Найти в Дзене
History Dreamer

Исследователи: по следам таинственных буртасов

Буртасы - это кочевой или полукочевой народ, упоминаемый в арабских (IX-X вв.) и древнерусских (X-XIII вв.) источниках в регионе между Волгой и Доном, по соседству с хазарами, булгарами и печенегами. Арабские географы (Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Гарнати) описывают буртасов как многочисленный, независимый и воинственный народ, живущий в лесах. Они упоминают их главный город (название не сохранилось) и то, что они платят дань хазарам мехами (буртасские меха высоко ценились). Буртасы в сфере доминирования Хазарского каганата (обозначена синим цветом), начало IX века н. э. Фото из свободных источников в Интернете. Древнерусские летописи упоминают буртасов чаще как союзников или подданных волжских булгар или мордвы. Они участвовали в походах булгар на Русь и, в свою очередь, подвергались набегам русских князей (например, Юрия Долгорукого). Проживали они тогда на географических территориях нынешних Пензенской, Тамбовской, Ульяновской областей России. Буртасы практиковали кочевое скотоводство (

Буртасы - это кочевой или полукочевой народ, упоминаемый в арабских (IX-X вв.) и древнерусских (X-XIII вв.) источниках в регионе между Волгой и Доном, по соседству с хазарами, булгарами и печенегами.

Арабские географы (Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Гарнати) описывают буртасов как многочисленный, независимый и воинственный народ, живущий в лесах. Они упоминают их главный город (название не сохранилось) и то, что они платят дань хазарам мехами (буртасские меха высоко ценились).

Буртасы в сфере доминирования Хазарского каганата (обозначена синим цветом), начало IX века н. э. Фото из свободных источников в Интернете.
Буртасы в сфере доминирования Хазарского каганата (обозначена синим цветом), начало IX века н. э. Фото из свободных источников в Интернете.

Древнерусские летописи упоминают буртасов чаще как союзников или подданных волжских булгар или мордвы. Они участвовали в походах булгар на Русь и, в свою очередь, подвергались набегам русских князей (например, Юрия Долгорукого). Проживали они тогда на географических территориях нынешних Пензенской, Тамбовской, Ульяновской областей России.

Буртасы практиковали кочевое скотоводство (лошади, овцы), охоту (те самые знаменитые меха) и, вероятно, примитивное земледелие. Они исповедовали язычество. Арабские авторы описывают сложные обряды поклонения природным явлениям (гром, деревья, вода и т.д.).

Основной вопрос, на который до сих пор нет единого ответа: Кем были буртасы по происхождению и языку? На этот счёт существует несколько основных гипотез:

Ираноязычная гипотеза: Самая ранняя. Связывает их с потомками сарматских племён (алан). На это указывает возможная иранская этимология имени («буртас» - от иранского «бур-таш» - «союзник, собрат»).

Наиболее популярная угро-финнская (мордовская) гипотеза считает буртасов не отдельным народом, а конфедерацией мордовских племён (мокша, эрзя), известной их соседям под общим именем. Этому есть подтверждения в археологии: на предполагаемой территории буртасов находят памятники городецкой и древнемордовской культур.

Карта мира Ибн Хаукаля по рукописи XIV века из Библиотеки Сулеймание в Стамбуле. Фото является общественным достоянием.
Карта мира Ибн Хаукаля по рукописи XIV века из Библиотеки Сулеймание в Стамбуле. Фото является общественным достоянием.

Тюркская гипотеза предполагает, что буртасы - тюркское племя, возможно, родственное булгарам или чувашам. Некоторые исследователи видят связь с более поздним населением этих земель - мишарями (татарами).

Существует также смешанная гипотеза, которая предполагает, что буртасы представляли собой не единый этнос, а политический союз разнородных племён (финно-угорских, тюркских, возможно, иранских), сложившийся в междуречье Волги и Дона под влиянием Хазарского каганата.

Буртасы были вассалами и буфером Хазарии. Они обязаны были выставлять ополчение для хазарского войска. Арабские источники (Ибн Русте) подчёркивают их многочисленность и воинственность, отмечая, что «буртасы - страна обширная и сильная».

Главной данью Хазарии были не рабы или скот, а знаменитые буртасские меха (соболя, куницы, горностаи), которые были ценным экспортным товаром.

Их земли служили барьером, прикрывавшим западные границы каганата от набегов печенегов и позже - русов. Буртасы действовали не самостоятельно, а как часть коалиций более сильных игроков. Летописи неоднократно фиксируют их участие в походах волжских булгар на русские земли (например, в 1088 году они взяли Муром) и в обороне Булгара от ответных ударов (походы русских князей в 1120, 1172, 1184 гг.).

Есть важная цитата о буртасах из труда арабского энциклопедиста X века Аль-Масуди, что: «у них деревянные дома, в них живут зимою, и шатры, в них они обитают летом».
Есть важная цитата о буртасах из труда арабского энциклопедиста X века Аль-Масуди, что: «у них деревянные дома, в них живут зимою, и шатры, в них они обитают летом».

