Найти в Дзене

Происхождение и развитие гербов

Примерно к середине XII века начали формироваться первые гербы. Их появление на полях сражений и турнирах изначально было обусловлено практическими потребностями, связанными с развитием военного дела. Изменения в конструкции шлемов и кольчуг делали рыцарей трудноузнаваемыми. Чтобы облегчить их идентификацию в пылу битвы, рыцари стали наносить на большие поверхности своих щитов различные изображения – животных, растений или геометрические узоры.

Однако, только материальными причинами появление гербов объяснить нельзя. Их возникновение было тесно связано с глубокими переменами в общественном устройстве, которые трансформировали феодальное общество. Подобно тому, как в то время развивались фамильные имена и модные тенденции в одежде, гербы стали новым способом обозначения идентичности в обществе, которое находилось в процессе реорганизации.

Геральдические цвета
В средневековой геральдике применялся ограниченный набор из шести "основных" цветов, признанных в западной культуре: белый, желтый, красный, черный, синий и зеленый. Эти цвета считались абсолютными, и их вариации не допускались. Вместо этого, строго регламентировались комбинации этих цветов. Черный, известный во французской геральдике как "соболь", не являлся ни наиболее распространенным (красный), ни самым редким (зеленый) цветом. Его присутствие отмечалось примерно в 20-25% европейских гербов.
Арсенал Европы и Золотое руно, ок. 1434-35. Париж, Bibliothèque de l'Arsenal, ms. 4790, фол. 34 (голландские гербы).
Геральдические цвета В средневековой геральдике применялся ограниченный набор из шести "основных" цветов, признанных в западной культуре: белый, желтый, красный, черный, синий и зеленый. Эти цвета считались абсолютными, и их вариации не допускались. Вместо этого, строго регламентировались комбинации этих цветов. Черный, известный во французской геральдике как "соболь", не являлся ни наиболее распространенным (красный), ни самым редким (зеленый) цветом. Его присутствие отмечалось примерно в 20-25% европейских гербов. Арсенал Европы и Золотое руно, ок. 1434-35. Париж, Bibliothèque de l'Arsenal, ms. 4790, фол. 34 (голландские гербы).

Изначально гербы ассоциировались с конкретным человеком и передавались по наследству. Со временем они стали применяться к целым семьям и их потомкам, передаваясь по знатным родам. Женщины также начали использовать гербы. К XIII веку их применение расширилось и охватило духовенство, горожан, ремесленников и даже крестьян в некоторых регионах. В дальнейшем гербы стали неотъемлемой частью различных общностей: городов, торговых гильдий, монастырей, глав государств, учреждений и различных административных единиц.

Право на гербы: распространенное заблуждение

Важно развеять широко распространенное, но исторически неверное представление о том, что право на использование гербов было ограничено только дворянством. В действительности, ни в одной стране ношение гербов никогда не было исключительной привилегией какого-либо одного социального класса. Любой человек, семья, группа или сообщество имели право выбрать себе герб и использовать его в личных целях. Единственным условием было не присваивать чужой герб.

Гербы служили одновременно знаками индивидуальной и коллективной идентичности, символами владения и декоративными элементами. Они появлялись на множестве предметов, памятников и документов, придавая им официальный статус. Изучение гербов зачастую является единственным способом, позволяющим нам сегодня определить время и место создания этих объектов, установить их владельцев или заказчиков, а также восстановить исторические события и их географию.

-2

Структура и правила европейских гербов

Европейские гербы строились на основе двух ключевых компонентов: фигур и цветов, которые располагались на щите. Форма самого щита, даже если она напоминала средневековые треугольные щиты, не играла решающей роли и не была обязательной. Важно было то, как фигуры и цвета комбинировались на щите.

Эти комбинации подчинялись строгим, хотя и не всегда очевидным, правилам композиции. Именно эти правила отличали европейские гербы от гербов других культур.

Особое значение имели цвета. В отличие от фигур, для которых существовало множество вариантов, геральдические цвета были ограничены. В Средние века их было шесть основных, которые во французской геральдике имели свои названия:

Or (золотой/желтый)

Argent (серебряный/белый)

Gueules (червленый/красный)

Azur (лазурный/синий)

Sable (черный)

Sinople (зеленый)

Эти цвета, используемые в европейской культуре с Средних веков, до сих пор остаются основными.

-3

Абстрактность геральдических цветов

Важно понимать, что геральдические цвета были абсолютными и абстрактными. Их конкретные оттенки не имели значения. Например, "gueules" мог быть изображен как светло-красный, темно-красный, матовый или глянцевый, даже с оттенками розового или оранжевого. Главным было само понятие красного цвета, а не его точное визуальное воплощение. То же самое касалось и других цветов: "azur", "sable", "sinople", а также "or" и "argent", которые могли изображаться как желтый и белый, так и как золото и серебро.

Например, в гербе короля Франции, где "azur semé de fleurs de lis d'or" (лазурь, усыпанная золотыми лилиями), "azur" мог быть любым оттенком синего (от небесно-голубого до ультрамарина), а "or" – любым оттенком желтого (от лимонного до золотого). Это не имело никакого значения для смысла герба.

Художник имел свободу интерпретировать "azur" и "or" по своему усмотрению, исходя из доступных материалов, техник и собственных эстетических предпочтений. Поэтому со временем один и тот же герб мог быть представлен с совершенно разными оттенками цветов.

Более того, геральдика не использовала эти шесть цветов произвольно. Она разделила их на две группы:

Группа 1: белый и жёлтый.

Группа 2: красный, чёрный, синий и зелёный.

-4

Основное правило использования цветов заключалось в том, что два цвета из одной группы нельзя было использовать вместе для изображения основных элементов герба (за исключением мелких деталей).

Пример: Если щит был чёрного цвета (de sable), то лев на нём мог быть белым (d'argent) или жёлтым (d'or). Однако лев не мог быть синим (d'azur), красным (de gueules) или зелёным (de sinople), поскольку эти цвета принадлежали к той же группе, что и чёрный. И наоборот, если щит был белым, лев мог быть любого цвета из второй группы (чёрного, синего, красного или зелёного), но не жёлтого.

Это фундаментальное правило существовало с самого начала геральдики и строго соблюдалось повсеместно (исключения крайне редки). Вероятно, оно было заимствовано у знаменосцев и прапорщиков, которые оказали значительное влияние на ранние гербы. Изначально это правило могло быть связано с вопросами видимости, поскольку первые гербы, состоявшие из двух цветов, были созданы как чёткие визуальные знаки, различимые на расстоянии.

Однако одних лишь вопросов видимости недостаточно для объяснения причин отказа от этого правила, более ранние следы которого не обнаружены. Скорее всего, это было связано с богатой цветовой символикой феодального периода, которая претерпевала значительные изменения. Новому обществу, сформировавшемуся после 1000 года, соответствовал новый порядок цветов. Белый, красный и чёрный перестали быть тремя основными цветами, как это было в античности и раннем Средневековье. Теперь на первый план вышли синий, зелёный и жёлтый, отражая изменения в социальной жизни и связанных с ней кодексах.

Ранняя геральдика стала одним из таких кодов, возможно, самым оригинальным. Возникнув в специфической среде войны, турниров и рыцарства, она быстро распространилась на всё общество, навязав ему свои классификации и ценности. В частности, она изменила иерархию, связанную с цветами.