Найти в Дзене

Чернокожие святые в христианстве

В конце Средневековья черный цвет пережил значительное возрождение во многих сферах общественной жизни. Хотя его прежние ассоциации с колдовством и трауром сохранились, черный стал вновь цениться как респектабельный, модный и даже роскошный. Геральдика сыграла ключевую роль в этом переосмыслении, смягчив его зловещие коннотации. К концу XIII века черный цвет стал символом достоинства и честности в одежде городских элит и чиновников. В XIV веке гражданские законы и нормы этикета еще больше укрепили его позиции. С развитием технологий окрашивания, особенно для шелка и шерсти, принцы стали активно использовать черный, ранее отвергаемый ими. В итоге, черный стал придворным и королевским цветом, оставаясь таковым до середины XVII века. Как и многие древние культуры, средневековое христианское общество уделяло большое внимание цвету кожи, даже больше, чем цвету волос и глаз. Источники того времени изобилуют информацией на эту тему, показывая, как представления о цвете кожи менялись в зависим

В конце Средневековья черный цвет пережил значительное возрождение во многих сферах общественной жизни. Хотя его прежние ассоциации с колдовством и трауром сохранились, черный стал вновь цениться как респектабельный, модный и даже роскошный. Геральдика сыграла ключевую роль в этом переосмыслении, смягчив его зловещие коннотации. К концу XIII века черный цвет стал символом достоинства и честности в одежде городских элит и чиновников. В XIV веке гражданские законы и нормы этикета еще больше укрепили его позиции. С развитием технологий окрашивания, особенно для шелка и шерсти, принцы стали активно использовать черный, ранее отвергаемый ими. В итоге, черный стал придворным и королевским цветом, оставаясь таковым до середины XVII века.

Рене д'Анжу 
Рене Анжуйский, известный как князь и поэт, а также просвещенный меценат, на протяжении своей продолжительной жизни (1409-1480) неоднократно менял цветовые решения своего ливрея. Однако неизменным оставался черный цвет, который он использовал либо самостоятельно, либо в комбинации с белым, серым, или же с обоими этими цветами.
Николя Фрумен, Diptyque des Matheron: Портрет Рене д'Анжу, ок. 1475. Париж, Музей Лувра.
Рене д'Анжу Рене Анжуйский, известный как князь и поэт, а также просвещенный меценат, на протяжении своей продолжительной жизни (1409-1480) неоднократно менял цветовые решения своего ливрея. Однако неизменным оставался черный цвет, который он использовал либо самостоятельно, либо в комбинации с белым, серым, или же с обоими этими цветами. Николя Фрумен, Diptyque des Matheron: Портрет Рене д'Анжу, ок. 1475. Париж, Музей Лувра.

Как и многие древние культуры, средневековое христианское общество уделяло большое внимание цвету кожи, даже больше, чем цвету волос и глаз. Источники того времени изобилуют информацией на эту тему, показывая, как представления о цвете кожи менялись в зависимости от региона и социального положения. В центральном Средневековье темная кожа неизменно ассоциировалась с негативными качествами: она принадлежала тем, кто находился вне установленного социального, морального и религиозного порядка. Такие люди считались связанными с дьяволом и адом, а их темный цвет кожи служил видимым знаком их порочности, язычества или греховности. Эта характеристика часто дополнялась другими деталями внешности или одежды, усиливая образ вероломных и дьявольских существ.

Ярким примером является образ Иуды. Хотя в канонических и апокрифических текстах Нового Завета нет описания его внешности, раннехристианское и каролингское искусство не выделяло его особыми чертами. На изображениях Тайной вечери его пытались отличить от других апостолов композиционно – через расположение, размер или позу. Однако после 1000 года, и особенно с XII века, в искусстве, а затем и в текстах, стали активно использоваться детали, подчеркивающие демоническую сущность этого предателя: низкий лоб, звероподобное или искаженное лицо, большой рот, темные одежды (символизирующие предательский поцелуй), рыжие волосы и борода, очень темная кожа, желтая мантия, неуклюжие движения, рука, держащая мешочек с тридцатью сребрениками, или даже жаба, выползающая изо рта. Отсутствие нимба или его черный цвет также служили дополнительными маркерами его зловещей природы.

