Найти в Дзене
Билет в СССР

Потеряшка Наташа. 25 суток в якутской тайге. История студентки, которая пряталась от спасателей

Эрик Алексеев вгляделся в чащу леса. Уже второй час он с напарником прочесывал участок в верховьях ручья Хоро-нох. Надежды почти не осталось – прошло 25 дней. – Всё, заканчиваем, – сказал он устало. – Завтра будем искать в другом месте. Они развернулись, чтобы идти к вертолёту. И вдруг из высокой травы бесшумно поднялась худая девушка в лёгких кроссовках. Просто встала и смотрела на них молча. Оба мужчины замерли. Перед ними стояла Наталья Косорукова – та самая 17-летняя студентка из Москвы, которую искали вертолёты, 70 человек поисковых групп и весь начальственный состав Амакинской геологоразведочной экспедиции. Та, из-за которой один человек уже погиб, а руководство экспедиции рисковало получить реальные сроки. Стояла и смотрела так, будто просто вышла на прогулку. Отличница на практике В июне 1981 года Якутия встретила студентку московского геологоразведочного техникума Наташу Косорукову суровым сибирским гостеприимством – комарами, холодными дождями и бескрайней тайгой. Семнадцатил
Оглавление

Эрик Алексеев вгляделся в чащу леса. Уже второй час он с напарником прочесывал участок в верховьях ручья Хоро-нох. Надежды почти не осталось – прошло 25 дней.

– Всё, заканчиваем, – сказал он устало. – Завтра будем искать в другом месте.

Они развернулись, чтобы идти к вертолёту. И вдруг из высокой травы бесшумно поднялась худая девушка в лёгких кроссовках. Просто встала и смотрела на них молча.

Оба мужчины замерли. Перед ними стояла Наталья Косорукова – та самая 17-летняя студентка из Москвы, которую искали вертолёты, 70 человек поисковых групп и весь начальственный состав Амакинской геологоразведочной экспедиции. Та, из-за которой один человек уже погиб, а руководство экспедиции рисковало получить реальные сроки.

Стояла и смотрела так, будто просто вышла на прогулку.

Отличница на практике

В июне 1981 года Якутия встретила студентку московского геологоразведочного техникума Наташу Косорукову суровым сибирским гостеприимством – комарами, холодными дождями и бескрайней тайгой. Семнадцатилетняя москвичка приехала на практику в легендарную Амакинскую экспедицию, которая с 1949 года занималась разведкой алмазных месторождений.

Руководитель геологической партии Эрик Алексеев, опытный таёжник, сразу отметил новенькую.

В полевом дневнике он записал: "Студентка мне попалась отменная. Грамотная, учится на красный диплом, работящая, быстро усваивает науку таёжной жизни. Неприхотливая, хотя и москвичка. Да всего лишь 17 лет. Поисковые маршруты удалось проделать вовремя лишь благодаря тому, что она шлиховала наравне со мной".

Наташа действительно была не из тех избалованных столичных девчонок, которые морщатся при виде палатки. Она спокойно переносила спартанские условия жизни в тайге, работала наравне со всеми и не жаловалась на комаров, которые в этих краях способны довести до отчаяния любого. Коллеги быстро приняли её как равную.

Алексеев Эрик Александрович - начальник отряда
Алексеев Эрик Александрович - начальник отряда

14 июня, вечер. Эрик Алексеев в последний раз видел Наташу у входа в палатку – девушка сидела и что-то вязала. Обычная картина вечернего лагеря: геологи ужинали у костра, обсуждали планы на завтра, потом разошлись по своим палаткам.

Утро 15 июня началось с тревоги.

– Косоруковой нет, – сказал кто-то за завтраком.

Сначала решили, что она отошла по нужде. Потом подумали, что, может, заснула в чужой палатке. Прошёл час. Полтора. Наташи всё не было.

– Странно это, – нахмурился Алексеев. – Совсем на неё не похоже.

В палатке Наташи остались все её вещи, документы, продукты. Взяла она лишь самое необходимое: несколько сухарей, коробок спичек и лупу. Куда могла уйти в лёгкой одежде и тонких кроссовках семнадцатилетняя девушка ранним утром?

Поиски начинаются

Первые поиски организовали силами лагеря. Стреляли из ружей, кричали, прочёсывали ближайший лес. Тишина. Только ветер в соснах да крики птиц.

