Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Он сбежал с фронта и прятался больше 50 лет. Как дезертира потом сделали героем?

Он был призван на фронт только летом 1944 года. Не прошёл и двух боёв, как близко упавший снаряд контузил до потери сознания. А когда пришёл в себя, вокруг были только павшие. Вероятно санитары отнесли и его к таким же. Хотя на самом деле раны оказались не столь серьёзными для солдата 20 лет. Он встал и почувствовал, что может идти. Только двинулся не в свою часть или медсанбат. Янис Пинупс решил уйти как можно дальше оттуда, где летают пули, рвутся снаряды и могут убить в свою деревню. Бои в Прибалтике ...Он родился в небольшой латвийской деревне Котлери в 1925 году. Жил как и все сверстники – просто помогал родителям, двум старшим братьям и сестре в хозяйстве, и учился. Потом поступил учиться в ПТУ в ближайшем городе. Но началась война. Как они прожили под оккупацией, неизвестно. Во всяком случае сведений о том, что его родители или братья сотрудничали с фашистами не осталось. Их деревеньку Красная Армия освободила летом 1944 года... Скрываясь от патрулей, он прошёл по разным оценка

Он был призван на фронт только летом 1944 года. Не прошёл и двух боёв, как близко упавший снаряд контузил до потери сознания. А когда пришёл в себя, вокруг были только павшие. Вероятно санитары отнесли и его к таким же. Хотя на самом деле раны оказались не столь серьёзными для солдата 20 лет. Он встал и почувствовал, что может идти. Только двинулся не в свою часть или медсанбат. Янис Пинупс решил уйти как можно дальше оттуда, где летают пули, рвутся снаряды и могут убить в свою деревню.

Бои в Прибалтике
Бои в Прибалтике

...Он родился в небольшой латвийской деревне Котлери в 1925 году. Жил как и все сверстники – просто помогал родителям, двум старшим братьям и сестре в хозяйстве, и учился. Потом поступил учиться в ПТУ в ближайшем городе. Но началась война. Как они прожили под оккупацией, неизвестно. Во всяком случае сведений о том, что его родители или братья сотрудничали с фашистами не осталось. Их деревеньку Красная Армия освободила летом 1944 года...

Скрываясь от патрулей, он прошёл по разным оценкам от 250 до 300 км пешком до родной деревни. Помогло того, что в деревне Кокнесе с помощью местных жителей ему удалось переодеться в гражданскую одежду. 7 октября 1944 года, после двух месяцев скитаний он с замиранием сердца открыл калитку в родной дом.

Все были рады видеть его живым. Но в доме Янис поначалу остаться не решился. Переживал, что могут увидеть соседи. Пока было относительно тепло, жил в лесу недалеко от деревни. Мать таясь приносила в лес всё, что сыну нужно было для жизни. Но с наступлением холодов стало тяжело. И он перебрался в родной дом. Точнее, не совсем в дом. Он вырыл землянку в навозной куче, которая возвышалась зимой в углу хлева.

Типичный латышский крестьянский дом
Типичный латышский крестьянский дом

Время от времени от выбирался наружу, чтобы хоть ночью помочь родным по хозяйству. Потом осмелел и стал выбираться за грибами и ягодами в лес. Но ходил всегда крайне аккуратно, чтобы не заметили односельчане. Ведь для них он числился среди пропавших без вести на фронте. Поэтому власти и не думали его искать.

Через несколько лет родители выстроили на участке новый дом. Теперь в старом, пусть и без электричества, но в значительном комфорте по сравнению с хлевом жил Янис. К 1970 году Пинупс решил, что теперь уже из-за возраста настолько изменился по внешности, что может спокойно выйти на улицу. Он прошёл по деревне открыто. Затем, ободрённый, дошёл до автобусной остановки. А там неожиданно стоящий тут же мужчина стал внимательно вглядываться в Пинупса. А потом заявил, что знает его, просто забыл как зовут. У Яниса была настоящая внутренняя истерика. Он убежал с остановки и забился в своё убежище ещё на долгие годы.

Только в середине 80-х годов ему пришлось добраться до врача. К этому времени из родных в живых оставалась только сестра. Она была привлекательной женщиной, но так и не создала семью, боясь, что будущий муж сдаст властям её брата. И вот действуя по хозяйству, Янис сильно подвернул ногу. Наступать на неё становилось всё больнее. Сестра нашла выход из положения. Она спрятала брата в телеге с сеном и отвезла в соседний населённый пункт. А там он пришёл к врачу, назвавшись другим человеком.

В "новой" Латвии он на некоторое время стал героем
В "новой" Латвии он на некоторое время стал героем

Прошло ещё несколько лет. В 1991 году Латвия стала отдельным государством. Но и теперь Пинупс не решился выйти из «подполья», ведь в стране ещё оставались по его мнению советские войска. А значит – можно было получить срок за дезертирство.

Только в год, когда Янису исполнилось 70 лет, он пришёл в полицию, в день 9 мая. Из него сделали сенсацию, представляя, как последнего из «лесных братьев», которые сражались против советской власти. Власть преподносила всё в СМИ, как его геройство, ненависть к Советскому Союзу. Он же объяснял своё дезертирство религиозными убеждениями. Уверял, что не мог бы даже расправиться с курицей, не то что с человеком.

Это было совсем не то, что ждала от него власть. К тому же выяснили точно, что он совсем не боролся против Советов, а все эти годы просидел сначала в хлеву, а потом в доме с родственниками. Так, загнанный страхом разоблачения, он скрывался больше 50 лет. После его откровений «героя» быстро забыли.

Янис Пинупс
Янис Пинупс

Лишь последние 12 лет жизни ему удалось прожить со спокойствием в душе. Немало этому способствовала церковь, службы в которой он теперь имел возможность посещать каждое воскресенье. Можно сказать, что это время он был, пожалуй, по-своему счастлив.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.