Найти в Дзене
Торжество православия

Соборование: сколько раз нужно, чтобы стало легче? Протоиерей Александр Никольский.

Иногда люди спрашивают прямо: «А как часто можно собороваться? Можно хоть каждый день?»
Формально — да, можно хоть каждый день. Но сразу возникает другой, гораздо более важный вопрос: а есть ли в этом смысл? Потому что соборование — это не процедура и не «духовная таблетка». Это Таинство, и подходить к нему нужно не механически, а осознанно. Соборование (Елеосвящение) — это Таинство, которое Церковь совершает над болящими. Причём речь идёт не только о телесных болезнях, но и о духовных. В Священном Писании об этом сказано совершенно ясно: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне; и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»
(Иак. 5:14–15) Обратите внимание: сначала — прощение грехов, а уже потом — исцеление.
Это очень важно. Потому что в церковном понимании многие болезни являются следствием духовных проблем, грехов, внутреннего надлома. В церковной пра
Оглавление

Иногда люди спрашивают прямо: «А как часто можно собороваться? Можно хоть каждый день?»

Формально — да, можно хоть каждый день. Но сразу возникает другой, гораздо более важный вопрос:
а есть ли в этом смысл?

Потому что соборование — это не процедура и не «духовная таблетка». Это Таинство, и подходить к нему нужно не механически, а осознанно.

Что такое соборование на самом деле

Соборование (Елеосвящение) — это Таинство, которое Церковь совершает над болящими. Причём речь идёт не только о телесных болезнях, но и о духовных.

В Священном Писании об этом сказано совершенно ясно:

«Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне; и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»

(Иак. 5:14–15)

Обратите внимание: сначала — прощение грехов, а уже потом — исцеление.

Это очень важно. Потому что в церковном понимании многие болезни являются следствием духовных проблем, грехов, внутреннего надлома.

Можно ли собороваться несколько раз?

В церковной практике есть негласное правило: в одной болезни — собороваться один раз.

Не потому, что «нельзя больше», а потому что смысл Таинства — не в повторении, а в
покаянии и доверии Богу.

Мы соборуемся и говорим:

«Господи, я хочу исцеления. Но да будет воля Твоя, а не моя».

Если же подходить иначе — мол, «ещё раз пособоруюсь, вдруг сработает» — это уже опасно близко к магическому мышлению. А Таинства в Церкви не работают по принципу количества.

Почему соборование — не медицинская процедура

Да, бывают случаи, когда после соборования человек реально чувствует облегчение, а иногда и полное исцеление. Но корень этого — духовный, а не медицинский.

Исцеление не зависит напрямую от того, сколько раз человека помазали елеем.

Оно зависит от:

  • глубины покаяния,
  • веры,
  • желания оставить грех,
  • стремления быть с Богом.

Если этого нет — хоть каждый день соборуйся, толку будет мало.

Пример, о котором стоит задуматься

Есть поразительный пример в истории Церкви — преподобная Мария Египетская.

Она причастилась всего
два раза в жизни, но стала одной из величайших святых.

Почему?

Потому что причастилась
достойно, с настоящим покаянием, с ненавистью к греху, с решимостью изменить жизнь. И после этого ушла в пустыню, где десятилетиями несла тяжелейший подвиг.

А мы иногда причащаемся часто, соборуемся регулярно — и всё равно топчемся на месте. Значит, дело не в количестве, а в качестве.

В чём главная проблема современного подхода

Иногда мы относимся к Таинствам так, будто «сдали себя в автосервис».

Пришли, постояли, послушали краем уха, вышли — и всё.

Как будто что-то «сделали», галочку поставили.

Но соборование — это не внешний обряд. Это внутреннее участие:

  • слушать чтения Апостола и Евангелия,
  • вслушиваться в молитвы,
  • молиться вместе со священником,
  • каяться сердцем.

Всё Таинство пронизано одной темой — прощение грехов.

И если человек не хочет менять жизнь, не хочет бороться с грехом, не ненавидит его — чуда может и не быть.

Почему Бог не «давит» на нас

Бог уважает нашу свободу. Он не спасает человека насильно.

Если бы наше покаяние было по-настоящему глубоким, мы могли бы стать святыми даже от
одного Причастия. Потому что в Причастии — вся полнота Бога.

Но чаще всего мы каемся поверхностно. Поэтому нам и нужны регулярные Таинства — как помощь, как поддержка, как лечение души, которая ещё не выздоровела.

Как правильно готовиться к соборованию

Перед соборованием важно:

  • исповедоваться,
  • осознать свои грехи,
  • настроиться не на «исцеление любой ценой», а на волю Божию.

Хорошо перед Таинством сказать короткую молитву:

«Господи, исцели меня, если это полезно для моей души. Дай мне терпение, веру и покаяние».

Собороваться можно и не один раз. Но главное — не частота, а сердце. Без веры и покаяния Таинство превращается в формальность. А с верой — даже одно соборование может изменить человека.

И пусть в нашей жизни будет меньше магического отношения к Церкви и больше живой, честной веры.

«Дающий бедному даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. Дающего с радостью любит Бог»

(Притч. 19:17; 2 Кор. 9:7)