– Если не слышит выстрелов, значит, ушла слишком далеко, – констатировал один из геологов.

К вечеру стало ясно: своими силами не справиться. 17 июня начальник партии Эрик Алексеев передал по рации в руководство экспедиции сообщение о чрезвычайном происшествии. Пропажа студентки – дело серьёзнейшее. На руководство ложилась колоссальная ответственность, вплоть до уголовной.

Глава Амакинской экспедиции Кривонос поднял людей как по боевой тревоге. Была сформирована группа из 22 опытнейших геологов во главе с Валерием Подчасовым. Руководство поисками с воздуха взял на себя сам Кривонос – он лично ежедневно вылетал на вертолётах Ми-8 и Ми-2, затрачивая до двух санитарных норм лётного времени.

Кривонос Валентин Филиппович. Коллеги вспоминали о нем, как о добрейшем человеке
Кривонос Валентин Филиппович. Коллеги вспоминали о нем, как о добрейшем человеке

Нужно понимать масштаб происходящего. Поиски с вертолётов – это очень дорого. Обычно винтокрылые машины работают первые двое суток, после чего, если пропавшего не нашли, остаются только наземные группы. Здесь же два вертолёта работали практически круглосуточно, а состав поисковых групп не уменьшался, а увеличивался.

Руководство понимало: на кону не просто жизнь студентки, но и судьбы тех, кто отвечал за неё.

Тайга не отдаёт своих

18 июня, третий день поисков. Вертолёт высадил дополнительную поисковую группу. В неё вошли два руководителя аппарата экспедиции. Облетели более широкую территорию – безрезультатно. Приходится сообщать о пропаже в Якутск.

Эрик Алексеев, уходя из лагеря на поиски, оставил на видном месте записку: "Наташа, выйдешь в лагерь – включи на всю громкость радиоприёмник. Это сигнал твоего возвращения. Мы тебя ищем. Эрик. 16.06. 2:45". Ниже приписка: "8:15 – ушёл на поиски к вышке, попытаюсь вернуться до 10:00".
На обороте: "Вернулся в 12:30, дал отдых ходулям и иду снова, время 15:00. Вернусь только к связи. Чуть позже к связи я успел. В лагере я один. Окончательное решение утром".

Человек без сна и отдыха прочёсывал тайгу, оставляя знаки и записки. Тщетно.

Эта записка Эрика Алексеева хранится в Нюрбинском музее
Эта записка Эрика Алексеева хранится в Нюрбинском музее

19 июня в экспедицию позвонил руководитель геологического техникума Беленко, крайне обеспокоенный произошедшим. Дело в том, что это был уже третий случай пропажи людей в Амакинской экспедиции за сезон. Незадолго до исчезновения Натальи пропали рабочие Белых и Приловский.

– Предпринимайте все возможные энергичные меры, – требовал Беленко.

Выделили дополнительный вертолёт. Теперь два Ми-8 облетали территорию вдоль и поперёк. Группы на земле исходили всё новые участки леса – ни сломанных веток, ни кострищ, ни дыма, который был бы заметен с воздуха.

20-21 июня. Поиски продолжаются. Погода испортилась – холодный дождь, слабая видимость. По реке Вилюй курсируют две моторные лодки – вдруг Наташа выйдет на берег. Из Якутска постоянно идут звонки – руководство интересуется итогами.

22 июня из Якутска прилетел замначальника управления Юрий Бубелов. После обсуждения ситуации вертолёты вновь начинают облёт, затрачивая полный ресурс. Старший геолог Альберт Потураев координирует наземные поиски.

Результата нет.

Записки отчаяния

23 июня 1981 года. Эрик Алексеев пишет в полевом дневнике:

"Попал в ситуацию, из которой выбраться не могу. Вот уже 8-9 дней Наташа незаметно ушла в легкомысленной одежонке, даже не прихватив средство от комаров, в лёгких ботиночках. В районе лагеря долгое время не мог обнаружить её следы, ходил без сна, отдыха, еды около двух суток по всем профилям, оставляя знаки, записки, обследовал все тропки – и всё тщетно.
Самое обидное – на вторые сутки шёл очень холодный дождь с ветром, под которым человеку в лёгкой одежде не сдобровать. Если даже она выжила после этого, то по меньшей мере с дремучей простудой или воспалением лёгких. Это плюс без пищи, отдыха, под тучей комаров. Драматический исход полагаю.
Чудо, ещё раз чудо может спасти её. Да ещё и нераскрытые ресурсы человеческой психики и организма".

