Найти в Дзене

«Стеклодув»: любовь бессмертна

Нет-нет да и приходит из стран третьего мира что-то стоящее и достойное. На сей раз приятно удивил Пакистан, представив свой первый рисованный анимационный фильм «Стеклодув», официально вышедший в российский прокат в конце января 2025 года. Как утверждают некоторые источники, фильм был нарисован в стиле так называемого Северного Возрождения Нидерландов, который характеризовался «слиянием искусства, архитектуры и дизайна и происходил в основном под влиянием европейского движения Возрождения». Вместе с тем, не будучи экспертом в мультипликации и не слишком вдаваясь в детали прорисовки, без подглядывания куда-либо, а лишь ориентируясь на своё собственное восприятие, с равной степенью уверенности можно заключить, что «The Glassworker» очень напоминает работы Хаяо Миядзаки, да и вообще по стилистике вполне приходится ко двору японской аниме-индустрии, даром что ли в создании проекта принимал участие Джеффри Уэкслер, работавший на японскую анимационную студию Studio Ghibli? К слову, автору

Нет-нет да и приходит из стран третьего мира что-то стоящее и достойное. На сей раз приятно удивил Пакистан, представив свой первый рисованный анимационный фильм «Стеклодув», официально вышедший в российский прокат в конце января 2025 года. Как утверждают некоторые источники, фильм был нарисован в стиле так называемого Северного Возрождения Нидерландов, который характеризовался «слиянием искусства, архитектуры и дизайна и происходил в основном под влиянием европейского движения Возрождения». Вместе с тем, не будучи экспертом в мультипликации и не слишком вдаваясь в детали прорисовки, без подглядывания куда-либо, а лишь ориентируясь на своё собственное восприятие, с равной степенью уверенности можно заключить, что «The Glassworker» очень напоминает работы Хаяо Миядзаки, да и вообще по стилистике вполне приходится ко двору японской аниме-индустрии, даром что ли в создании проекта принимал участие Джеффри Уэкслер, работавший на японскую анимационную студию Studio Ghibli? К слову, автору настоящего отзыва пакистанская новинка чем-то ностальгически напомнила японский анимационный фильм «Виндария» 1986 года, и даже не столько техникой (всё-таки японские большие глаза ни с чем не спутаешь), сколько самой историей, в которой на пути у простого человеческого счастья становится война.

Кадр из фильма. Сюжет не линеен и чередует настоящее и прошлое через воспоминания главного героя – стеклодува Винсента Оливера
Кадр из фильма. Сюжет не линеен и чередует настоящее и прошлое через воспоминания главного героя – стеклодува Винсента Оливера

Сюжет фильма не линеен, чередует в повествовании настоящее и прошлое. Винсент Оливер, сын мастера-стеклодува Томаса Оливера, живет в приморском городке и готовится к своей первой выставке работ из стекла. Когда в руки Оливера попадает письмо от его подруги и первой любви Аллизы Амано, он начинает вспоминать своё детство и то, с чего всё началось. Как отец обучал его редкому изящному ремеслу, как не складывались у него взаимоотношения со сверстниками, и как однажды в их магазине появилась дочь полковника Амано – рыжеволосая красавица Аллиз. Отца-одиночку и принципиального пацифиста Томаса Оливера называли трусом и пренебрежительно относились к нему в местном обществе, но ради сына он был вынужден пойти на сотрудничество с армией. В свою очередь Винсент и Аллиз выросли и почувствовали взаимную симпатию друг к другу (он пошёл по стопам отца, она стала перспективной скрипачкой в местной музыкальной школе). Но чувствам молодых людей из двух разных миров, которым и без того нужно было преодолеть много препятствий, просто чтобы встречаться и общаться (разное социальное положение, негативное отношение родителей к их дружбе и т.д.), помешала внезапно пришедшая в мирные земли Уотерфронта война. С неба падали бомбы, гибли, пропадали без вести и калечились люди, а герои должны были принять несколько первых сложных решений в своей жизни, расставить приоритеты и определить свою дальнейшую судьбу.

Кадр из фильма. По сведениям некоторых источников "Стеклодув" был нарисован в стиле так называемого Северного Возрождения Нидерландов, но на взгляд обывателя очень напоминает японскую школу аниме
Кадр из фильма. По сведениям некоторых источников "Стеклодув" был нарисован в стиле так называемого Северного Возрождения Нидерландов, но на взгляд обывателя очень напоминает японскую школу аниме

Дебютная режиссёрская работа Усмана Риаза – это чистой воды традиционная классическая история, в центр которой поставлен маленький человек на фоне глобальных драматических событий. И хотя сценарий вроде бы был написан самим Усманом Риазом в соавторстве с Мойя О’Ши (сериалы «Корона», «Клиника»), корни его, как представляется, простираются гораздо дальше: тут в качестве примеров для сравнения можно вспоминать и «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, и «Доктора Живаго» Бориса Пастернака и даже, если угодно, «Переправы» Джона Ву, если брать не литературу, а непосредственно кино. Аналогов в анимационном сегменте тоже безусловно хватает, однако другое дело, что сейчас ни в америках, ни в европах, ни в австралиях такое почти не снимают (вместо этого – кардинальное понижение стиля, морально-нравственная деградация вложенных смыслов и отрабатывание известной повестки по методичкам Сороса и концепции Карла Поппера об «открытом обществе»). Тем ценнее каждый отличающийся от общего тренда кинопродукт!

Кадр из фильма. Героям предстоит принять сложные решения, расставить жизненные приоритеты и определить свою дальнейшую судьбу
Кадр из фильма. Героям предстоит принять сложные решения, расставить жизненные приоритеты и определить свою дальнейшую судьбу

И хотя некоторые критики (скорее всего соответствующего либерального толка, для которых, как известно, чем изощрённее и извращённее, тем лучше) выразили недовольство относительно неидеальности анимации, которая, дескать, «не всегда полностью отполирована, поскольку в определенных движениях нет плавности и четкости», что рядовой зритель вряд ли заметит даже под лупой, и по поводу монотонности оригинального дубляжа, якобы не способного передать эмоции персонажей в ключевых сценах, который также не станет проблемой для большинства русскоязычных кинолюбителей, отдавших предпочтение адаптации «Студийной банды», в целом пакистанский мультфильм был встречен широкой аудиторией весьма положительно. И если даже объективно имели место некоторые огрехи и неточности, этот первый блин комом точно не назовёшь, ведь в фильме также найдётся множество плюсов (например, отличное музыкальное сопровождение, подчёркивающие характер истории), да и, как ни крути, а главное всё-таки содержание. А здесь авторы «The Glassworker» не погрешили, создав многослойное, тонкое полотно, рассматривая которое, стоит задуматься и над поступками героев, и над превратностью судьбы, и над финалом, что несмотря на кажущийся сказочный хэппи энд между кадрами даёт понять: Винсент просто выдал желаемое за действительное, а реальная жизнь, скорее всего, распорядилась по иному.

«Стеклодув» (2024, The Glassworker)
-5

______________________________

Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру