Найти в Дзене

Черный цвет в геральдике

В геральдике черный цвет утратил свое прежнее значение крайности, как это было с белым и красным, а также в более ранних символических системах. Для герба черный (в геральдике называемый "соболь") стал скорее обычным, не самым распространенным, впечатляющим или символически значимым цветом. Однако, такое положение не навредило черному, а наоборот, помогло ему стать равноправным среди других цветов, смягчив его негативные ассоциации. В XIII веке, когда геральдика активно развивалась и проникала во все сферы жизни, она смогла освободить черный цвет от его трехвековой привязки к "дьявольской" символике. Это подготовило почву для его последующего расцвета в позднем Средневековье. Среднее положение черного цвета в геральдике было в первую очередь статистическим. Его частота встречаемости на европейских гербах XII-XIII веков составляла 15-20%, то есть лишь один герб из пяти использовал этот цвет. Это значительно меньше, чем у красного (60%), белого (55%) и желтого (45%), но больше, чем у син

В геральдике черный цвет утратил свое прежнее значение крайности, как это было с белым и красным, а также в более ранних символических системах. Для герба черный (в геральдике называемый "соболь") стал скорее обычным, не самым распространенным, впечатляющим или символически значимым цветом. Однако, такое положение не навредило черному, а наоборот, помогло ему стать равноправным среди других цветов, смягчив его негативные ассоциации. В XIII веке, когда геральдика активно развивалась и проникала во все сферы жизни, она смогла освободить черный цвет от его трехвековой привязки к "дьявольской" символике. Это подготовило почву для его последующего расцвета в позднем Средневековье.

Среднее положение черного цвета в геральдике было в первую очередь статистическим. Его частота встречаемости на европейских гербах XII-XIII веков составляла 15-20%, то есть лишь один герб из пяти использовал этот цвет. Это значительно меньше, чем у красного (60%), белого (55%) и желтого (45%), но больше, чем у синего (10-15%) и зеленого (менее 5%). Географически черный цвет чаще встречался в Северной Европе и странах империи, тогда как в Южной Франции и Италии он был редким. В то же время, на социальном уровне такого разделения не наблюдалось: черный цвет использовали представители всех сословий и социальных групп. В геральдике тенденции в использовании фигур и цветов чаще определялись географией, чем социальным положением.

Театральность похорон
В закатных лучах позднего Средневековья французские монархи облачались в пурпур, символизируя скорбь, в то время как их супруги-королевы оставались верны белому одеянию. Однако с наступлением нового столетия, в начале XVI века, Анна Бретанская, дважды коронованная супруга Карла VIII и Людовика XII, внесла радикальное изменение. Она установила черный цвет как траурный для французских королев, положив конец эпохе "белых королев". Эти женщины, порой остававшиеся вдовами в юном возрасте двадцати лет и проживавшие долгую жизнь до восьмидесяти, на протяжении десятилетий ложились тяжким бременем на двор своими продолжительными периодами скорби.

Пылкая часовня для сердца Анны Бретанской в церкви кармелитов Нанта. Миниатюра из рукописи «Funérailles d'Anne de Bretagne», ок. 1515. Париж, Bibliothèque Nationale de France, г-жа фр. 5094, фол. 51v.
Театральность похорон В закатных лучах позднего Средневековья французские монархи облачались в пурпур, символизируя скорбь, в то время как их супруги-королевы оставались верны белому одеянию. Однако с наступлением нового столетия, в начале XVI века, Анна Бретанская, дважды коронованная супруга Карла VIII и Людовика XII, внесла радикальное изменение. Она установила черный цвет как траурный для французских королев, положив конец эпохе "белых королев". Эти женщины, порой остававшиеся вдовами в юном возрасте двадцати лет и проживавшие долгую жизнь до восьмидесяти, на протяжении десятилетий ложились тяжким бременем на двор своими продолжительными периодами скорби. Пылкая часовня для сердца Анны Бретанской в церкви кармелитов Нанта. Миниатюра из рукописи «Funérailles d'Anne de Bretagne», ок. 1515. Париж, Bibliothèque Nationale de France, г-жа фр. 5094, фол. 51v.

Черный цвет в геральдике: от скромности к имперской мощи

Черный цвет на гербах использовался не только знатными и влиятельными особами, но и представителями менее состоятельных слоев общества, такими как скромные семьи и представители буржуазии. Среди выдающихся личностей, обладавших черными гербовыми фигурами, выделялся могущественный граф Фландрии, гордившийся своим знаменитым черным львом на золотом поле. Однако, пожалуй, самым значимым примером является император Священной Римской империи, который с середины XII века помещал на свой штандарт, а затем и на щиты, величественного черного орла на золотом фоне.

Черный цвет – символ власти, а не зла

Если бы черный цвет имел негативную коннотацию в геральдике, император, несомненно, не стал бы использовать его для своей главной эмблемы. Напротив, черный императорский орел не только не ассоциировался с чем-то зловещим или дьявольским, но и символизировал исключительную власть и непревзойденную мощь. Эта мощь превосходила ту, которой обладали, например, польские короли с их белоголовыми орлами, маркграфы Бранденбурга и графы Тироля с их красными орлами, и даже византийские императоры с их двуглавыми золотоголовыми орлами.

Происхождение геральдического термина "соболь"

Важно отметить, что в геральдике термины, обозначающие цвета, отличаются от обычного языка. Они принадлежали к более литературному стилю и со временем, как в случае с "gueules" (красный), "sable" (черный) и "sinople" (зеленый), закрепились исключительно в геральдическом употреблении. Термин "sable" (черный) имеет славянские корни, происходя от слов "соболь" или "саболь". Он обозначал мех соболя – ценный и дорогой материал, который в Средние века был важным предметом торговли.

