Найти в Дзене
Татарский Мир

Сююм Ягудина – легенда научного растениеводства Узбекистана

В начале ХХ в. четверть населения г. Астрахани составляли татары. Проживали они довольно компактно, на территории Татарской слободы, расположенной в 5 и 6 частях города. Астраханская городская татарская община состояла как из местных астраханских (юртовских и карагашей, потомков населения азиатских Трех Дворов) татар, так и из татар, переселившихся из Средневолжских и Приуральских губерний. Основными занятиями татар в Астрахани были мелкая и средняя торговля, извозный промысел, хлебопекарное производство и т.п. Семья татар-переселенцев из Пензенской губернии местности Алты авыл Ягудиных, во главе с Нигметуллой-бабаем обосновалась в Астрахани в 1870-80-е гг. и стала активно торговать с казахами Букеевской Орды, и уже в 1900-е гг. три брата Сейфуль-Мулюк, Илязетдин (Гилязетдин) и Мингач (Мингажетдин) Нигматулловичи относились к «столпам» местного татарского общества. В начале ХХ в. три брата Ягудины, а особенно средний – Илязетдин, активно включаются в астраханское татаро-мусульманское

В начале ХХ в. четверть населения г. Астрахани составляли татары. Проживали они довольно компактно, на территории Татарской слободы, расположенной в 5 и 6 частях города. Астраханская городская татарская община состояла как из местных астраханских (юртовских и карагашей, потомков населения азиатских Трех Дворов) татар, так и из татар, переселившихся из Средневолжских и Приуральских губерний.

Основными занятиями татар в Астрахани были мелкая и средняя торговля, извозный промысел, хлебопекарное производство и т.п.

Семья татар-переселенцев из Пензенской губернии местности Алты авыл Ягудиных, во главе с Нигметуллой-бабаем обосновалась в Астрахани в 1870-80-е гг. и стала активно торговать с казахами Букеевской Орды, и уже в 1900-е гг. три брата Сейфуль-Мулюк, Илязетдин (Гилязетдин) и Мингач (Мингажетдин) Нигматулловичи относились к «столпам» местного татарского общества.

В начале ХХ в. три брата Ягудины, а особенно средний – Илязетдин, активно включаются в астраханское татаро-мусульманское общественное движение. В 1906 г. Илязетдин Ягудин баллотировался в гласные Астраханской Городской Думы по 2 участку, но не набрал голосов избирателей. Зато в этом году он был избран в число выборщиков депутатов в Государственную Думу от партии кадетов, был избран в члены регионального комитета партии кадетов от мусульман. На следующих выборах в Городскую Думу, в январе 1913 г. И.Н. Ягудин был избран гласным по 5 городскому участку.

Когда в декабре 1906 г. в Астрахани было создано региональное татарское культурно-просветительское общество «Шурай-Ислам» И. и С.-М. Ягудины были избраны в первый состав правления общества.

Впоследствии, к концу 1900-х гг. братья Ягудины станут одними из лидеров этого общества и вместе со своим земляком купцом А. Дашкиным возглавят умеренное крыло общества. В 1909 г. И.Н. Ягудин вошел в состав правления «Попечительства о бедных татарах (мусульманах) города Астрахани» и состоял в нем до закрытия общества большевиками в 1918 г.

В центре Илязетдин Ягудин с внуком Арсланом. По обе стороны от него сестры . Сююмбике в верхнем ряду слева вторая. 1948 г.
В центре Илязетдин Ягудин с внуком Арсланом. По обе стороны от него сестры . Сююмбике в верхнем ряду слева вторая. 1948 г.

Братья Ягудины в Астрахани были одними из самых последовательных сторонников развития новометодного образования и идей просвещения в татарском обществе, настаивали на необходимости введения женского образования. Своих дочерей они отдавали в школы с русским классом и джадидской методикой образования. Материально поддерживали эти школы, да и вообще все благотворительные акции мусульман. Также И. Ягудин был в числе тех немногих состоятельных мусульман г. Астрахани, которые постоянно материально поддерживали издание «младотатарской» газеты «Бургани-Таракки».

Приход большевиков к власти И. Ягудин и татарская буржуазия города встретили отрицательно. Они создали свое региональное мусульманское правительство Шуро Ислам, стали издавать газету «Сарай», весной 1918 г. когда стал реализовываться Декрет об отделении школы от религиозных организаций и закрывались мечети, оказались в резкой оппозиции к Мусревкому во главе с К. Туйбахтиным. В итоге, в августе 1918 г., когда в Астрахани произошли контрреволюционные волнения, вспыхнул так называемый «белотатарский» мятеж, комиссар был убит, но красные сумели отстоять город.

