Найти в Дзене
Стражи Родины

Герою Советского Союза не хотели жать руку, пока не вмешался сам Берия. История реабилитации Александра Новикова

Смотришь на жизненный путь Александра Александровича Новикова и просто диву даешься, насколько высоко может подняться парень из самой обычной крестьянской семьи... И как сильно его может "вдарить" та самая матушка-судьба, ударить так, что спасать боевого офицера придется самому Берии! Новиков родился 19 ноября 1900 года в бедной деревне Крюково Костромской губернии и за очень короткое время дошел до самых вершин, которых до него в СССР почти никто не достигал! Хотя слово "почти" тут неуместно, ведь он и вправду был самым первым в своем роде. Ведь Александр Александрович стал первым Главным маршалом авиации в истории страны (звание присвоено 21 февраля 1944 года), заместителем наркома обороны по авиации и, конечно же, дважды Героем Советского Союза. И да, именно Новиков руководил всей авиацией на Великой Отечественной. Но моя сегодняшняя история не просто про триумф, хотя и не без этого, скорее всего, это будет рассказ о том, как всего за одну ночь герой может превратиться в самого на

Смотришь на жизненный путь Александра Александровича Новикова и просто диву даешься, насколько высоко может подняться парень из самой обычной крестьянской семьи... И как сильно его может "вдарить" та самая матушка-судьба, ударить так, что спасать боевого офицера придется самому Берии!

Новиков родился 19 ноября 1900 года в бедной деревне Крюково Костромской губернии и за очень короткое время дошел до самых вершин, которых до него в СССР почти никто не достигал! Хотя слово "почти" тут неуместно, ведь он и вправду был самым первым в своем роде.

Ведь Александр Александрович стал первым Главным маршалом авиации в истории страны (звание присвоено 21 февраля 1944 года), заместителем наркома обороны по авиации и, конечно же, дважды Героем Советского Союза.

И да, именно Новиков руководил всей авиацией на Великой Отечественной.

Но моя сегодняшняя история не просто про триумф, хотя и не без этого, скорее всего, это будет рассказ о том, как всего за одну ночь герой может превратиться в самого настоящего изгоя.

Но как так вышло, что человек, подаривший стране столько воздушных побед, оказался в лагерях, лишенный званий и наград? И почему только сам Берия смог спасти дважды Героя Советского Союза? Давайте скорее разбираться!

Мало кто знает, что начинал Александр Новиков отнюдь не с авиации. С 1922 года он служил в Красной Армии, прошел путь от командира взвода до начальника штаба.

В 1930-м окончил Военную академию РККА имени Фрунзе. И лишь в 1935 году перешел в ту самую авиацию, но как раз здесь он сразу показал, на что способен!

С августа 1940 года командовал ВВС Ленинградского военного округа, а уже 2 апреля 1942 года (внезапно!) стал командующим ВВС всей тогдашней Красной Армии.

С апреля того же года наш сегодняшний герой и вовсе заместитель наркома обороны по авиации. Все это время он проявил себя блестящим организатором, настоящим новатором и в то же время опытным специалистом, умело сочетая качества политического деятеля и жесткого военачальника.

Во время ВОВ Новиков фактически руководил авиацией на всех участках. Под его командованием ВВС сыграли ключевую роль в Сталинградской битве. Кстати, как раз за эту операцию 18 января 1943 года он получил звание генерал-полковника авиации. Но, как вы уже могли догадаться, это было только начало!

17 марта 1943 года он стал первым в СССР Маршалом авиации. А 21 февраля 1944 года — Главным маршалом авиации.

1945 год принес Новикову драгоценные Золотые Звезды, ведь именно в этом году тот стал дважды Героем Советского Союза (в апреле и сентябре 1945 года), а также кавалером ордена Суворова I степени.

Не мудрено, что с такими вот заслугами Новиков имел прямой доступ к Сталину и высшему руководству. Он был на самой вершине славы и власти и в какой-то момент могло показаться, ничто не сможет его оттуда столкнуть. Если бы только не то время, когда "падали" один советский маршал за другим...

-2

Весна 1946 года. Великая Отечественная наконец-то закончилась, но внутриполитические интриги и аппаратная борьба только разгорелись. Увы, но и с авиацией были, мягко говоря, проблемы. Советская авиапромышленность тех лет, правда по объективным причинам, сильно отставала от западных аналогов. Большинство самолетов было самой что ни на есть довоенной разработки, с кучей серьезных дефектов.

