Найти в Дзене

Купил, сравнил, забыл: куда исчезает радость от новой вещи

Итак, сравнение — мощный инструмент, но у него есть опасный побочный эффект. Со временем то, с чем идет сравнение, способно измениться, а вместе с этим изменится и наше отношение. Как пишет Дэниел Гилберт, профессор психологии Гарвардского университета, когда в магазине мы сравниваем звучание маленьких акустических колонок и огромных мастодонтов – то легко замечаем разницу в звуке. Басы глубже. Берем большие, мы же не хотим слушать урезанный звук. Притаскиваем их домой. И тут происходит магия исчезновения - мы больше никогда не услышим ту пару маленьких колонок, чтобы сравнить. Даже хуже. Дома мы вообще прекратим сравнивать колонки по критерию «звучание». Появляется новый критерий, о котором мы не думали в магазине: геометрия. Теперь мы сравниваем колонки не с другими колонками, а с пространством комнаты. А эти гробы занимают полгостиной, собирают пыль и бесят жену. Я сам, лично, на прошлый Новый год купил сыну огромный деревянный сказочный замок – который превосходил остальные игрушк

Итак, сравнение — мощный инструмент, но у него есть опасный побочный эффект. Со временем то, с чем идет сравнение, способно измениться, а вместе с этим изменится и наше отношение.

Как пишет Дэниел Гилберт, профессор психологии Гарвардского университета, когда в магазине мы сравниваем звучание маленьких акустических колонок и огромных мастодонтов – то легко замечаем разницу в звуке. Басы глубже. Берем большие, мы же не хотим слушать урезанный звук.

Притаскиваем их домой. И тут происходит магия исчезновения - мы больше никогда не услышим ту пару маленьких колонок, чтобы сравнить.

Даже хуже. Дома мы вообще прекратим сравнивать колонки по критерию «звучание». Появляется новый критерий, о котором мы не думали в магазине: геометрия. Теперь мы сравниваем колонки не с другими колонками, а с пространством комнаты. А эти гробы занимают полгостиной, собирают пыль и бесят жену.

Я сам, лично, на прошлый Новый год купил сыну огромный деревянный сказочный замок – который превосходил остальные игрушки в магазине. А потом впал в отчаяние, пытаясь найти место в крохотной и без того забитой детской комнатке.

Наша, как покупателей, проблема в том, что мы не задумываемся - в будущем объект сравнения изменится или исчезнет. Например, купили новую куртку. Она классная, лучше старой, которая отправляется в шкаф. Прошло несколько дней, и мы прекратили сравнивать новую куртку со старой. Все, удовольствие испарилось, хотя новая куртка по-прежнему классная.

Помним - контекст выбора и контекст использования — это две разные вселенные.

© Авторский блог Николая Молчанова: кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, популяризатор науки.

Ведет самый популярный блог о поведенческой экономике «Психология Маркетинга» – техники влияния, ловушки мышления и приемы психологии для работы и жизни. Подкаст - здесь.

200K+ подписчиков уже в курсе. Не упусти шанс изменить себя к лучшему.