Часть мусульманского духовенства и буржуазии была арестована и репрессирована, некоторым удалось спешно бежать. Так Ягудины, Дашкины, Ходжаевы, Капкаевы и др. оказались в Средней Азии и уже здесь, судьба их детей развивалась в реалиях советского времени.

25 мая 1916 г. в Астрахани в семье Илязетдина и Зарифы Ягудиных родилась девочка Сююм (Сююмбика), которой суждено было стать одной из выдающихся ученых агрономов-селекционеров Узбекской ССР. Это была четвертая дочь подряд Зарифы Абдулазизовны, до нее в 1907 г. родилась Саида, в 1911 г. - Айша, в 1912 г. - Алимя. В 1918 г. родился долгожданный сын Талгат. Еще трое детей не пережили младенчество. В 1921 г., когда семья уже жила в Средней Азии в 38 лет, не пережив очередных родов, от заражения крови умерла мать, пятилетняя Сююмбике и остальные дети остались сиротами.

Илязетдин вскоре женился вновь, на молодой женщине с ребенком, в надежде, что она станет матерью его детям. Но, к сожалению, она стала мачехой, заботилась только о своем сыне, Шавкате, а девочек отправила работать. Как только старшая дочь Саида закончила Рыбный техникум и уехала по распределению в г. Аральск (Казахстан), затем перебралась в туркменский Чарджоу, все дети по мере достижения 14 лет стали уезжать к ней.

Саида работала в экспедиции зоологического института АН. Старшие девочки и брат закончили краткосрочные курсы и рано устроились на работу. А вот Сююмбике, закончившая семилетку с отличием в 1930 г., поступила в агро-хлопковый техникум г. Чарджоу и одновременно устроилась на работу агротехником в МТС, а затем, в 1934 г. Ашхабадский сельско-хозяйственный институт и здесь «проснулся» ее интерес к ягодным культурам. Так как в Ашхабаде исследовали исключительно хлопководство и отчасти зерноводство, со второго курса Сююмбике решила перевестись в 1935 г. в г. Ташкент, т.к. там была кафедра ягодных культур.

Документы ей дали на руки, и она их повезла в Ташкент. По дороге обнаружила в пакете справку о своем происхождении – «из купцов», а репрессии уже начались, и решила ее уничтожить. И это было абсолютно правильное решение.

Таким образом, С.И. Ягудина благополучно закончила институт. В 1940 г. после окончания Ташкентского сельскохозяйственного института была распределена на работу в отдел субтропиков Узбекской опытной станции плодово-ягодного и субтропического хозяйства им. Р.Р.Шредера (с 1947 г. Научно-исследовательский плодово-ягодный институт Академии наук Узбекистана им. Р.Р.Шредера, с 1967 г. Научно-производственное объединение по садоводству, виноградарству и виноделию им. Р.Р.Шредера), где проработала до 1976 г., с перерывом, в 1942–1946 гг. работала в Туркменском филиале АН СССР, в Марыйском областном земельном отделе (Туркменская ССР), в 1952–1955 гг. старший агроном Управления овощей и картофеля Министерства сельского хозяйства Узбекской ССР.

Академик Рихард Рихардович Шредер и Сююмбике Илязетдиновна Ягудина. 1939 г.
Академик Рихард Рихардович Шредер и Сююмбике Илязетдиновна Ягудина. 1939 г.

Еще во время обучения талантливую студентку заметил академик Рихард Рихардович Шредер, российский и советский учёный-агроном, педагог, основатель научного сельского хозяйства в Узбекистане, а также первого в Центральноазиатском регионе НИИ (НПО) садоводства, виноградарства и виноделия, которым руководил на протяжении 42 лет. Академик Шредер Р.Р. отправил ее в целевую аспирантуру в Тимирязевскую академию.

Муж одной из сестер, Хазбулатов Исмагил, астраханец по происхождению, решил выполнить свой «партийный долг» и написал донос о ее «буржуазном» происхождении. Это был 1940 г. В сентябре С.И. Ягудину поставили в известность, показали донесение и отчислили. Она вернулась в Ташкент.

По возвращении на работу, несмотря на постигшую неудачу, продолжила исследования по изучению ягодных культур и только в 1957 г., собрав большой фактический материал по селекции земляники, защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Некоторые особенности роста и плодоношения крупноплодной садовой земляники в Ташкентском оазисе». В 1947– 1952 гг. заведующая отделом внедрения, 1968–1976 гг. заведующая сектором ягодных культур.

-4

В 1941 г. ей сделал предложение однокурсник Усманов Фатых и увез ее в Байрамали, где он работал на конном заводе главным зоотехником. Началась война, он занимался поставками лошадей на фронт. В конце 1942 г. у них родилась дочь Раися. А в 1943 г. Сююмбике Илязетдиновна узнала, что у Фатыха есть еще семья на стороне, растет сын Фарит. Она подала на развод и уехала к старшей сестре в г. Мары (именно с этим связан разрыв в работе НИИ УзССР). Одновременно у Фатыха случились неприятности на работе - басмачи угнали табун лошадей. Он понял, что трибунала не избежать и застрелился.