И как раз в этот момент на сцену выходит Василий Сталин, сын вождя, на тот момент генерал авиации. Он жалуется отцу, что летчики гибнут из-за бракованной техники. Особенно часто подводили истребители Як-9У: не набирали скорость, а при перегрузках у них просто-напросто отваливались крылья!

Стоит отметить, что товарищ Сталин воспринял это не как донос, а как бдительность любимого сына.

Поручил разобраться В. С. Абакумову, главе "Смерш". И понеслось...

14 декабря 1945 года арестовали маршала Худякова, а с апреля 1946-го начались массовые аресты всей верхушки тогдашней военной авиации.

Все дошло до того, что 22 апреля 1946 года сняли с должности и арестовали самого Новикова. Вместе с ним взяли наркома Шахурина, заместителя Репина и многих других.

Обвинение, не поверите, судя по записям тех лет это было целенаправленное вредительство: якобы по сговору проталкивали дефектные самолеты и моторы, что привело к авариям, катастрофам и гибели летчиков. Страшные формулировки, да?

Фото 2. Як-9У, истребитель, который стал формальной причиной дела

Абакумов лично курировал фабрикацию дела. Следствие уложилось меньше чем в месяц.

Все это время применяли жесткое давление. Репин позже вспоминал: "С первого дня ареста мне систематически не давали спать. Днем и ночью — только допросы". Как понимаете, люди, лишенные сна, подписывали что угодно.

Самое циничное, что даже Новиков, не говоря уже о всех остальных был лишь инструментом. Главная цель — компромат на Жукова. Сам Новиков писал: "Арестовали по делу ВВС, а допрашивают о другом. Я был орудием в их руках для скомпрометирования видных деятелей путем создания ложных показаний".

Суд был скорым: 10–11 мая 1946 года закрытое заседание Военной коллегии Верховного суда под председательством Ульриха, все прошло даже без оглашения понятного обвинения, защиты и свидетелей. Приговор в один день.

Таким образом Новиков получил 5 лет. 20 мая 1946 года лишен звания Главного маршала авиации, обоих звезд Героя и всех наград. Герой ВОВ отправился в лагеря...

-3

Новиков провел в заключении почти шесть лет, отмотав свой срок вплоть до февраля 1952 года. Увы, но даже после освобождения долгожданного облегчения не наступило: больше года полной безработицы, репутация уничтожена. Как ни приятно об этом говорить, но дважды Герой жил на иждивении жены все это время...

Самое страшное, что почти никто не хотел жать ему руку! Даже те, кого он спасал и продвигал в Великую Отечественную, теперь сторонились: опасно для карьеры. К нему относились как к врагу народа и предателю. Полное падение, отчаяние, потерянность. Система отвергла его окончательно. Никаких перспектив.

Все перевернулось 5 марта 1953 года — в день когда не стало Сталина. Началась борьба за власть. Лаврентий Берия, зампред Совмина, увидел в реабилитации репрессированных мощный политический рычаг. Он засыпал Президиум ЦК записками о пересмотре дел, попутно с этим желая заручиться поддержкой военных.

Весной 1953 года Берия лично подписал документы по реабилитации Новикова, Шахурина и остальных. 29 мая 1953 года Военная коллегия Верховного суда отменила приговоры, отменены из-за отсутствия состава преступления!

13 июня 1953 года Новикову наконец-то вернули звание Главного маршала авиации, обе Звезды Героя и все награды!

Уже 29 июня 1953 года он вернулся в строй, где командовал Дальней авиацией, потом стал замглавкома ВВС. А его главный мучитель Абакумов был осужден и расстрелян 19 декабря 1954 года. Ирония судьбы! Что тут еще скажешь...

Ставьте палец вверх, если понравилась моя сегодняшняя статья и вы тоже рады столь благополучному исходу, ведь правда всегда возьмет свое.

Буду рад вашим комментариям, лайкам и подпискам на канал. Ведь в нашем деле важен каждый лайк, каждый комментарий и каждая подписка. Буду рад вашей помощи в продвижении, как мне кажется, по-настоящему стоящего проекта.