Порой случается так, что театральные интриги и закулисные игры среди актёров не знают границ. Именно это произошло в судьбе Натальи Медведевой — актрисы, которой завидовали коллеги и которая для одной из них стала настоящим врагом.
Наталья Медведева проснулась знаменитой после фильма «Возвращение Василия Бортникова», где исполнила роль Авдотьи. Спустя три года успех закрепился картиной «За витриной универмага», в которой она предстала в образе директора фабрики Анны Андреевны. На тот момент актрисе было уже около сорока лет, и её карьера могла бы развиваться дальше, если бы ей попросту не дали этого сделать.
Медведева встала на пути у признанных звёзд советского кинематографа — Любови Орловой и Веры Марецкой. Последняя особенно невзлюбила актрису. Наталью Медведеву нередко сравнивали с Элиной Быстрицкой — утверждать или опровергать это можно по-разному, но одно бесспорно: обе были красивы и по таланту друг другу не уступали.
Детство и юность
Наталья Медведева родом из северной столицы. Она родилась в 1915 году в интеллигентной и творческой семье, поэтому неудивительно, что с детства видела своё будущее в искусстве.
Её отец, Павел Медведев, был литературоведом, состоял в Союзе писателей Ленинграда и преподавал в педагогическом институте. Мать полностью посвятила себя театру и была театральной актрисой. Родители развелись, когда Наталья училась в школе. Отец вновь женился, и в этом браке родился сын Юрий — сводный брат Натальи.
В конце 1930-х годов отца арестовали по ложному доносу за участие в «антисоветской организации бывших эсеров». Он попал под расстрел. Позже пришло официальное письмо о том, что Павел Медведев был незаконно арестован и реабилитирован, но вернуть его было уже невозможно — место захоронения так и осталось неизвестным.
С этого момента Наталья Медведева и её сводный брат Юрий жили с клеймом детей «врага народа».
Учёба и театр
Несмотря на трагедию в семье, Наталья не отказалась от мечты стать актрисой и поступила в театральный институт. Однако закончить обучение в родном городе ей не удалось — в её планы, как и в судьбы миллионов людей, вмешалась Великая Отечественная война.
Она была эвакуирована в Свердловск, где некоторое время работала. Узнав, что в городе есть театральное училище, Наталья подала документы и была зачислена сразу на четвёртый курс. Получив диплом, она мечтала о столичных театрах, но сначала почти два года проработала в Свердловском драматическом театре под руководством Ефима Бриля.
Как только появилась возможность переехать в Москву, Медведева сразу же уехала. Её приняли в театр на Спартаковской, где она работала с перерывами несколько лет. Также она выходила на сцену Московского областного театра драмы и Театра имени Моссовета.
Кино и поздний успех
В кино Наталья Медведева пришла довольно поздно — ей было почти сорок лет, когда Всеволод Пудовкин пригласил её в свой фильм «Возвращение Василия Бортникова». Это была последняя работа великого режиссёра. Роль Авдотьи у Медведевой получилась великолепной. На съёмочной площадке её партнёрами стали Сергей Лукьянов, а также молодые и красивые Клара Лучко, Нонна Мордюкова и Инна Макарова.
Несмотря на успех, режиссёры не спешили приглашать актрису. Лишь спустя три года она вновь появилась на экране — в фильме «За витриной универмага», где убедительно сыграла директора фабрики Анну Андреевну. Эта роль закрепила её успех.
Однако в полной мере реализовать свой актёрский потенциал Наталье Медведевой так и не удалось. Хотя она снималась у выдающихся режиссёров — Александра Зархи, Александра Птушко, Сергея Герасимова, Самсона Самсонова и Всеволода Пудовкина, — всего за карьеру актриса сыграла лишь в 18 фильмах, что по кинематографическим меркам очень немного.
Личная жизнь
Не самым удачным образом сложилась и личная жизнь актрисы. Едва ей исполнилось 19 лет, она вышла замуж за инженера-конструктора Петра Бельского. В 1936 году у пары родилась дочь Галина. Она не пошла по стопам матери, а связала свою жизнь с журналистикой и работала в редакции научно-учебного института.
Именно раннее материнство стало одной из причин позднего начала актёрской карьеры Натальи Медведевой. Что случилось с первым мужем, источники умалчивают: возможно, супруги развелись ещё в молодости, возможно, он погиб на фронте, а возможно, они прожили вместе достаточно долго и расстались позже. Как бы то ни было, Галину актриса воспитывала одна.
Наталья Медведева ещё раз выходила замуж, но этот брак был столь кратковременным, что не оставил заметного следа в её биографии.
Травля и конец карьеры
Самым тяжёлым испытанием для актрисы стала травля в театре. Причины назвать сложно: кому-то не нравилась её прямолинейность, кто-то завидовал её успеху. Начиналось всё блестяще — главная роль в дебюте, работа с именитым режиссёром, ведущие роли в театре.
Переломным моментом стал конфликт с Верой Марецкой. Однажды Марецкую утвердили на главную роль в спектакле, но она сообщила, что уезжает за границу. Тогда на её место назначили Наталью Медведеву.
Узнав об этом, Марецкая явилась в театр и прямо на генеральной репетиции вышла на сцену, начав произносить текст, полностью игнорируя коллегу. Этот поступок сошёл ей с рук — Марецкая была женой режиссёра, пусть и бывшей, и обладала огромным авторитетом.
С этого момента Вера Марецкая делала всё возможное, чтобы превратить жизнь Натальи Медведевой в ад. Не выдержав давления, в 1979 году Медведева написала заявление об увольнении по собственному желанию.
Она перешла в другой театр, но и там не смогла прижиться из-за травли. Ей было уже далеко за шестьдесят, и актриса решила окончательно оставить профессию.
Последние годы
В преклонном возрасте Наталье Павловне пришлось непросто. Незадолго до увольнения её представили к награде от театра, но после ухода документы отозвали. Материальная помощь была минимальной и оказывалась лишь по праздникам.
Спасением для неё стала семья — дочь, внучка и правнучка. Им она посвятила остаток жизни. Наталья Медведева никогда ни на кого не жаловалась и принимала все испытания с достоинством.
Она ушла из жизни в 2007 году. Красота, естественная грация и искренность исполнения её ролей навсегда остались в памяти зрителей. Пусть она снялась не так много, но свой значимый след в советском кинематографе Наталья Медведева всё же оставила.