Найти в Дзене
ЕГЭ Compass | Русский язык

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку | Ошибка в построении сложноподчинённого предложения | Вся теория

ТЕОРИЯ Сложноподчинённое предложение состоит из главной и придаточной частей, которые связываются подчинительными союзами (что, чтобы, если, когда, потому что и др.) или союзными словами (который, чей, где и др.). Первая ошибка: употребление лишнего союза Для связи придаточной части с главной достаточно одного союза или союзного слова. Использование двух союзов подряд является грамматической ошибкой, так как это нарушает логику построения сложного предложения. Примеры: ➖ Он спросил, что где можно купить билеты. ➕Он спросил, где можно купить билеты. ➕ Он спросил, что нужно сделать, чтобы купить билеты. ➖ Я не понимал, что почему он так поступил. ➕Я не понимал, почему он так поступил. ➕ Я не понимал, что заставило его так поступить. ➖ Мама волновалась, что приедет ли сын к ужину. ➕ Мама волновалась, приедет ли сын к ужину. ➕ Мама волновалась, что сын не приедет к ужину. Вторая ошибка: употребление конструкции «то, что» Указательное местоимение «то» не выполняет никакой синтаксической фу
Оглавление

ТЕОРИЯ

Сложноподчинённое предложение состоит из главной и придаточной частей, которые связываются подчинительными союзами (что, чтобы, если, когда, потому что и др.) или союзными словами (который, чей, где и др.).

Первая ошибка: употребление лишнего союза

Для связи придаточной части с главной достаточно одного союза или союзного слова. Использование двух союзов подряд является грамматической ошибкой, так как это нарушает логику построения сложного предложения.

Примеры:

➖ Он спросил, что где можно купить билеты.

➕Он спросил, где можно купить билеты.

➕ Он спросил, что нужно сделать, чтобы купить билеты.

➖ Я не понимал, что почему он так поступил.

➕Я не понимал, почему он так поступил.

➕ Я не понимал, что заставило его так поступить.

➖ Мама волновалась, что приедет ли сын к ужину.

➕ Мама волновалась, приедет ли сын к ужину.

➕ Мама волновалась, что сын не приедет к ужину.

Вторая ошибка: употребление конструкции «то, что»

Указательное местоимение «то» не выполняет никакой синтаксической функции в главном предложении и является лишним, так как связь осуществляется союзом «что»/«чтобы».

Указательное местоимение можно изъять из предложения без ущерба для смысла и грамматики.

Примеры ошибок:

➖Я надеюсь на то, что всё будет хорошо.

➕Я надеюсь, что всё будет хорошо.

➖Учитель объяснил то, что эта формула очень важна.

➕Учитель объяснил, что эта формула очень важна.

Когда «то, что» ГРАМОТНО употреблять?

«То, что» — правильно, если «то» нельзя убрать (оно — главный объект в предложении).

Примеры:

То, что ты говоришь, — ложь.
Что ложь? —
То. Без «то» предложение разваливается.

Он купил то, что я просил.
Купил
что?То. Это конкретный предмет.

Меня удивило то, что он пришёл.
Удивило
что?То (сам факт).

Третья ошибка: придаточное определительное (который)

Союзное слово «который» должно находиться непосредственно после того слова, к которому оно относится по смыслу. Если поставить его после другого слова, возникает неясность или абсурдный смысл.

Примеры:

➖До школы можно было добраться только на машине, которая находилась в десяти километрах от дома.

Придаточная часть (который...) должна стоять после того слова, от которого зависит.

Школа находилась в десяти километрах от дома, поэтому придаточная часть должна быть после слова ШКОЛА

А получилось, что МАШИНА находилась в десяти километрах от дома.

➕До школы, которая находилась в десяти километрах от дома, можно было добраться только на машине.

Четвертая ошибка: повторение одного и того же союза/ одной и той же частицы

➖Татьяна Ивановна хотела, ЧТОБЫ я напомнила руководителю музыкального кружка, ЧТОБЫ она уточнила репертуар на предстоящее выступление.

При последовательном подчинении придаточных надо избегать повтора союза или союзного слова.

➕Татьяна Ивановна хотела, ЧТОБЫ я напомнила руководителю музыкального кружка ОБ уточнении репертуара на предстоящее выступление.

Повторение одной и той же частицы

➖Если бы мы успели бы прочесть все произведения, то мы бы лучше написали сочинение.

Частица БЫ не должна повторяться в одной и той же части сложного предложения.

➕Если бы мы успели прочесть все произведения, то мы бы лучше написали сочинение.

Не пропустите ☝️❗

Друзья! Если статья была полезной, ставьте 👍

И не забудьте подписаться ✍️

Этот контент бесплатный, но если он вам помог — можете поддержать канал любой суммой.