-5

После войны С.И. Ягудина вернулась в Ташкент, устроилась работать в Минсельхоз, ей дали жилье, приехали сестры и отец. Одновременно за ней стал ухаживать Ишмухамедов Касым, ее давний поклонник. Она согласилась на брак. В 1951 г. появилась дочь Аделя. Но второй муж оказался горьким пьяницей и ревнивым драчуном. В 1955 г. Сююмбике Илязетдиновна развелась. И еще стало известно, что он также на стороне имел семью.

Личная жизнь мамы повторилась дважды по одному сценарию. Единственной радостью от этих браков были две девочки, которые были с ней до конца дней.

Раися стала агрохимиком, работала в закрытом институте. Ее сын Даянаев Дмитрий живет и работает в г. Симферополе, предприниматель. Адэля, по специальности химик-технолог, занималась изучением свойств полимерных материалов, кандидат химических наук. Ее дети - Фарида живет и работает во Франции, преподает математику. Кандидат физ-мат наук. Сын - Мурат тоже математик, работает в банке в Москве начальником управления рисков.

Достижения С.И. Ягудиной в селекции значительны и бесспорны. Они позволили создать гибриды плодовых культур с новыми свойствами с возможностью их выращивания в условиях засушливого Среднеазиатского региона, а также сделать весьма важные теоретические выводы. С.И. Ягудина использовала такие виды воздействия на природу растения, как гибридизация, воспитание развивающегося гибрида в различных условиях и отбор. Научно-практическая деятельность заключалась в выведении сортов ягод для возделывания в регионах со среднеазиатскими засушливыми климатическими условиями.

В результате сортоизучения и сортоиспытания были созданы такие сорта садовой земляники, как «Память Шредера», «Поздняя сладкая», «Узбекистанская», «Дильбар (Красавица Узбекистана)», «Ташкентская».

С 1948 г. С.И. Ягудина занималась селекцией золотистой смородины. Результатом этих работ явилось создание сортов Плотномясная, Узбекская Сладкая, Кишмишная, Узбекистанская Крупноплодная, Дустлик, Дружная, Солнышко, Буроягодная, Эликсир, Алена, Мухаббат, Лучезарная, Ядгар, рекомендованных для выращивания в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, на Урале, в Краснодарском крае и Крыму.

-6

С.И. Ягудина вела большую работу по популяризации знаний среди садоводов-любителей. Является автором научно-популярных книг и брошюр, изданных на русском и узбекском языках.

Результаты работы С.И. Ягудиной поразительны. Ею были созданы 15 новых сортов садовой земляники и золотистой смородины.

Они обладают высокими вкусовыми качествами и в то же время прекрасно приспособлены к местным условиям. С.И. Ягудина своими работами показала, что творческие возможности человека безграничны. Выведенные С.И. Ягудиной сорта земляники и золотистой смородины неоднократно представлялись на выставках достижений народного хозяйства. За большой вклад в развитие сельского хозяйства страны награждена четырьмя серебряными и тремя бронзовыми медалями ВДНХ СССР. Дважды награждена Почетной грамотой Верховного Совета Узбекской ССР. В 1973 г. указом Президиума Верховного Совета Узбекской ССР ей было присвоено почетное звание «Заслуженный агроном Узбекской ССР». Автор более 70 научных работ, 20 сортов земляники и смородины [2, с. 497]. Скончалась Сююм Илязетдиновна от тяжелой продолжительной болезни в г. Ташкенте 1 октября 1991 г.

-7

Селекционер Р.М. Абдуллаев в память о своем научном руководителе назвал новый сорт золотистой смородины «Сиюма».

Семейные фотографии и документы предоставлены дочерью С.И. Ягудиной Аделей Касимовной Еникеевой:

«Добрый день, Марина Маратовна! Это я Вам благодарна за то, что Вы проявили интерес к моей маме. Она ведь татарка, по национальности и ее даже просили ради карьеры записаться узбечкой, чтобы проще было вступить в партию. Мама была беспартийной и ни за что не пошла бы на такие ухищрения ради карьеры. Она - ученый -практик, производственник. Занималась селекцией земляники и смородины с одним желанием, чтобы у людей на столе как можно дольше были свежие ягоды. Ездила по колхозам внедряла свои сорта. Так что спасибо Вам»

С благодарностью отмечу сайт berrylib.ru. Они выложили в открытый доступ книгу узбекского автора Ягудиной С.И. "Ягодные культуры". Ташкент, Издательство «Узбекистан», 1979 г.

Марина Имашева