Испытуемые антихриста 
На протяжении многих веков Средневековье было охвачено верой в существование диковинных и устрашающих племен, обитающих на окраинах познанного мира, у самого края безбрежного океана. Среди них встречались одноглазые или одноногие существа, те, кто бродил нагим, поклоняясь исполинскому козлу, и те, чья кожа, опаленная солнцем, служила знаком их вассальной зависимости от Антихриста.
Миниатюра из баварской рукописи Чудеса Востока, середина XV века. Берлин, Staatsbibliothek, Cod. Герман. Фол. 733, фол. 4.
Испытуемые антихриста На протяжении многих веков Средневековье было охвачено верой в существование диковинных и устрашающих племен, обитающих на окраинах познанного мира, у самого края безбрежного океана. Среди них встречались одноглазые или одноногие существа, те, кто бродил нагим, поклоняясь исполинскому козлу, и те, чья кожа, опаленная солнцем, служила знаком их вассальной зависимости от Антихриста. Миниатюра из баварской рукописи Чудеса Востока, середина XV века. Берлин, Staatsbibliothek, Cod. Герман. Фол. 733, фол. 4.

На протяжении веков образ Иуды обрастал определенными чертами, которые передавались из поколения в поколение. Среди них особенно выделялись и часто повторялись два: темная кожа и рыжие волосы.

Изменения в восприятии в конце XIII - начале XIV века:

Примерно на рубеже XIII и XIV веков произошли заметные изменения в культурных ценностях, в том числе и в отношении к черному цвету. Хотя негативное восприятие темной кожи как признака зла по-прежнему преобладало, появились новые тенденции. В миниатюрах, витражах, росписях, а затем и в гобеленах и панно, стали изображаться чернокожие персонажи, которые не ассоциировались с отрицательными качествами.

Ранние и более значимые чернокожие фигуры:

Самой ранней из таких фигур можно считать героиню "Песни Песней", которая, несмотря на свою темноту, восклицает: "Я черна, но прекрасна" (Песнь Песней 1:5). Однако в средневековой иконографии она занимала довольно скромное место.

Более заметной фигурой стала царица Савская, посетившая царя Соломона. Ее образ, известный далеко за пределами Израиля, привлек внимание художников. Начиная с конца XIII века, царицу Савскую иногда изображали с темной кожей, особенно на картах. Это новое изображение, в отличие от редких примеров предыдущего века, подчеркивало не негативные, а скорее экзотические черты темной кожи.

Царица Савская
В анналах средневековой культуры Царица Савская предстает как фигура окутанная тайной. Библейские сказания повествуют о ее визите к царю Соломону, когда она преподнесла ему несметные сокровища. Правила она землями, что раскинулись за пределами далекой Эфиопии, страной, изобилующей благами. Сама царица и ее народ исповедовали христианство, а их смуглая кожа была отмечена лаской жаркого солнца. Союз с ней, подобно союзу с загадочным Пресвитером Иоанном, виделся как возможность нанести удар по мусульманам с неожиданной стороны.
Миниатюра из рукописи Беллифортис от Конрада Кайзера, начало 15-го века. Гёттинген, Нидерсахсиш Государственный университет и Университет Треска. Г-жа Филос 63, фол. 122.
Царица Савская В анналах средневековой культуры Царица Савская предстает как фигура окутанная тайной. Библейские сказания повествуют о ее визите к царю Соломону, когда она преподнесла ему несметные сокровища. Правила она землями, что раскинулись за пределами далекой Эфиопии, страной, изобилующей благами. Сама царица и ее народ исповедовали христианство, а их смуглая кожа была отмечена лаской жаркого солнца. Союз с ней, подобно союзу с загадочным Пресвитером Иоанном, виделся как возможность нанести удар по мусульманам с неожиданной стороны. Миниатюра из рукописи Беллифортис от Конрада Кайзера, начало 15-го века. Гёттинген, Нидерсахсиш Государственный университет и Университет Треска. Г-жа Филос 63, фол. 122.

Символизм царицы Савской:

Царица Савская, прибывшая из далеких земель с богатыми дарами (золотом, специями, драгоценными камнями), предвосхищала визит Трех Царей к младенцу Иисусу. Во многих текстах она представала как прародительница Трех Царей. Другие интерпретации видели в ней предзнаменование Церкви, пришедшей поклониться Спасителю, что было предсказано через Соломона. Третьи же превратили ее в колдунью или даже ведьму. В позднем Средневековье и в последующие века иконография таких персонажей могла включать не только темную кожу, но и волосатое тело и перепончатые ноги, как у королевы Pedauque. Однако подобные изображения оставались редкими до XVII века, когда они стали более популярными.

