Знаете, как выглядит бессознательный самосаботаж в чистом виде?
Девять лет назад, начиная работая риэлтором, я вела одну из первых своих сделок. Задача казалась простой: продать просторную «сталинку» в центре, чтобы бабушка переехала в новостройку ближе к детям и внукам . Бабушка, на словах была полна энтузиазма:
«Да, конечно, мне уже тяжело тут одной, хочу к внукам!»
Мы сделали шикарные фото, я выставила квартиру. Мой телефон буквально разрывался. Показы шли почти каждый день. И каждый раз, когда покупатели уже готовы были сделать предложение, всё как-то срывалось. Они уходили задумчивые, слегка раздражённые, и больше не перезванивали.
Я грешила на свою неопытность, на цены, на что угодно. Пока на четвертом показе не стала слушать что она говорит покупателям:
«Ах, да, соседи у нас тихие, вот только сверху недавно четвертого родили — топот, конечно, но я почти глухая, мне не мешает».
Или, указывая на порог между комнатами:
«Тут, кстати, внук ногу сломал, осторожно не запнитесь…»
«Воду, бывает, отключают, но ненадолго — на неделю максимум».
Я смотрела на её добрую улыбку и до меня начало доходить. Она не хотела переезжать, ей хотелось сохранить все как есть. Даже если придется ездить к внукам каждый день на другой конец города. Даже если нужно пешком подниматься на пятый этаж и пить обезболивающие.
Да, сознательно она приняла переезд, но бессознательное , тот самый внутренний страж, в ужасе цеплялось за родные стены, за привычный уклад, за свои родные и понятные проблемы, к которым она привыкла.
Это и есть сопротивление к изменениям, с которым я часто встречаюсь уже как психолог. Когда человек откладывает и переносит запись. Когда забывает делать домашнее задание. Когда делает первые уверенные шаги, получает результаты и пугаясь - выпадает на пару лет из терапии. Когда вообще отрицает и обесценивает возможности психотерапии, выбирая «магические» способы совладания с симптомом. Даже ценой здоровья и отношений.
Как та бабушка, которая подсознательно отваживала покупателей, мы сами отваживаем возможности изменить свою жизнь. Потому что переезд в новую психологическую реальность — это прощание со старыми, привычными стенами, даже если в них сквозит холод и течёт потолок. Со старым, страдающим «Я», у которого есть свои вторичные выгоды.
Терапия начинается не тогда, когда вы осознали проблему. Она начинается в тот момент, когда вы ловите себя на одной из этих «милых», саботирующих мыслей и решаете принести прямо её, эту фразу, как предмет на первую сессию.
«Знаете, я вот тут подумала, что у меня и не такая большая проблема, чтобы вас беспокоить» — это и есть тот самый порожек, об который ломаются ноги, и с него можно начать.
Достаточно просто заметить, за какие привычные проблемы в своей жизни вы продолжаете цепляться. И поговорить об этом.