Главный геолог и начальник экспедиции весь день с 8 утра до 12 ночи облетают на вертолётах район возможного нахождения Косоруковой. В наземных поисках задействовано уже 33 человека.

Руководство вынуждено сообщить родителям Натальи в подмосковном Солнечногорске о её исчезновении.

Первые следы

24 июня, девятый день поисков. Наконец-то были обнаружены следы! Это было крайне странно – они находились очень далеко от стоянки отряда. По направлению следов быстро установили: Наталья идёт ровно в противоположном от лагеря направлении.

Вверх по течению реки Батамайки.

– Этого не может быть, – растерянно говорили геологи. – Каждый школьник знает: заблудился – иди вниз по течению. Рано или поздно выйдешь к людям. А она...

Поисковые отряды срочно перебросили в район обнаружения следов.

25, 26, 27 июня. Продолжаются наземные поиски в новом районе. Кривонос и Подчасов с раннего утра до глубокой ночи, меняя вертолёты, облетают квадрат за квадратом. Собирают две новые поисковые группы по 11 человек в каждой, включая женщин-добровольцев. Два мотоциклетных разъезда патрулируют дорогу Кюндяя – Батамай. На реке Нхо высаживается лодочный поисковый десант.

29 июня проходчик Шнырёв попадает под винт вертолёта и погибает. Это уже третья смерть в экспедиции за сезон. До поисковиков доходит страшная новость, но искать Наташу они продолжают.

Найденный след обрывается. Новый найти не удаётся. Поисковики в растерянности.

Запись от 30 июня

Эрик Алексеев, 30 июня 1981 года: "Мотаюсь вот уже полмесяца за потерявшейся студенткой, но всё безрезультатно. Все шансы исчерпаны, надежд на чудеса тоже. По всей видимости, она погибла где-то под Батамаем, в том районе, где я потерял её следы. Буквально за 10 дней облазил весь район в радиусе 10-15 км, и никаких признаков выходного следа не обнаружены".

1-2 июля в район поисков перебрасывается ещё одна группа геологов. Родители держат связь с экспедицией постоянно, но никаких утешительных новостей им сообщить не могут. Продолжаются облёты на Ми-8 и Ми-2, но поискам мешает непогода – идут проливные дожди. Наземным отрядам трудно вести поиск в мокром лесу.

Надежды найти пропавшую студентку живой почти не осталось. Бубелов уже не верит в возможность позитивного исхода и улетает в Якутск.

Стая комаров. Из личных фотографий геологов
Стая комаров. Из личных фотографий геологов

Невероятное открытие

3 июля поисковых облетает обнадёживающая новость: обнаружены относительно свежие следы выше по течению реки Батамайки, примерно в 40 км от ранее найденных.

Это значило только одно: Наталья вопреки здравому смыслу и инструктажу перед практикой идёт вверх по течению реки, всё больше удаляясь от Вилюя, от людей, от спасения. Каждый советский школьник знал: если заблудился и вышел к реке – иди вниз по течению. Люди селятся по берегам рек, рано или поздно встретишь кого-нибудь. Двигаясь вверх, потерявшийся уходит всё дальше в глушь, откуда берут начало истоки рек и где не селятся люди.

4 июля вертолёты Кривоноса и Подчасова прилетают в район, где нашли новые следы. Поисковые группы перебрасывают туда же, в верховья реки Батамай. Последние обнаруженные следы Натальи были в 88 км от Нюрбы.

Недалеко от этого места поисковики находят обломки разбившегося в 1980 году вертолёта Ми-8 с погибшими членами экипажа. Места, во всех смыслах этого слова, гиблые.

5, 6, 7 июля. Надежды найти Наталью Косорукову живой уже не осталось, но поиски продолжаются с той же интенсивностью. Главным энтузиастом выступает Кривонос – именно на нём лежит вся тяжесть ответственности. Власти Якутска всё настойчивее интересуются результатами расследования несчастных случаев. Три трупа и пропавшая без вести студентка – это чересчур даже для геологоразведочной экспедиции в таких глухих местах.

