Когда-то русские ездили на средиземноморские курорты, чтобы подлечиться после столичной питерской чахотки. Чахнуть среди болот и вечной зари было можно, но гораздо фешенебельнее было уехать «на воды» или к морю.
Врачи отправляли всех в Крым, в двадцатом веке уже в Сочи, Адлер и Мацесту, совмещать серные воды с черноморскими волнами, а кто не мог себе позволить роскошь отечественного юга, но чурался отдыхать дикарями, ехал в Европу.
Италия была той частью загнивающего Запада, в которую мы всегда стремились, а Кампания стала регионом, где процент русских выше среди понаехов, чем в любом другом месте страны. Но постсоветская Россия стала тем временем, когда Амальфийское побережье потянуло сюда толпы соотечественников, презрительно взиравших на подгнившие набережные Адлера и боготворивших итальянский берег.
Я ехал по серпантину, повторяющему изгибы местных скал, когда ночи увидел огни, резко контрастирующие с чернотой вечернего зимнего сумрака. Огни не слепили, как вытаращенные фары дикого горца, не блуждали, как маркитанские лодки, набитые беженцами, мигрирующими и в Европу. Нет, они светили ровно, достаточно ярко, чтобы увидеть, но недостаточно, чтобы отключить зрение.
Здесь, в Кампании, на прекрасном, почти как крымском, Амальфитанском побережье, сохранилось множество примеров постоянных рождественских вертепов, некоторые из которых расположены вдоль моря. Вертеп не только стал одним из старейших символов местных традиций, но и часть культурного наследия, настоящее произведение искусства.
Фактически, это не только символ, связанный с религией, но и бесспорный художественный объект, созданный руками искусных местных мастеров. Города, где они установлены, позволяют ощущать дух Рождества круглый год, и это одна из причин не пройти их мимо. Эти ощущения... Они незабываемы.
ВОЛШЕБСТВО ПОСТОЯННЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ вертепов на Амальфитанском побережье: Рождество здесь круглый год — вот он, местный девиз.
Рождественский вертеп — один из самых популярных символов Рождества в Италии, он имеет весьма глубокую традицию, не сравнить, конечно, с мозаикой местных вилл, особенно в неаполитанской культуре, но традиция уж точно старше неаполитанской пиццы, сделанной исключительно из помидоров сортов Сан-Марцано или Пьенноло-дель-Везувио, выращенных на южной стороне Везувия (не путать с продуктами с западной, восточной, или, не дай бог, с северной стороны), а также из моцареллы, сделанной из молока буйволиц, выращиваемых в полудикой форме содержания в болотах Кампании и Лацио.
Именно поэтому в некоторых районах Амальфи рождественский вертеп стал постоянной инсталляцией, которую каждый может посетить в любое время. Ну как, каждый — если виза есть.
История неаполитанских рождественских вертепов началась ровно тысячу лет назад, о чем свидетельствует очень важный документ, датируемый 1025 годом, подтверждающий наличие первого рождественского вертепа в городе Амальфи.
Начнём с того, что пастухи и статуи, присутствующие в рождественском вертепе, остаются на своих местах постоянно. После окончания праздничного периода маленькая статуя младенца Иисуса будет убрана, чтобы занять своё место в вертепе в ночь с 24 на 25 декабря, после ритуального благословения.
Однако это не означает, что за вертепами не ухаживают; наоборот, их создатели или другие волонтеры делают всё возможное с любовью и страстью, чтобы обновить краску и внести необходимые изменения.
В историческом центре Амальфи находятся два постоянных рождественских вертепа, расположенные недалеко друг от друга. Первый, на улице Пьетро Капуано, наиболее характерный и расположен прямо внутри древнего фонтана Капа-э-Чиуччо , неотъемлемой частью которого он стал с 1974 года. Его особое расположение и тот факт, что рождественский вертеп находится в бассейне среди золотых рыбок, создают волшебное зрелище, привлекающее множество посетителей.
Главные персонажи расположены под погруженным в воду вертепом, а остальные статуи размещены вдоль туфового камня, который в настоящее время покрыт пышным мхом, что делает всю сцену ещё более впечатляющей.
Второй находится за воротами, которые часто остаются открытыми, чтобы посетители могли им полюбоваться, и он намного больше первого. Композиция тянется вдоль всей скальной стены, которая наверняка захочет лишит вас дара речи.
Эта рождественская композиция состоит из каменных домиков и статуэток, расположенных так, чтобы воссоздать повседневную жизнь деревни. Пещера довольно большая, её легко увидеть и опознать по присутствию ангелов, которые отмечают место, куда будет помещен ещё нерожденный младенец.
Мне же на глаза первым попался другой, на обочине дороги #163 , идущей вдоль моря, в Прайано. Здесь находится самый большой постоянный рождественский вертеп на Амальфитанском побережье, в очень живописном месте. Микеле Кастеллано, известный керамист, высек его в скале пещеры Дьявола с потрясающим результатом.
Он так прекрасно стилизовал маленькие цветные домики деревни, церкви и типичные улочки, нарисовав почти наяву жизнь, которая когда-то здесь кипела, со всеми её повседневными делами, включая те, которых уже не и нет совсем.
Здесь он также сделал фантастический берег моря, с лодками и рыбаками. На фоне пещеры и скал, возвышающихся над морем, с одной стороны, как говорит сам автор, невозможно не подумать, что «в таком месте у Рождества нет времени года!»
Так, а пещера-то где? А, вот она:
============
Больше статей про путешествия здесь.
Подписывайтесь на канал – зарисовки выходят каждый день.
Ставьте лайк, если понравилось
#Путешествия
#Италия
#Амальфи
#Рождество
#вертеп