Найти в Дзене

Рождественские монастыри Турции: 4 святыни, где молятся христиане и мусульмане

В канун Рождества в Турции, стране с мусульманским большинством, загораются огни на ёлках и звучат знакомые мелодии. Но есть места, где дух праздника обретает особую, вневременную глубину. Это древние христианские монастыри, которые на протяжении веков были не только оплотом веры, но и мостами между культурами. Сегодня, в наши сложные времена, они остаются уникальными точками притяжения, куда в декабре стекаются и христиане для молитвы, и мусульмане — за благословением, миром или просто чтобы прикоснуться к истории. Я посетил четыре таких места, где стены помнят молитвы на разных языках. 1. Монастырь Панагия Сумела (Трабзон): святыня в облаках, общая для всех Легендарный монастырь, основанный в IV веке на высоте 1200 метров, — символ Понта. После долгого запустения он был отреставрирован и вновь открыт как музей, но раз в год, 15 августа, здесь проводят литургию. Однако зимой, особенно в предрождественские недели, сюда приезжают и мусульмане. Зачем? «Это наше общее наследие, — сказа

В канун Рождества в Турции, стране с мусульманским большинством, загораются огни на ёлках и звучат знакомые мелодии. Но есть места, где дух праздника обретает особую, вневременную глубину. Это древние христианские монастыри, которые на протяжении веков были не только оплотом веры, но и мостами между культурами.

Сегодня, в наши сложные времена, они остаются уникальными точками притяжения, куда в декабре стекаются и христиане для молитвы, и мусульмане — за благословением, миром или просто чтобы прикоснуться к истории. Я посетил четыре таких места, где стены помнят молитвы на разных языках.

-2

1. Монастырь Панагия Сумела (Трабзон): святыня в облаках, общая для всех

Легендарный монастырь, основанный в IV веке на высоте 1200 метров, — символ Понта. После долгого запустения он был отреставрирован и вновь открыт как музей, но раз в год, 15 августа, здесь проводят литургию. Однако зимой, особенно в предрождественские недели, сюда приезжают и мусульмане. Зачем? «Это наше общее наследие, — сказал мне Али, таксист из Трабзона, который привёз свою семью. — Здесь особая сила (bereket).

Мы зажигаем свечку, просим здоровья. Бог один». В монастырском источнике, вода которого считается целебной, набирают воду и христиане, и мусульмане. Смотрители-мусульмане с уважением рассказывают о фресках. Это место, где вера в чудо и историческая память оказываются сильнее религиозных границ.

-3

2. Монастырь Дейрюльзафаран (Мардин): где арамейский язык звучит как молитва

Расположенный рядом с Мардином, этот монастырь — духовный центр Сирийской православной церкви. Здесь сохранился арамейский язык, на котором говорил Иисус. В рождественский сочельник здесь проходит уникальная служба. Но что удивительно: местные мусульмане-арабы также почитают это место.

Они называют его «Дейрюльзафаран» (Шафрановый монастырь) и часто приходят к его стенам со своими просьбами, особенно о здоровье детей. Настоятель, с которым мне удалось поговорить, сказал: «Мы соседи уже 1400 лет. Уважение — наш общий язык. Они приходят не в церковь, а к нам, как к старшим соседям, за советом и миром». В предрождественской тишине монастырского двора это соседство ощущается физически.

-4

3. Монастырь Мор Габриэль (Тур Абдин): «Гора слуг Божьих» в Месопотамии

Один из старейших continuously действующих монастырей в мире, крепость веры в сирийской пустыне. Его история — это история выживания. И сегодня выживание немыслимо без добрых отношений с окружающими мусульманскими деревнями. Мне рассказали историю: каждое Рождество монахи готовят особый хлеб и сладости и разносят их по соседним сёлам. А те, в ответ, приносят в монастырь свои дары — фрукты, сыр, шерсть.

Для многих местных мусульман монастырь — не чужая крепость, а часть ландшафта души, место, где живут «люди книги», хранители древней мудрости. Прийти сюда в декабре — значит прикоснуться к этому древнему договору о взаимном уважении.

-5

4. Церковь Святого Георгия (Стамбул, Фенер): рождественские песни над Босфором

Патриархат в стамбульском районе Фенер — сердце мирового православия. На Рождество здесь проходит служба, которую посещает не только греческая община, но и множество стамбульцев-мусульман, интеллектуалов, художников, просто любопытных. Для них это часть культурного кода города, как Айя-София или Голубая мечеть.

После службы на улицах Фенера и Балата царит особая атмосфера: из окон доносятся греческие рождественские мелодии, в кафе заходят люди с зажжёнными свечами. Мусульманский продавец в лавке может поздравить вас с «Рождеством вашего пророка Исы». Это рождество не как сугубо религиозный праздник, а как общий праздник света в самом тёмном времени года — традиция, которую мегаполис впитал в себя.

Почему это важно?
Эти места — живые антитезы конфликту. Они доказывают, что совместное сакральное пространство возможно. Рождество здесь — не повод для разделения, а напоминание об общем пророке (Исе/Иисусе), общих ценностях гостеприимства и мире. Посещая такие монастыри в декабре, ты видишь не археологию, а fragile, но живую ткань взаимного признания. И это, возможно, самый главный рождественский урок, который может преподнести современная Турция.

Если вам интересны настоящие, непарадные истории из жизни Турции — заходите в мой канал: Нейрошед
А для размышлений о простых радостях жизни — welcome в мой садовый дневник:
Садовый туризм

Природа — лучший художник. Но теперь и мы можем творить как она! С помощью нейросетей я превращаю обычные фото в цифровые шедевры. Все инструменты и техники — в моем канале «Мир нейроискусства» https://t.me/mir_neuroiskusstva