В управлении экспедиции уже не настаивают на активных спасательных работах. Теперь задача – найти хотя бы тело.

Эрик Алексеев, 6 июля:

"Следы Косоруковой обнаружили 3 дня тому назад на самом неожиданном месте – в верховьях Батамая. Она следует вверх по реке на юго-восток, минуя все профили и дороги, не выходя на берег, повторяя все замысловатые и немыслимые её излучины.
Десяток дней тому назад она могла бы выйти на Вилюй и найти спасение. И ещё что обидно – каким-то непонятным образом она прошла мимо молодняка, где три пастуха содержат около 450 голов скота".
-5

Чудо случается

8 июля. Отряды поисковиков очередной раз перебросили на возможный маршрут движения заблудившейся. В 23:30 по рации пришло сообщение: в верховьях ручья Хоро-нох обнаружены новые следы пропавшей студентки. Это место находилось практически в 100 км ниже по течению Вилюя от Нюрбы.

Эрика Алексеева забросили туда в 5 часов вечера. Выяснилось, что следы относительно свежие. А это значило – слабая надежда найти девушку живой всё ещё есть.

9 июля отряды перебросили в район обнаружения свежих следов.

10 июля Кривонос совершил облёт всех групп. Теперь поиски Натальи больше напоминали загонную охоту – все отряды замыкали кольцо вокруг ручья, где были найдены свежие следы.

И вечером, между 19 и 20 часами, произошло то, во что уже почти никто не верил.

Эрик Алексеев с напарником шли по лесу, негромко переговариваясь. Решили, что это последний день поисков на этом участке. Надежды не оставалось.

– Завтра будем искать в другом месте, – сказал Эрик.

Вдруг из высокой травы молча поднялась девушка.

Оба обомлели.

Перед ними стояла Наталья Косорукова. Худая, в грязной одежде, но... стоящая на ногах. Живая.

Косорукова Наталья Анатольевна, студентка Московского геологоразведочного техникума.
Косорукова Наталья Анатольевна, студентка Московского геологоразведочного техникума.

"Самочувствие нормальное"

Наталья позже рассказала: она уже второй день лежала в траве, сделав себе лежанку. Силы были на исходе. И вдруг услышала голоса. Сначала подумала, что почудилось. Но встала посмотреть.

Девушку нашли в 75 км по прямой от того места, где была расположена её палатка. С учётом всех скитаний по тайге она прошла за это время около 200 км.

Как ни странно, потеряшка стояла на своих ногах и в общем не выглядела сильно изнурённой.

Около 9 вечера Кривонос привёз Наталью Косорукову вертолётом в Нюрбу, где огромная толпа криками и всеобщим ликованием встречала найденную студентку. Девушку доставили в местную больницу.

– Как вы себя чувствуете? – спросил врач.

– Самочувствие нормальное, – ответила Наташа.

Это после 25 суток скитаний по тайге без еды и воды!

Конец этого трудного, но радостного дня большинство амакинцев встретили выстрелами из ракетниц и бурным обсуждением этой невероятной истории спасения.

Для опытных геологов то, что девушка осталась жива и практически не пострадала, было сродни чуду.

п. Нюрба, 70-е годы
п. Нюрба, 70-е годы

Страшная правда

На следующий день после того, как Наташу положили в больницу, произошло ещё более удивительное событие. Косорукова попросила выписать её из больницы и отвезти в общежитие.

Нужно отметить, что в период скитания Натальи по тайге ей исполнилось 18 лет, и никто не мог удерживать совершеннолетнюю в больнице против её воли. Девушку выписали на следующий день после поступления.

Но были и те поисковики, что задались вопросами. Почему Наталья нарушила все возможные правила поведения в дикой природе? Те правила, что тысячу раз проговаривают всем новоприбывшим в экспедицию сотрудникам? От чего она делала всё ровно наоборот тем рекомендациям, что давали для выживания в тайге в случае ЧП?

Заблудиться в той тайге было очень просто – местность ровная как стол и большей частью покрыта густым лесом. Поэтому всем новеньким объясняли: если заблудился – иди вниз по течению любой реки. Не разводи костров – дым только затруднит твои поиски спасателями с воздуха.

Наталья делала всё наоборот.

