Доступность восприятия (интересно ли ребенку, не перегружено ли, понятны ли задания). 4. Современность (актуальные темы, связь с реальным миром, учёт нейропсихологии). --- Анализ популярных пособий 1. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «350 упражнений для подготовки детей к школе» Авторство: Классики начальной школы, ориентированные на отработку навыков. Плюсы: · Высокая полезность для отработки конкретных навыков: письма (палочки, крючки), счета, чтения. Идеально

За свою практику мне пришлось столкнуться с огромным количеством разнообразных пособий. Многие из них были поистине уникальными и интересными и на протяжении долгих лет остаются моими "любимчиками". Другие же несмотря на раскрученность и внешнюю яркость, сильно разочаровали и меня и моих юных учеников .

Критерии анализа, на которые я опираюсь:

1. Полезность (соответствие современным ФГОС, комплексность развития: мышление, речь, моторика, кругозор).

2. Качество (логика изложения, грамотность, качество печати, иллюстраций).

3. Доступность восприятия (интересно ли ребенку, не перегружено ли, понятны ли задания).

4. Современность (актуальные темы, связь с реальным миром, учёт нейропсихологии).

---

Анализ популярных пособий

1. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «350 упражнений для подготовки детей к школе»

Авторство: Классики начальной школы, ориентированные на отработку навыков.

Плюсы:

· Высокая полезность для отработки конкретных навыков: письма (палочки, крючки), счета, чтения. Идеально для формирования «учебного» инструментария.

· Структурированность: Четкие, однотипные задания, которые позволяют набить руку и довести действия до автоматизма.

· Доступность: Низкая цена, можно купить в любом магазине.

Минусы:

· Низкая креативность: Задания шаблонны, не развивают гибкость мышления.

· Риск потери интереса: Могут показаться скучными ребенку с творческим складом ума.

· Минималистичный дизайн: Иллюстрации функциональны, но не ярки.

Вывод для родителей:Отличный «тренажер», если нужно отработать навыки. Не как основное, а как дополнительное пособие для занятий «на повторение». Не ждите от него развития воображения.

-2

2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька...» (Игралочка, часть 2)

Авторство: Авторы знаменитой системно-деятельностной программы «Учусь учиться».

Плюсы:

· Высшая оценка за полезность и качество: Учит не просто счету, а математическому мышлению, логике, умению анализировать и делать выводы.

· Соответствие современным стандартам (ФГОС): Ребенок выступает как исследователь.

· Игровая форма: Много сюжетных заданий, путешествий.

Минусы:

· Сложность для родителей: Требует вдумчивого подхода, не все родители легко вникают в методику без рекомендаций.

· Невысокая доступность восприятия для всех детей: Детям, которым сложно сконцентрироваться на длинной задаче, может быть трудно.

· Цена: Относительно высокая.

Вывод для родителей:Лучшее пособие по развитию математических способностей и мышления. Если хотите, чтобы ребенок думал, а не просто заучивал, — это выбор №1. Но готовьтесь уделять время и разбираться сами.

-3

3. Г.Г. Мисаренко, Е.М. Сычева «Учимся читать» (серия)

Авторство: Специалисты по коррекции и развитию речи, чтения.

Плюсы:

· Высокое качество методики: Последовательный, проверенный логопедический подход от звука к букве, к слогу, к слову. Минимизирует риск «угадывающего» чтения.

· Доступность восприятия: Постепенное усложнение, много материала для закрепления.

· Полезность: Отлично профилактирует дислексию и дисграфию.

Минусы:

· Узкая специализация: Это пособие именно для обучения чтению, а не комплексная подготовка.

· Может требовать методического сопровождения: Некоторые нюансы (постановка звуков) лучше контролировать со специалистом.

Вывод для родителей:Идеальный выбор для целенаправленного, грамотного обучения чтению. Если ваша главная цель — научить читать правильно и осознанно, берите.

-4

4. Н.В. Нищева «Тетради для подготовительной к школе логопедической группы»

Авторство: Ведущий логопед-практик с системным подходом.

Плюсы:

· Безупречное качество с профессиональной точки зрения: Учёт всех сторон развития речи, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики.

· Комплексность внутри своей направленности: Развитие фонематического слуха, лексики, грамматики, связной речи.

· Яркие, понятные иллюстрации.

Минусы:

· Специализированность: Избыточно глубоко для ребенка без речевых проблем.

· Дороговизна: Полный комплект стоит значительных денег.

· Сложность для неподготовленного родителя: Много терминов, нужен вдумчивый подход.

Вывод для родителей:«Золотой стандарт» для детей с рекомендацией логопеда или для очень внимательных родителей, желающих дать идеальную речевую базу. Для обычной подготовки можно выбрать что-то менее специфичное.

-5

5. В.А. Белых «Готовимся к школе: развивающие тесты и упражнения» (изд-во «Феникс»)

Авторство: Популярный современный автор, ориентированный на рынок.

Плюсы:

· Доступность восприятия и современность: Яркие, красочные, привлекательные для детей страницы. Задания сформулированы просто.

· Разнообразие: В одной тетради собраны задания на внимание, память, логику, знакомство с окружающим миром.

· Доступная цена и наличие.

Минусы:

· Поверхностность: Часто нет глубины и системности. Перепрыгивание с темы на тему.

· Вопрос к качеству методики: Задания могут быть не выстроены от простого к сложному, иногда попадаются некорректные формулировки.

· Избыток картинок: Может отвлекать от сути задания.

Вывод для родителей:Хорошо как «развлекательно-познавательный» журнал, чтобы занять ребенка в дороге, поддерживать интерес. Не стоит рассматривать как системное пособие для полноценной подготовки.

-6

6. С.В. Пятак, И.М. Мальцева «Готов ли я к школе?» (изд-во «Эксмо»)

Авторство: Авторы, уделяющие внимание диагностике.

Плюсы:

· Полезность структуры: Диагностические задания в начале помогают понять слабые места.

· Комплексность: Охватывает все стороны: от мышления до моторики.

· Удобство для родителя: Есть комментарии, что развивает каждое задание.

· Хороший баланс между традицией и игрой.

Минусы:

· Некоторая «средность»: Нет яркой уникальной методики, но и грубых ошибок тоже нет.

· Иллюстрации могут быть на любителя.

Вывод для родителей:Очень надежное, сбалансированное, «безопасное» пособие для комплексной подготовки среднего ребенка. Отличный вариант для занятых родителей, которые хотят все и сразу в одной книге.

---

Итоговые рекомендации педагога:

1. Не покупайте «всё подряд». Это дезориентирует ребенка.

2. Определите цель: Вам нужно научить читать? Берите Мисаренко. Развить логику и математику? Петерсон — бесспорный лидер. Подтянуть общую готовность и проверить знания? Пятак, Мальцева — отличный выбор.

3. Комбинируйте! Идеальная «домашняя программа» может выглядеть так:

· Базовый комплекс: «Готов ли я к школе?» (Пятак, Мальцева) как стержень.

· Математика: «Игралочка» (Петерсон) для ума.

· Чтение: «Учимся читать» (Мисаренко) для техники.

· Навыки: «350 упражнений» (Узорова) для прописи и счета на скорость — по 5-10 минут в день.

4. Ребенок — ваш главный ориентир. Если видит пособие и скучает — отложите. Если горит интересом — вы на правильном пути.

Главный секрет подготовки — не в пособии, а в вашем общении. Любая тетрадь — лишь инструмент в руках любящего взрослого. Удачи вам и вашим будущим первоклассникам!

По вопросу личных консультаций и индивидуальных занятий пишите мне в телеграмм @Ekaterina_Kny