В СССР любили говорить, что всё вокруг — народное. Заводы, ресурсы, техника, достижения. Но в реальности существовал особый пласт вещей, которые к «народу» не имели никакого отношения. И автомобили здесь — один из самых наглядных примеров. Пока обычные граждане годами стояли в очередях за «Жигулями» или радовались удаче купить подержанный «Москвич», в стране существовали машины, которые никогда не предназначались для продажи. Их нельзя было заказать, «достать» или получить по знакомству. Даже мысль об этом выглядела абсурдно. Самой яркой и показательной из таких машин был ЗИЛ — не конкретная модель, а целый класс автомобилей, созданных исключительно для власти. Автомобиль как часть государственной системы ЗИЛы не рассматривались как транспорт в привычном смысле. Это был элемент государственной инфраструктуры — примерно на том же уровне, что правительственная связь или спецпоезда. Автомобили ЗИЛ не продавались, не рекламировались и не фигурировали в автосалонах. Они создавались по закры