Второе обстоятельство, сильно усложнившее поиски: Косорукова практически не оставляла следов. На ногах у неё были кроссовки, и она обходила все влажные места, стараясь не промочить обувь, выбирая сухие участки, где следы невозможно обнаружить.

Нельзя сказать, что Наталья совсем уж была непредусмотрительна. С собой у неё были спички, которые она практически сразу промочила, и лупа, с помощью которой можно было бы добыть огонь. Но ни промокшими спичками, ни лупой развести костёр девушка не сумела.

Питалась она в основном прошлогодней брусникой, которая в больших количествах встречалась на её пути. Также пыталась несколько раз есть старые засохшие грибы, но от них её тошнило, и она быстро отказалась от этой затеи.

После благополучного завершения поисков на базе экспедиции разгорелись нешуточные споры. Коллектив разделился на два лагеря.

– Таких "специалистов", как Косорукова, нужно гнать из геологии! – говорили одни. – Девушка ещё не закончила техникум, а уже такого наворотила! На её спасение были потрачены огромные деньги, более 70 человек были оторваны от своих прямых обязанностей. Вся экспедиция понесла невиданные убытки – потрачены сотни тысяч рублей и нанесён ущерб плану работ.

– Люди с таким отличным здоровьем, способные выжить без еды, воды и снаряжения в тайге 25 суток, – просто подарок для полевой геологии, – возражали другие. – В тайге такие на вес золота. Каждый имеет право на ошибку.

Со временем споры понемногу стихли, а спорщики так и не пришли к единому мнению.

Признание

И лишь прощаясь перед отъездом домой со своим руководителем Эриком Алексеевым, Наталья кратко рассказала, почему вела себя так странно и делала всё вопреки технике безопасности.

– Мне было стыдно, – призналась она. – Я не могла простить себе такую оплошность. Так глупо заблудиться... Я решила во что бы то ни стало своими силами выйти к лагерю, без помощи спасателей.

Дошло до того, что она намеренно пряталась в высокой траве от ищущих её вертолётов. Зная, где могут проходить поисковые отряды, она отходила от берегов, петляя по тайге, практически путая след.

Стоит напомнить: кроме того, что на эту спасательную операцию были брошены беспрецедентные силы и средства, под винтами вертолёта погиб поисковик Шнырёв.

За хорошо организованные и успешные поиски потерявшегося в тайге человека начальник экспедиции и руководитель геологического отдела получили... выговор.

– Наташа, ты просила не отправлять тебя в Москву и позволить завершить практику? – спросил Алексеев перед расставанием.
– Да, – ответила она.
– Твои преподаватели были непреклонны. Таким, как ты, места среди геологов нет.

Эпилог

О дальнейшей судьбе Натальи Косоруковой почти ничего не известно. По одним данным, она закончила Московский геологоразведочный техникум в 1982 году, получив специальность "техник-геолог". Но в профессию её не пустили – после того случая сомнительно, что ей позволили связать жизнь с ответственной и опасной профессией геолога.

Спустя годы краеведческий музей в Нюрбе пытался разыскать ту пропавшую студентку, надеясь узнать, как сложилась её судьба. Безуспешно.

История Натальи Косоруковой стала легендой среди якутских геологов. Её вспоминают до сих пор – как пример невероятной живучести человеческого организма и одновременно как урок о том, что иногда гордость и стыд могут быть смертельно опасными.

...

25 суток в тайге. Около 200 километров пути. Холодные дожди, тучи комаров, голод. И всё это время – намеренное бегство от тех, кто пытался спасти.

Что это было – чудовищный эгоизм молодой девушки? Или пример того, на что способен человек, когда стыд оказывается сильнее инстинкта самосохранения?

Может быть, где-то сейчас живёт женщина, которой за 60, и иногда она вспоминает то лето 1981 года. Вспоминает, как пряталась в высокой траве от звука вертолётных лопастей. Как шла и шла вверх по течению, всё дальше от людей, только бы не встретиться с теми, перед кем было так стыдно. Как в конце концов силы кончились, и она просто легла в траву и ждала... не зная, чего именно.

А потом услышала голоса. И встала.

-8

Дорогие гости канала и любимые подписчики. Благодарю вас за внимание. Желаю всего самого хорошего в жизни. С любовью к вам.