Соболь – символ роскоши и престижа

Роскошный черный мех соболя, завозимый с Востока (из России и Польши), стал настоящим модным трендом в царских и княжеских одеждах XIII века. Это, в свою очередь, способствовало повышению престижа и стоимости самого черного цвета, который получил свое название от этого меха.

Герб Радзивиллов
Герб Радзивиллов

Переход от "нуар" к "соболь" в геральдике

Еще в начале XIII века изделия из черного меха начали называть "собелинами" или "сабелинами". Однако, в геральдике термин "соболь" вместо "нуар" (черный) стал использоваться только во второй половине столетия. Гербы, которые ранее описывались с использованием слова "нуар" (например, "граф Фландрии носит золотого льва черного цвета"), теперь стали использовать "соболь". Так, вместо "лев нуар" появился "лев де соболь", а вместо "орлица черная" – "орлица де соболь".

Геральдика в средневековых романах

В области геральдических исследований, повторяющийся сюжет из артуровских романов XII-XIII веков, встречающийся как в стихах, так и в прозе, оказывает значительное влияние на символику цветов. Этот сюжет часто включает внезапное появление незнакомого рыцаря, чья геральдика монохромна – щит, окрашенный в один цвет, известный во французском как "plaines".

Обычно такой рыцарь появляется на турнире или встречается на пути главного героя, бросает ему вызов и тем самым запускает новые приключения. Этот эпизод часто служил для замедления повествования. Двухцветные гербы, приписываемые этому загадочному рыцарю, могли намекать читателям на его истинную природу и предвещать дальнейшие события. Цветовой код здесь является повторяющимся и значимым.

Черный рыцарь почти всегда был персонажем высокого ранга (например, Тристан, Ланселот, Гавейн), который стремился скрыть свою личность. Его намерения, как правило, были благими, и он был готов продемонстрировать свою доблесть, часто в поединках или на турнирах.

Красный рыцарь, напротив, часто выступал как противник героя. Он мог олицетворять коварство, злобу, иногда даже быть посланником дьявола или таинственным существом из иного мира.

Белый рыцарь, менее заметный, обычно воспринимался как положительный персонаж. Он мог быть старшей фигурой, другом или защитником героя, предлагающим мудрые советы.

Черный рыцарь
В нарративах о рыцарях Круглого стола образ чёрного рыцаря, чья амуниция и конское снаряжение были полностью тёмными, не всегда ассоциировался с отрицательным персонажем. Напротив, такие фигуры, как Ланселот, Тристан, Гавейн или Персеваль, могли использовать чёрные доспехи как средство маскировки, стремясь сохранить свою личность в секрете во время выполнения заданий или участия в состязаниях.
Тристан в боевом инкогнито. Миниатюра из рукописи «Tristan en prose», освещённая Эвраром д'Эспинкесом, 1463. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа фр. 99, фол. 641v.
Черный рыцарь В нарративах о рыцарях Круглого стола образ чёрного рыцаря, чья амуниция и конское снаряжение были полностью тёмными, не всегда ассоциировался с отрицательным персонажем. Напротив, такие фигуры, как Ланселот, Тристан, Гавейн или Персеваль, могли использовать чёрные доспехи как средство маскировки, стремясь сохранить свою личность в секрете во время выполнения заданий или участия в состязаниях. Тристан в боевом инкогнито. Миниатюра из рукописи «Tristan en prose», освещённая Эвраром д'Эспинкесом, 1463. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа фр. 99, фол. 641v.

В отличие от них, зеленый рыцарь представлял собой молодого, недавно посвященного в рыцари персонажа, чье дерзкое или наглое поведение могло вызвать значительные потрясения. Его характер мог быть как положительным, так и отрицательным.

Наконец, желтые или золотые рыцари встречались редко, а синие рыцари вообще отсутствовали.

Что особенно выделяется в этом литературном цветовом коде, помимо полного отсутствия синих рыцарей, так это большое количество черных рыцарей. Эти персонажи были ключевыми фигурами, которые по тем или иным причинам и на разное время стремились остаться неузнанными. Их шлемы делали их неузнаваемыми, и вместо привычных гербов, которые сразу бы их идентифицировали, они использовали щиты, окрашенные в черный цвет (соболь). Более того, часто не только щит, но и знамя и попона лошади были черными – герой и его конь были полностью покрыты этим цветом. В этом контексте черный цвет утратил свое традиционное значение смерти, язычества или ада, как это было в "песнях о подвигах" (chansons de geste), и стал символом инкогнито.

С XIII века в рыцарских романах черный цвет ассоциируется с тайной. Эта традиция сохранилась и спустя шесть столетий. В своем знаменитом романе "Айвенго" (1819 г.), ставшем бестселлером, Вальтер Скотт изобразил загадочного черного рыцаря. Этот персонаж, облаченный в полностью черные доспехи, тайно помогает главному герою на турнире, обеспечивая победу его стороне. Его личность вызывает всеобщий интерес, но остается скрытой. Позднее выясняется, что это король Ричард Львиное Сердце, вернувшийся в Англию после долгого отсутствия (крестовые походы и плен). Черный цвет в данном случае символизирует необходимую маскировку, переходный период между его неволей (он провел полтора года в австрийских и немецких тюрьмах) и восстановлением статуса свободного правителя Англии. Черный здесь нейтрален, он обозначает состояние неопределенности и ожидания.