Легенда о Пресвитере Иоанне и его связи с экзотикой и универсальностью христианства

Священник Иоанн, чьи корни уходят к царице Савской, обладал рядом иконографических черт, схожих с ней. С конца XIII века он стал ассоциироваться с образом "черного короля", обитающего в Индии и ведущего борьбу как с мусульманами, так и с монголами. Важно отметить, что этот образ не нес в себе негативного или зловещего оттенка. Впоследствии, он предстал как христианский правитель из далекой страны, обращенной в веру апостолом Фомой.

Начиная с середины XII века, папство возлагало надежды на союз с ним как на средство противодействия исламу. Путешественники из Европы неоднократно пытались добраться до его царства, сначала ища его в Азии, а затем – в Африке, вблизи Эфиопии. В средневековых миниатюрах и на картах этот загадочный жрец Ионва изображался величественно, с атрибутами власти западных монархов (скипетром, державой, короной), но с темной кожей. Это было не признаком язычества или ереси, а скорее символом экзотики. Такая визуализация также служила для демонстрации универсальности христианства, чья миссия, согласно Деяниям Апостолов, была направлена на "все народы". Кроме того, это отражало растущее любопытство европейцев к неизведанным землям и народам. Они открывали для себя как существ, описанных в бестиариях и энциклопедиях как "небиаболические" или "чудовищные", так и необычных, дружелюбных и готовых принять христианство. К концу XIII века люди с темной кожей уже могли стать христианами, и некоторые из них уже приняли эту веру.

Образ Бальтазара, Черного Мага, имеет корни в текстах Каролингского периода. Однако, как темнокожий африканец, он стал частью иконографии Трех Королей лишь к концу XIV века. Его появление на полотнах было редким до середины XV века (1430-1440-е годы), что отражает определенное отношение к Африке и ее представителям в тот период.
Иероним Бош, Поклонение волхвов, центральная панель, ок. 1500. Мадрид, Музео дель Прадо.
Образ Бальтазара, Черного Мага, имеет корни в текстах Каролингского периода. Однако, как темнокожий африканец, он стал частью иконографии Трех Королей лишь к концу XIV века. Его появление на полотнах было редким до середины XV века (1430-1440-е годы), что отражает определенное отношение к Африке и ее представителям в тот период. Иероним Бош, Поклонение волхвов, центральная панель, ок. 1500. Мадрид, Музео дель Прадо.

Бальтазар, черный волхв: от геральдики к повсеместному изображению

Подобно Пресвитеру Иоанну, чье происхождение связывалось с царицей Савской, прибывшей издалека, чтобы поклониться младенцу Иисусу, Три Волхва также могли быть представлены в рамках этих систем представлений, имеющих значение и символическую ценность. Один из них был изображен черным. Это был Бальтазар, чье изображение стало темнеть со второй половины XIV века, символизируя Африку.

Интересно, что самое раннее известное свидетельство этого изображения находится не в живописи или декоративно-прикладном искусстве, а в геральдическом документе: "Armorial du Héraut Gelre". Этот обширный сборник гербов, созданный в районе Кельна и Льежа между 1370 и 1400 годами, первым представил вымышленные гербы Трем Волхвам. Гаспар получил щит с полумесяцем и звездой, Мельхиор – с пеплом, посыпанным золотыми звездами, а Бальтазар – изображение чернокожего человека, держащего вымпел. Фигура черного человека, сопровождаемая портретом другого чернокожего мужчины под щитом с большой головой в остроконечном колпаке, ясно указывала на то, что третий из Трех Волхвов отныне будет африканского происхождения.

Таким образом, геральдика опередила другие виды изобразительного искусства, поскольку черный Волхв начал появляться в миниатюрах и на картинах лишь в 1430-1440-х годах. Во второй половине XV века присутствие чернокожего персонажа в триаде стало повсеместным.

Морис – символ африканского христианства

Хотя случай с магом Бальтазаром и его впечатляющее изменение цвета кожи заслуживают внимания, он не является ни самым ранним, ни самым совершенным примером того, как христианство принимало темнокожих святых. До него были такие фигуры, как царица Савская и священник Иоанн, но особенно выделяется святой, почитаемый по всей Западной Европе – Морис.