С ослаблением Хазарии в X веке буртасы постепенно попали в сферу влияния Волжской Булгарии и выступали как их младшие союзники. Арабский географ ал-Гарнати (XII в.) описывает, что буртасы живут в глухих лесах и строят мощные деревянные укрепления («город Буртас»), куда свозят запасы на случай войны. Это была тактика защиты от кочевников степи. Как лесной народ, они, вероятно, сражались в пешем строю, используя луки, копья и топоры. Их конница, если и была, уступала степной.

Буртасы исчезают со страниц истории после монгольского нашествия (XIII в.). Вероятнее всего, они были ассимилированы или включены в состав: Золотой Орды (и далее - татарского и мордовского народов), Волжской Булгарии, древнерусского населения (в меньшей степени).

Ранние исследователи заложили основы, пытаясь идентифицировать буртасов по летописям и трудам арабских географов.

В. Н. Татищев одним из первых связал буртасов с мордвой, видя в них одно из её племён. Н. М. Карамзин склонялся к отождествлению буртасов с мордовскими племенами. Д. И. Иловайский выдвинул иранскую гипотезу. Он считал буртасов потомками сармато-аланского населения Подонья, родственными ясам (аланскому населению Руси). Эта гипотеза базировалась на возможной иранской этимологии имени («буртас» - «бур-таш» - «союзник, собрат»).

В советское время резко возросла роль археологии. Сформировались две основные конкурирующие гипотезы. А. П. Смирнов (крупнейший специалист по волжским булгарам и финно-уграм) стал главным сторонником мордовской (финно-угорской) гипотезы. Он отождествил археологические памятники буртасов (т.н. «культура рязано-окских могильников», позже - древнемордовская культура) с этим народом. По его мнению, «буртасы» - это общее название для группы мордовских племён, данное им тюркскими соседями. Исследователи Б. А. Рыбаков и М. И. Артамонов поддерживали иранскую гипотезу, связывая буртасов с остатками сарматского населения лесостепи. Они апеллировали к описаниям их языческих культов у арабских авторов, которые имели параллели с осетинским (аланским) эпосом «Нарты». А. Х. Халиков (татарский археолог) выдвинул тюркскую гипотезу. Он предположил, что буртасы - это тюркизированные финно-угры, возможно, предки части мишарей (татар), и их имя сохранилось в названии «буртас» одной из групп татар-мишарей.

В наше время в исследованиях преобладает комплексный подход. Большинство исследователей признают, что «буртасы» - это не столько этнос, сколько политическое образование или конфедерация племён.

В. В. Седов и Е. А. Шинаков поддерживают финно-угорскую гипотезу, но с уточнениями. Они видят в буртасах союз племён городецкой (предки мордвы) и азелинской (предки марийцев) культур, сложившийся под влиянием и при взаимодействии с булгарами и хазарами. Г. Е. Афанасьев провёл масштабные археологические исследования в Среднем Подонье. Его вывод: буртасы - это политоним (политическое название), а не этноним. Под этим именем в арабских источниках фигурирует население лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры (связанной с Хазарией), которое было смешанным - алано-болгарским с значительной примесью финно-угорского (мордовского) компонента. В булгаро-татарской историографии продолжает развиваться тюркская гипотеза, связывающая буртасов с ранними тюркскими группами в регионе.

Буртасы - это не этнос, а сложный полиэтничный союз, сложившийся в междуречье Волги и Дона под эгидой Хазарского каганата. В его состав входили в основном финно-угорские (протомордовские) племена, но с сильным тюркским (булгаро-хазарским) и, возможно, остаточным иранским (аланским) компонентом.
Буртасы - это не этнос, а сложный полиэтничный союз, сложившийся в междуречье Волги и Дона под эгидой Хазарского каганата. В его состав входили в основном финно-угорские (протомордовские) племена, но с сильным тюркским (булгаро-хазарским) и, возможно, остаточным иранским (аланским) компонентом.

На сегодня наиболее авторитетной считается компромиссная точка зрения. Буртасы - это не этнос, а сложный полиэтничный союз, сложившийся в междуречье Волги и Дона под эгидой Хазарского каганата. В его состав входили в основном финно-угорские (протомордовские) племена, но с сильным тюркским (булгаро-хазарским) и, возможно, остаточным иранским (аланским) компонентом. Именно это смешение и породило дискуссию среди исследователей.

Буртасы - это яркий пример народа-«призрака» раннего Средневековья. Они были реальной политической и военной силой в регионе, их имя было хорошо известно современникам, но их точная этническая принадлежность остаётся одной из интереснейших исторических загадок. Большинство современных исследователей склоняются к тому, что это была конфедерация преимущественно финно-угорских (мордовских) племён.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал History Dreamer. Впереди много интересного.
Если вам понравилась данная статья и вы хотите оказать финансовую поддержку для развития канала, то нажмите кнопку "Поддержать", что находится ниже.