Найти в Дзене
Уральский историк

Мифы о «горнозаводской цивилизации»

Продолжаю знакомить читателя с историческим мифотворчеством на примере Урала. Несколько лет назад был запущен миф о существовании некоей «горнозаводской цивилизации» на Урале. По одной из версий сам термин "горнозаводская цивиллизация" ввёл в оборот в 1926 году этнограф, профессор Пермского университета Павел Богословский. Но это не точно. Популярный паблик "Пермский переплет", не называя источника, сообщает следующее: "Богословскому с 1990-х годов приписывают создание концепции «горнозаводской цивилизации», хотя эта теория была создана не им. В 1927 году в Свердловске в краеведческом сборнике (тираж 1,6 тыс. экз.) вышла статья Богословского, в которой он обосновывал необходимость создания при Пермском государственном университете «планирующего органа по уральскому культурному краеведению». Публикация снабжена пометкой, что редакция издания не согласна с некоторыми положениями статьи. В статье понятие «горнозаводская цивилизация» встречается только один раз. Вот все, что писал о ней Б

Продолжаю знакомить читателя с историческим мифотворчеством на примере Урала. Несколько лет назад был запущен миф о существовании некоей «горнозаводской цивилизации» на Урале.

По одной из версий сам термин "горнозаводская цивиллизация" ввёл в оборот в 1926 году этнограф, профессор Пермского университета Павел Богословский. Но это не точно. Популярный паблик "Пермский переплет", не называя источника, сообщает следующее:

"Богословскому с 1990-х годов приписывают создание концепции «горнозаводской цивилизации», хотя эта теория была создана не им. В 1927 году в Свердловске в краеведческом сборнике (тираж 1,6 тыс. экз.) вышла статья Богословского, в которой он обосновывал необходимость создания при Пермском государственном университете «планирующего органа по уральскому культурному краеведению». Публикация снабжена пометкой, что редакция издания не согласна с некоторыми положениями статьи. В статье понятие «горнозаводская цивилизация» встречается только один раз. Вот все, что писал о ней Богословский: «Исследователь-краевед должен обратить свое внимание, помимо народной культуры, и на культуру, созданную в условиях крепостничества, трудами народа по заданиям и в интересах владетелей заводов и разного рода угодий. Продукт своеобразной горнозаводской цивилизации, эта культура заслуживает полного внимания краеведа во всех формах своего выражения. Она интересна и по своей идеологической сущности и по стилю своего художественного оформления». Ни времени существования «горнозаводской цивилизации», ни ее признаков, ни ее территориальных рамок Богословский не назвал и более к этому вопросу не возвращался в своих исследованиях".

Сегодняшняя версия "гонозаводской цивиллизации" не имеет с прежней ничего общего.

Вот Нина Казаринова из Перми в статье «Горнозаводская цивилизация: культура городов-заводов» пишет:

«Города-заводы, появившиеся в связи с реформами Петра I, в своем развитии опирались на уникальную ресурсную базу и стали основой Уральской горнозаводской цивилизации. С начала XVIII в. и до середины XIX в. на Уралебыло построено 260 городов-заводов, более половины из всех построенных в этот период в России. Это была особая эпоха в градостроительстве и культуре. Заводом называли не только промышленное предприятие, но и поселок вокруг него. Они выгодно отличались даже от губернских городов и по количеству населения, и поухоженности, и порядку».

То-есть, автор прямо в лоб объясняет, что такое хорошо и что такое плохо. Правда, заводы на Урале были как частные, так и казенные. Может Казаринова о казенных заводах пишет? Ничего подобного!

Цитирую:

«Развитие частных заводов, промышленности изменило традиционный крестьянский ритуализированный уклад жизни».

При олигархах-заводчиках крепостные крестьяне повышали свой культурный уровень, развивались творчески. Казарина отмечает:

«О том, что люди Пермской губернии «имеют более образования, нежели люди тех же сословий в других губерниях», – сообщал в 1828 г. Бенкендорф министру финансов Е.Ф. Канкрину».

К Пермской губернии в ту пору относился и Екатеринбург. Представляете как завидовали в ту пору москвичи и петербуржцы какой-нибудь Шайтанке, где после 14 часового рабочего дня местные работные хлебали горькую в кабаке, заедая засиженным мухами сухарем?

Казариновой надо было бы посидеть в шайтанком кабаке, послушать разговоры, чтобы понять как возрос уровень образования подневольных работников Демидовых, Ярцевых или Бергов…

Далее Казаринова долго рассказывает про заводские школы. Советское ФЗО, было, как известно всем грантовым историкам , отвратительным. А вот ФЗО олигархов – это прелесть.

Есть, правда ещё одна особенность у «горнозаводской цивилизации» имелись горнозаводские карательные войска. Об этом пишет тоже пермяк Лобанов Д.А:

«25 января 1805 г. был утверждено положение о Горной штатной команде для заводов Уральского горного хребта. На уральских горных заводах были сформированы следующие Штатные горные команды: две роты при Пермском горном правлении, команды при заводах Юговском, Мотовилихинском, Пыскорском, Воткинском, Златоустовском, четыре роты при Екатеринбургских заводах, команда при Гороблагодатских заводах и рота при Богословских заводах…»

И далее…

«В обязанности горных батальонов входило содержание караулов при заводах, сопровождение караванов с деньгами и металлами, управление приписными крестьянами и наблюдение за поведением рабочих. Офицеры батальонов должны были привлекаться к ведению следственных дел».

Ну и ещё цитата:

«Артиллерия у горных батальонов имелась и ранее, но чаще всего орудия эти применялись не против внешнего врага, а против своих же рабочих, недовольных действиями горной администрации или условиями труда. Весной 1826 г. вспыхнули волнения крестьян и мастеровых Ревдинского завода. Для наведения порядка из Екатеринбурга на завод были присланы 2 роты Оренбургского линейного батальона № 14 при одном орудии, под командою командира батальона подполковника Пащенко. Рабочие забросали солдат камнями и слитками чугуна. Командир батальона, 2 офицера и 17 рядовых были ушиблены. Войска открыли огонь из ружей и пушки. Со стороны восставших были убиты 33 и ранены 62 человека».

Напомню смута в Ревде началась из-за слишком низких установленных заводским начальством закупочных цен на древесный уголь. Заводы на Урале тогда работали на древесном угле. И целая армия углежогов уничтожала уральскую тайгу всюду куда ей удавалось добраться.

Подробнее читайте: Зачем в Ревде расстреляли углежогов?

Современная версия как доказательство преемственности и правильности власти владельцев уральских заводов стала достоянием общественности после заказных публикаций писателя Алексея Иванова, по сочинениям которого релокант, ныне живущий во Франции, Леонид Парфёнов (информации о признании его иноагентом я не нашёл) по заказу олигархов снял патриотический шедевр "Хребет России".

Если же толковать упрощённо, то "горнозаводская цивиллизация" - это преемственность традиций от уральских феодальных заводчиков к нынешним олигархам. Они, а не российское государство должны править в "городах-заводах" Урала.

___________________________________

Читайте мои публикации в ЖЖ, вступайте сообщество в соцсети Вконтакте и Одноклассники, следите за обновлениями в телеграм. Не забывайте также о исторической рубрике на сайте перво.инфо.

Если хотите, чтоб публикаций на канале было больше и они были интереснее, то поддержите канал донатом - жмите сюда.