Примерно в середине XIII века Маурисебекам, как его называли, уже был известным темнокожим святым, олицетворявшим африканское христианство. Согласно легенде, Морис был командиром римского легиона, набранного в Египте. Этот легион служил на границе империи в Альпах, защищая Рим от варваров. Однако, будучи христианином, Морис отказался приносить жертвы языческим богам. В конце III века, при императоре Максимиане, он и все его солдаты были казнены в районе Агауна, в кантоне Вале.

Сен-Морис
В средневековой иконографии и агиографии образы святых с темным цветом кожи встречаются нечасто. Среди них особое место занимает Святой Морис, почитаемый как покровитель рыцарей и обладающий высоким престижем. Его африканское происхождение, предположительно из египетских Фив, и имя Маврикий, происходящее от латинского прилагательного "maurus" (черный), объясняют его темный облик. В XIII веке культ Святого Мориса переживал значительный подъем и распространение на территории германских земель.
Статуя в Магдебургском соборе, Германия, стена к югу от хора, ок. 1240.
Сен-Морис В средневековой иконографии и агиографии образы святых с темным цветом кожи встречаются нечасто. Среди них особое место занимает Святой Морис, почитаемый как покровитель рыцарей и обладающий высоким престижем. Его африканское происхождение, предположительно из египетских Фив, и имя Маврикий, происходящее от латинского прилагательного "maurus" (черный), объясняют его темный облик. В XIII веке культ Святого Мориса переживал значительный подъем и распространение на территории германских земель. Статуя в Магдебургском соборе, Германия, стена к югу от хора, ок. 1240.

Эта история легла в основу культа святого Мориса, который расцвел в Средние века. В самом Агауне находился важный монастырь, где хранились мощи святого. Это место стало одним из самых популярных паломнических центров в Западном христианстве.

Восхищаясь храбростью Мориса, его верностью императору и непоколебимой христианской верой, рыцари в XII веке избрали его своим покровителем, наряду со святыми Михаилом и Георгием. Однако со временем, по мере развития его культа и иконографии, образ Мориса начал меняться. Изначально изображаемый как европеец со светлой кожей, подобно Михаилу и Георгию, Морис постепенно стал приобретать африканские черты в произведениях искусства, подчеркивающих его нубийское происхождение. Его кожа потемнела, черты лица изменились. Это изменение, которое было бы немыслимо двумя веками ранее, не умалило его значимости, а наоборот, повысило ее. Теперь покровителем рыцарей стал темнокожий человек, чья "негритянская сущность" была ярко выражена.

Один из самых ранних и показательных примеров такого преобразования можно увидеть в Магдебургском соборе на востоке Германии. Каменная статуя, расположенная на южной стене хора, изображает Святого Мориса в рыцарских доспехах. Видна только его голова, которая отчетливо демонстрирует африканские черты. Эта выдающаяся скульптура подчеркивает важность культа Святого Мориса в Германии и положила начало традиции изображать его как темнокожего рыцаря, которая просуществовала до начала современной эпохи.

Примерно в середине XIII века, по причинам, которые не до конца ясны, Святой Морис также стал покровителем красильщиков. Ремесленники-красильщики гордились тем, что избрали его своим святым и заказывали произведения искусства, прославляющие столь почитаемую фигуру. Они рассказывали историю Мориса через живопись, витражи, театральные представления, процессии и даже геральдику. В различных городах гильдии красильщиков изображали фигуру Святого Мориса на своих гербах. Согласно уставу и профессиональным правилам, "мастера-красильщики, следуя старым, добрым и похвальным обычаям, должны были держать свои мастерские и лавки закрытыми в день Святого Мориса".

Этот праздник отмечался в большинстве западных городов 22 сентября, в день мученической смерти Мориса и его соратников. Возможно, именно темный цвет кожи Мориса – блестящий и стойкий, в то время как окрашивание в черный цвет было весьма затруднительным – побудил красильщиков в начале XIV века сделать его своим покровителем. Более того, в народном сознании Морис, несомненно, приобрел темный цвет кожи как из-за своего имени, так и из-за своего африканского происхождения. Для средневекового общества, которое стремилось к буквальной истине, переход от имени "Морис" к слову "мавр" (черный) был почти неизбежен; человек по имени Морис просто не мог избежать такой ассоциации. Таким образом, ранний Морис Египетский стал Мавром.